Открытое фронтальное логопедическое занятие "В поисках клада"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Балданова Людмила Александровна

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательных с существительными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_poiskah_klada.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 4 класса

«В поисках клада»

Учитель-логопед Балданова Л. А.

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именами существительными в  роде, числе и падеже. Способствовать формированию  представления о связи согласования прилагательных с существительными.

Задачи :

Коррекционная: работать над активизацией словарного запаса на материале лексической темы игры-путешествия «В поисках клада»; закрепить знания о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде числе и падеже; способствовать развиватию внимания и памяти, общей и мелкой моторики,  формированию кинестетических ощущений, фонематического слуха; учить обобщать и  делать выводы.

Образовательная: способствовать формированию практических  навыков  правильного употребления  имен прилагательных, согласования их с именами существительными в роде, числе, падеже. 

Воспитательная: способствовать формированию понятий о нравственных ценностях.

Оборудование ученика: карточки с заданиями.

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия

1.Речедвигательный организационный момент

Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие под названием «В поисках клада». Ребята, с чем у вас ассоциируется слово путешествие?

Слова: игра, клад, секрет, загадка, тайна, пу/те/шест/ви/е.

Как вы думаете, что нам предстоит разгадать? (загадки, секреты, тайны).  Что нам нужно найти? (клад)

Ну что, готовы? Тогда вперед!

Основная часть

1. Чтобы угадать тему нашего занятия, нужно разгадать шифр. Посмотрите, он и ключ к нему есть на нашем экране. Я думаю, всем вместе будет легче расшифровывать послание.  Имейте ввиду, что каждой цифре соответствует определенная буква.  (Имя прилагательное)

Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо! Ведь для того, чтобы найти клад, нужно выполнить несколько разных заданий, связанных со знанием этой темы.

3. Ребята, а каким может быть путешествие?

Подберите к имени сущ путешествие подходящие по смыслу слова. 

(Опасное, интересное, веселое,  познавательное).

- К какой части речи относятся названные вами слова? (имя прилагательное)

- Скажите пожалуйста, в каком роде стоит сущ путешествие? (ср род)

- А названные вами имена прилагательные? (ср род)

- Назовите окончания имен прилагательных. (-ое). Почему у всех прилагательных одинаковое окончание? Какой вывод сделаем? Сущ путешествие ср. рода, поэтому относящиеся к нему имена прилагательные, тоже ср. рода. Молодцы!

Итак, с заданием вы справились очень хорошо. Наше путешествие продолжается. Мы оказались в  Волшебном лесу.  Чтобы по нему пройти, нужно составить синквейн к слову путешествие.  

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Попробуйте вместе справиться с этим заданием. (групповая работа)

 Синквейн к слову путешествие можно расписать следующим образом:

Вариант 1

1) существительное по теме: путешествие.

2) прилагательные: долгожданное, развивающее.

3) глаголы: расширяет, развивает, составляет.

4) фраза: Разные дали мир показали.

5) заключительное существительное: приключение.

Вариант 2

1) путешествие.

2) научное, образовательное.

3) образовывает, учит, формирует.

4) Лучше мир я узнаю.

5) познание.

4. Вы успешно справились с заданием. Посмотрите, мы находимся у входа в Заколдованную пещеру. Взгляните, на одной из стен имеется надпись. Давайте попробуем ее прочесть. 

В (тишина) океане на (солнце) острове ты найдешь (старина) вазу с запиской. Жди (по пути) ветра и отправляйся в (опасность) путешествие.

Для того, чтобы расшифровать послание нужно слова, данные в скобках преобразовать в имена прилагательные и согласовать их с именами существительными. Задайте вопрос к именам сущ: в океане (каком?) Тихом.  Выпишите образованные словосочетания в той форме, в которой они стоят в предложениях и определите род, число, падеж имен прилагательных. (работа в карточках с последующей проверкой)

- А теперь мы сможем понять, о чем говорится в письме. 

В Тихом океане на Солнечном  острове ты найдешь старинную вазу с запиской. Жди попутного ветра и отправляйся в опасное путешествие.

5.  Физминутка. Вы успешно выполнили это сложное задание. Нам пора  отправляться на Солнечный остров. Но сначала немного отдохнем. Путешественники должны быть очень умными и внимательными. Для этого они должны тренировать свой мозг. Выполним ряд упражнений  - «Зарядку для ума».

