Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Квардицкая Ирина Олеговна

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_korretsii_rechevyh_narusheniy.docx136.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

                                                                                                                                                        Приложение к основной образовательной

                                                                                                                                                         программе начального общего образования

                                                                                                                                     приказ от 31.08.2020 г. № 277

Рабочая программа

По коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития

Срок реализации программы: 2020-2024 учебный год

Составитель: Квардицкая Ирина Олеговна

Согласовано:                                                                                                                                

протокол заседания научно-методического совета

от 31.08.2020 № 1

                                                               Согласовано:                                                                                                                                

                                                            заместитель директора по УВР

  ______________ О.Ю.Никитина

2020-2021 учебный год

г. Урай

Содержание программы

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………...

3

6

10

Тематическое планирование …………………………….............................................................................................

15

Планируемые результаты изучения курса

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Система оценки достижений

Календарно - тематическое планирование для обучающихся первых классов с ЗПР …………………………………………………………..

31

Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов с ЗПР ………………………………………………………….

33

Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов с ЗПР………………………………………………….

36

Календарно - тематическое планирование для обучающихся четвертых классов с ЗПР ……………………………………………..

39


Пояснительная записка

В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, поступает разный контингент детей: как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях нашего учреждения, чаще всего, среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами, со смешанными специфическими расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.

Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени тяжести. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают ученики 1-4 классов. Трудности обучения данной группы школьников с нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, особенно познавательной деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению школьных программ по всем предметам.

Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логико-грамматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла прочитанного. Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего, находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии. Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций, обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.

Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ, а также комплексного подхода к их коррекции. Планирование рассчитано на учащихся 1-4 классов с ОВЗ с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации Мазановой Е. В., Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И.

Нормативно-правовой базой программы является:

Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ, предупреждение дезадаптации, формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ.

В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выделяются определенные задачи:

 - своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;

 - определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

 - составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;

 - организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и устранению нарушений устной и письменной речи путем формирования всех составляющих языковой системы;

 - формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;

 - практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;

 - проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного развития в речевом статусе ребенка;

 - организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, популяризация логопедических знаний; оказание консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

 - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 - Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность, систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, формирование сознательности и активности ученика.

Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и включает в себя взаимосвязанные направления:

 - диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;

 - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по профилактике и устранению речевых нарушений у детей;

 - консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с нарушениями речи и их семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

 - информационно-просветительская работа связана с распространением опыта логопедической работы с детьми и взаимосвязью со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения, можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий, оценочный.

На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапе ведется работа, направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме 1-2 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения, рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество, учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность, логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью логопедической работы со школьниками 1-4 классов с ОВЗ, является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:

 - зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;

 - задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

 - устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;

 - наблюдение в ходе какой-либо деятельности.

Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и письменной речи у школьников 1-4 классов с ОВЗ.

Тематическое планирование

Данная программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися с ОВЗ с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения). Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

1 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1. Дать понятие о слове и предложении.

2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка.

3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы.

4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами

5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв

Тема (содержание)

Количество часов

Основные виды деятельности

1 класс/68 часов в год

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов.

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.

8 часов

Гласные и согласные звуки 

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

14 часов

Звонкие и глухие согласные 

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

18 часов

Сонорные согласные 

Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

4 часа

Слоговой анализ и синтез слов 

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

4 часа

Ударение 

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

2 часа

Слово 

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

4 часа

Предложение Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.

2 часа

Развитие связной речи 

Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. Использование лексических тем:

«Осень».

«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Дикие животные». Ознакомление с редкими животными области. «Детеныши диких животных».

«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер. «Школьные принадлежности».

«Части предметов».

«Птицы». Знакомство с перелётными птицами .

«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».

«Зима». Особенности зимы нашего края. «Весна». Особенности весны нашего края. «Цветы и растения». Растительный мир области.

12 часов

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

- конструкцию предложения;

-основное отличие звука от буквы;

- звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

- отличать гласные звуки и буквы от согласных;

- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

- делить слово на слоги;

- выделять в слове ударный слог;

- правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- пересказывать несложные тексты.

2 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1. Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения

2. Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3. Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4. Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков

5. Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки

6. Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире, новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

7. Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).

Тема (содержание)

Количество часов

Основные виды деятельности

2 класс/68 часов в год

Предложение и слово 

Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета

(6 часов)

Слогообразующая роль гласного. Ударение 

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

(2 часа)

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы 

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

(10 часов)

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные  Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

(8 часов)

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства 

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

(6 часов)

Словообразование 

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Суффиксы профессий.

Суффиксы в образовании детёнышей животных. Суффиксы прилагательных.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование. Образование слов при помощи приставок.

(20часов)

Предлоги и приставки 

Практическое знакомство с предлогами. Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.

Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Употребление предлогов в связной речи. Использование лексических тем:

«Овощи-фрукты».

«Осень».

«Мебель».

«Посуда».

 «Насекомые».

«Рыбы».

«Профессии».

«Семья».

«Зима».

«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах. «Детеныши животных».

«Весна».

«Домашние животные».

«Растения весной».

(16 часов)

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

-названия предметов по различным лексическим темам;

-структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки; распознавать парные согласные;

- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

- пользоваться различными способами словообразования;

- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова; писать раздельно предлоги со словами;

- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

3 класс

Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове

3. Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования

4. Подготовить к усвоению морфологического состава слова

5. Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения

6. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Тема (содержание)

Количество часов

Основные виды деятельности

3 класс/68 часов в год

Предложение и слово 

Речь и предложение. Предложение и слово.

(2 часа)

Слоговой анализ и синтез слова 

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

(6 часов)

Звуки и буквы 

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

(4 часа)

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака 

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

(4 часа)

Обозначение мягкости с помощью гласных 

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].

(10 часов)

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные 

Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

(6 часов)

Предложения 

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

(6 часов)

Морфологический состав слова

Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е        и л и о        в середине слова. Приставка.Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

(8 часов)

Безударный гласный 

Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

(6 часов)

Предлоги и приставки 

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

(6 часов)

Связная речь 

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.

Использование лексических тем:

«Как я провел лето».

«Осень».

«Птицы».

«Растения и животные». Знакомство с представителями редких и охраняемых видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.

«Дикие животные и их детеныши».

«Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

«Зимние забавы».

«Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года.

«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов.

(10 часов)

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

- слоговой анализ и синтез слова;

-мягкость согласных;

-морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

-предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

- производить звукобуквенный анализ слов;

- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

- пользоваться различными способами словообразования;

- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

- использовать в речи различные конструкции предложений.

- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

4 класс

Цель:

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.Задачи:

1. Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

2. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

3. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

4. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

Тема (содержание)

Количество часов

Основные виды деятельности

4 класс/68 часов в год

Состав слова 

Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

(10 часов)

Безударные гласные 

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

(4 часа)

Согласные звуки и буквы 

Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

(4 часа)

Словосочетания и предложения 

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

(4 часа)

Согласование 

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

(4 часа)

Словоизменение прилагательных 

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

(4 часа)

Словоизменение глаголов 

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

(4 часа)

Предлоги и приставки 

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

(4 часа)

Управление. Словоизменение имен существительных по падежам 

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

(14часов)

Части речи 

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

(4 часа)

Связь слов в словосочетаниях и предложениях 

Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

(4 часа)

Связная речь 

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану. Использование лексических тем:

«Растения и животный мир».

«Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города. «Перелетные птицы».

«Мебель».

«Дикие животные».

«Профессии и инструменты».

«Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в наших лесах.

«Зимние зарисовки».

«Дикие и домашние животные».

(8 часов)

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

- изученные части речи и их признаки;

- признаки главных и второстепенных членов предложения;

- морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

- владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

- устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; составлять план текста.

Планируемые результаты изучения курса

Программа рассчитана на детей с ОВЗ, имеющих ФФНР, ОНР III-IV уровня. Результаты освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение индивидуальной (адаптированной) образовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с тяжелыми нарушениями речи трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для всех предметных областей являются общими и заключаются в следующем:

Личностные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- сформированность основ российской гражданской идентичности;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;

- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- осознание целостности окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы;

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; - овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности;

Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:

- овладение способностью понимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение видеть и исправлять свои ошибки;

- умение работать по плану;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);

- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, калькулятора.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; - умение задавать вопросы;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.);

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных учебных задач;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- использование речи для регуляции своих действий; построения монологического высказывания;

- умение работать с учебной книгой;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты освоения индивидуальной адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ, включающие освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения, представлены в рабочих программах учебных предметов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Ишимова О.А., Шахановская С.Н. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. – 3-е изд. – М. :Просвещение, 2019. – 126 с.
  • Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2020. – 224 с.
  • Суслова О.В. Дисграфия: учусь различать буквы: 1-4 классы. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 79 с.
  •  Суслова О.В. Дисграфия: учусь различать звуки: 1-4 классы. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 62 с.
  • Мальм М.В. Дисграфия: языковой анализ и синтез: 2 класс. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 60 с.
  • Мальм М.В. Дисграфия: языковой анализ и синтез: 2 класс. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 61 с.

Календарно - тематическое планирование для обучающихся первых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение

4 часа

1. Предложение.

2

Развивать слуховое восприятие

2. Предложение. Составление предложений .

2

Развивать зрительное восприятие

Слово

4 часа

3. Слово.

2

Развивать произвольное внимание

4. Слово.

2

Развивать зрительное восприятие

Слоговой анализ и синтез

4 часа

5. Слоговой анализ и синтез.

Деление двусложных слов.

2

Развивать мыслительные операции

6. Слоговой анализ и синтез.

Деление трехсложных слов.

2

Развивать мыслительные операции

Звуки речи

8 часов

7. Звуки речи

4

Развивать фонематический слух

8. Звуковой анализ и синтез слов

2

Развивать слуховую и зрительную память

9. Звуковой анализ и синтез слов

2

Развивать слуховое внимание

Ударение

2 часа

10. Ударение

1

Развитие слухового внимания

11. Ударение

1

Развитие функций самоконтроля

Гласные и согласные

14 часов

12. Гласные первого ряда.

3

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

13.Гласные второго ряда

3

Развитие мыслительных операций

14.Образование согласных звуков

3

Развитие слухового внимания

15.Дифференциация гласных и согласных звуков

3

Развивать слуховую, зрительную память.

16.Твёрдые и мягкие согласные звуки

2

Развивать фонематический слух

Звонкие и глухие согласные

18 часов

17-18.Дифференциация звуков б-п.

3

Развивать зрительное восприятие

19-20. Дифференциация звуков д-т

3

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

21-22 Дифференциация звуков ж-ш

3

Развивать фонематический слух

23-24 Дифференциация звуков г-к

3

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

25-26 Дифференциация звуков в-ф

3

Развивать фонематический слух

27-28. Дифференциация звуков з-с

3

Развивать фонематический слух

Сонорные согласные

4 часа

29-30.Дифференциация звуков л-р

4

Развивать слуховую, зрительную память.

Развитие связной речи

12 часов

31. Обучение последовательному пересказу по вопросам.

4

Формировать языковые средства.

32 . Обучение последовательному пересказу с опорой на действия.

4

Формировать коммуникативные навыки

33. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки

4

Развивать функции самоконтроля.

Всего:

68 часов


Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение и слово

6 часов

1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения

2

Активизировать мыслительную деятельность

2. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

2

Формировать коммуникативные навыки

3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

2

Развивать логическое мышление.

Слогообразующая роль гласного. Ударение.

4 часа

4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

4

Развивать устойчивость внимания, способность к переключению

Твердые и мягкие согласные звуки

10 часов

5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

6. Разделительный мягкий знак

2

Развивать зрительное восприятие

7. .Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2

Развивать фонематический слух

8. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2

Развивать фонематический слух

9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2

Развивать фонематический слух

Глухие и звонкие согласные звуки.

Парные согласные.

8

10.Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи

2

Развивать фонематический слух

11.Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

2

Развивать фонематический слух

12.Дифференциация [з-с] в устной и

письменной речи

2

Развивать зрительное восприятие

13.Дифференциация [ш-ж] в устной и

письменной речи.

2

Развивать устойчивость внимания

Согласные звуки, имеющие

артикуляционно-акустические сходства

6

14.Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

2

Развивать устойчивость внимания, способность к переключению

15.Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

2

Развивать фонематический слух

16.Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация [щ-ч] в связной речи

2

Развивать фонематический слух

Образование слов при помощи

Уменьшительно-ласкательных суффиксов.

20

17.Учимся писать         суффиксы:-ик,-чик

2

Развивать слуховую, зрительную память.

18.Суффиксы: -енк,         -онк, -инк,-ин,-к,-ец.

2

Активизировать мыслительную деятельность

19.Суффиксы         профессий.

1

Развивать логическое мышление.

20.Суффиксы в образовании

детёнышей животных:-ат, -ят.

2

Развивать зрительное восприятие

21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач, -ич,-ов. Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

2

Активизировать мыслительную деятельность

22.Суффиксы наречий.

2

Развивать слуховую, зрительную память

23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование.

2

Развитие слухового внимания

24.Значение приставок.

2

Развивать зрительное восприятие

25.Учимся писать приставки

2

Развивать зрительное восприятие

26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок.

3

Формировать коммуникативные навыки

Предлоги

16 часов

27.Предлоги: от, к, до.

2

Развивать зрительное восприятие

28.Предлоги: за, из-за.

2

Развивать устойчивость внимание

29.Предлоги: через, сквозь, между

2

Развивать зрительное восприятие

30.Предлоги: про, о, об (обо)

2

Активизировать мыслительную деятельность

31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами

2

Развивать логическое мышление.

32.Составление предложений из заданных слов с предлогами.

2

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

33.Дифференциация предлогов и приставок.

2

Формировать коммуникативные навыки

34.Проверочная работа по теме «Предлоги».

1

Развитие слухового внимания

Всего:

68 часов

Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение и слово

2 часа

1. Речь и предложение. Предложение и слово.

2

        Развивать мыслительные операции

Слоговой анализ и синтез слова

6 часов

2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

2

Развитие слухового внимания

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2

Развивать устойчивость внимание

4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

2

Развивать зрительное восприятие

Звуки и буквы

4 часа

5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

2

Развивать логическое мышление.

6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

2

Развивать устойчивость внимание

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

4 часа

7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

2

Развивать логическое мышление.

8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

2

Развитие слухового внимания

Обозначение мягкости с помощью гласных.

10 часов

9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

2

Развивать фонематический слух

10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

2

Развивать мыслительные операции

11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

2

Развивать фонематический слух

12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

2

Активизировать мыслительную деятельность

13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

2

Активизировать мыслительную деятельность

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

6 часов

        14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

2

Развивать зрительное восприятие

15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

2

Развивать зрительное восприятие

16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

2

Развивать слухового внимания

Предложения

6 часов

17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

2

Активизировать мыслительную деятельность

18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

2

Развитие слухового внимания

19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

2

Развивать фонематический слух

Морфологический состав слова

8 часов

20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

2

Развивать мыслительные операции

21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

2

Развивать мыслительные операции

22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

2

Развивать мыслительные операции

23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

2

Развивать функции самоконтроля

        Безударный гласный

6

24.Безударные гласные в корне

2

Развивать зрительное восприятие

25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

2

Развивать функции самоконтроля

26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

Развивать зрительное восприятие

Предлоги и приставки

6 часов

27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова- синонимы.

2

Развивать мыслительные операции

28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок.

2

Развивать логическое мышление

29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

10 часов

30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

2

Формировать коммуникативные навыки

31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

2

Развивать зрительное восприятие

32. Пересказ по вопросам.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Пересказ текста по опорным словам.

2

Развивать логическое мышление

34. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа.

2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов


Календарно - тематическое планирование для обучающихся четвертых классов с ЗПР (вариант 7.2)

(2 часа в неделю,68 часов)

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Состав слова

10 часов

1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

2

Развивать зрительное восприятие

2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

Развивать мыслительные операции

3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

2

Развивать слухового внимания

4. Приставки пространственного и временного значения.

2

Развивать зрительное восприятие

5. Окончания.

2

Развивать фонематический слух

Безударные гласные

4 часа

6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

2

Развивать функции самоконтроля

7.Выделение слов с

безударными гласными. Слова-антонимы.

2

Развивать зрительное восприятие

Согласные звуки и буквы

4 часа

8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

2

Развитие слухового внимания

9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

2

Развивать фонематический слух

Словосочетания и предложения

4 часа

10.Выделение словосочетаний из предложений.

2

Развивать мыслительные операции

11.Составление предложений из словосочетаний.

2

Формировать коммуникативные навыки

Согласование

4 часа

12.Согласование слов в числе.

2

Формировать коммуникативные навыки

13. Согласование слов в роде

2

Развивать мыслительные операции

Словоизменение прилагательных

4 часа

14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

2

Развивать функции самоконтроля

15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Словоизменение глаголов

4 часа

16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

2

Развивать фонематический слух

17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

2

Развитие слухового внимания

Предлоги и приставки

4 часа

18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

2

Формировать коммуникативные навыки

19. Дифференциация предлогов и приставок

2

Развивать мыслительные операции

Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

14 часов

20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

2

Развивать функции самоконтроля

21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

2

Формировать коммуникативные навыки

23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

2

Развивать функции самоконтроля

Части речи

4 часа

27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

2

Развивать мыслительные операции

28. Понятие о

второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

4 часа

29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

2

Развивать зрительное восприятие

30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

8 часов

31. Составление рассказа из

предложений, данных вразбивку.

2

Развивать функции самоконтроля

32. Составление рассказа по его началу.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Составление рассказа по данному концу.

2

Формировать коммуникативные навыки

34. Составление рассказа по данному плану.

2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов

По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.

2. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006.

5. Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.

6. Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009.

7. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998.

8. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. -Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

9. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3

10. Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

11. Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1

12. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая адаптированная программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

Рабочая ааптированная программа по изобразителльному искусству предназначена для учащихся 4 класса с задержкой психического развития...

рабочая адаптированная программа по русскому языку для учащихся 4 класса с задержкой психического развития

рабочая адаптированная программа по русскому языку разработана для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа учителя - дефектолога «Профилактика нарушений познавательной сферы обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития»

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с  ЗПР. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными до...