1. «Кулак, ребро, ладонь», 2. «Голова плохая, живот хороший», 3. «Ухо, нос» ;

Мы подходим к берегам Солнечного острова. Вспомните, о чем говорилось в послании? В воде у берега должна быть старинная ваза с запиской. Взгляните, морская вода размыла некоторые буквы в словах записки. Какие части слов исчезли? (окончания прилагательных).  Нам нужно их вставить и тогда записка обретет ясность. Что поможет вам правильно подобрать окончания? (слова-вопросы)

В давн… времена возле Солнечн… острова потерпел крушение пиратск… корабль. Сильн.. волна выбросила на берег несколько матросов вместе с несметн… сокровищами. В сундуке было много золот… монет и драгоценн… камней. Не дождавшись помощи, пираты зарыли сундук рядом с самым красив… водопадом на острове.  Этот водопад находится  в восточн… части Солнечн… острова.

- Самостоятельная работа и проверка чтением вслух.

  •  Молодцы! Эта задача оказалась вам по плечу! Давайте же скорее сойдем с корабля и отправимся на наш необитаемый остров.

Ребята,  на острове, я думаю, кроются какие-то тайны, попробуем их разгадать? Для этого вы должны выбрать и подчеркнуть подходящие по смыслу имена прилагательные.

1.Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.  Преувеличивать достоинства, качества и т. п. чего-либо, не имея о нём реального представления.

2.Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды. так иносказательно говорят о том, кто смог уйти от наказания, то есть врал, изворачивался, как уж нас сковородке лишь бы избежать заслуженного порицания.

3. Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте. Кто-либо плаксив, слезлив; часто и беспричинно плачет.

4. Отложить в (долгий, ранний, глубокий) ящик.  Переносить выполнение чего-либо на неопределенно длительное время...

5.. Вывести на (чистую, грязную, ледяную) воду.Разоблачать, уличать кого-либо 

Вставьте в устойчивые выражения нужное слово и объясните смысл.

  • Рефлексия. Ребята, все тайны и загадки мы с вами разгадали. Наше путешествие подходит к концу. А где же тогда наш клад? Давайте вернемся к теме нашего занятия. В поисках клада. Как вы думаете удалось ли нам сегодня отыскать клад?

Давайте подумаем, что может быть кладом нашего занятия?

Клад – это ваши знания по теме имя прилагательное, ваша сплоченность и дружба!

Приложение

Карточка для индивидуальной работы обучающихся

  • 10, 14, 33      

17,18,10,13,1,3,1,20,6,13,15,16,6 _____________________________

  • Выпишите образованные словосочетания в той форме, в которой они стоят в предложениях и определите род, число, падеж имен прилагательных.

В (тишина) океане на (солнце) острове ты найдешь (старина) вазу с запиской. Жди (по пути) ветра и отправляйся в (опасность) путешествие.

В океане (каком?) Тихом (ед.ч., м.р. П.п.)

На острове (каком?) ________________________________________________

Вазу (какую?)______________________________________________________

Ветра (какого?)____________________________________________________

Путешествие(какое?) _______________________________________________

  • Вставьте пропущенные окончания в именах прилагательных.

В давн… времена возле Солнечн… острова потерпел крушение пиратск… корабль. Сильн.. волна выбросила на берег несколько матросов вместе с несметн… сокровищами. В сундуке было много золот… монет и драгоценн… камней. Не дождавшись помощи, пираты зарыли сундук рядом с самым красив… водопадом на острове.  Этот водопад находится  в восточн… части Солнечн… острова.

  • Подчеркните в устойчивых выражениях нужное слово и объясните смысл. Для этого вы должны выбрать подходящее по смыслу имя прилагательное.

1.Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.  

 2.Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

3. Глаза на (влажном, мокром, сухом)  месте.

4.Отложить в (долгий, ранний, глубокий) ящик.

5.. Вывести на (чистую, грязную, ледяную) воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Фронтальное логопедическое занятие Зимующие птицы Ростовской области

Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах и словах для учащихся школ VIII вида, с применением здоровьесберегающих технологий. Может быть использовано в полготовительной к шк...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия с группой детей с НВОНР 4 класс

Цель логопедического занятия - восполнение пробелов в формирование связной речи.  Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног...