План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока русского языка для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (1 – 4 класс).
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Шакая Ольга Яковлевна

Тема урока: «Гласные и согласные звуки и буквы».

Лексическая тема: «Морская прогулка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная школа24.88 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока русского языка

для обучающихся 3К класса с лёгкой умственной отсталостью

(1 – 4 класс).

Составили: учитель О.Я. Шакая, учитель-логопед О.А.Филиппова.

Тема урока: «Гласные и согласные звуки и буквы».

Лексическая тема: «Морская прогулка».

Класс: 3К.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках и буквах.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствование умений распознавать гласные и согласные звуки и буквы;
  • закрепление умения делить слова на слоги;
  • расширение словарного запаса и связной речи по теме «Морская прогулка»

 Развивающие:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие слухового восприятия и навыка запоминания слов;
  • развитие познавательной активности;

Воспитательные:

  • повышение мотивации к изучению русского языка через занимательный материал;
  • формирование умения слушать собеседника, вступать в коллективное, учебное сотрудничество, умение работать в группе.

Коррекционные:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения учебных заданий и смены видов деятельности во время урока;
  • развитие артикуляционного праксиса по средствам артикуляционной гимнастики;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • координация речи с движением с музыкальным сопровождением и без него;
  • коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Ожидаемый результат: закрепление и совершенствование знаний о гласных и согласных звуках и буквах, обогащение активного и пассивного словаря по теме «Морская прогулка».

Планируемые результаты:

Предметные: знают различия между гласными и согласными звуками и буквами, ориентируются в лексической теме.

Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.

Личностные: различают гласные и согласные, умеют делить слова на слоги, понимают необходимость бережного отношения к морю и его обитателям.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в том числе и в иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Оборудование: ракушки, интерактивная доска, презентация на компьютере, заготовки лодочки, мешочек с картинками (кит, краб, море, песок, ракушка, капитан!  !!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ход урока

  1. Организационный  момент

Логопед: 

      Массаж рук. На подносе лежат разные ракушки. «Возьмите по одной ракушке, давайте погладим их. Скажите, какие они на ощупь, какие они по размеру? Давайте сделаем массаж ладошек ракушками».

         Море шепчет не грустите.

         Лучше в гости приходите.

         Много у меня игрушек,

         Замечательных ракушек.

         Ракушки простые, ракушки витые,

         Ракушки и маленькие и большие.

         И гладкие и ребристые,

         Шершавые и серебристые.

  1. Актуализация знаний

     «Давайте приложим ракушки к ушку. Какой звук вы там слышите?» Шшшшшш. «Звук Ш какой, ГЛАСНЫЙ ИЛИ СОГЛАСНЫЙ? Почему? А какие звуки вы ещё знаете, кроме согласных? Приведите примеры?»

  1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель:

   «Ребята, как вы думаете, где в природе мы можем увидеть ещё большее количество ракушек? (на берегу моря). Сегодня на уроке мы с вами отправимся на «Морскую прогулку» и нашими попутчиками будут гласные и согласные звуки и буквы.»

3.1. Фронтальная беседа «Гласные-согласные».

  • «Чем отличаются звуки от букв? Давайте внимательно посмотрим на доску Слайд 1 (на доске появляется символы звука (рот и ухо) и буквы (глаз и рука)).  -Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
  • Какими бывают звуки (гласными и согласными)
  • Хочу вам напомнить, что гласные звуки, это звуки, которые тянутся, поются, произносятся протяжно, при произношении гласных звуков во рту нет преграды. - Каким цветом обозначаются гласные звуки?

- Покажите нужный кружок (дети показывают красный кружок).

   - Назовите гласные звуки Слайд 2 (на доске появляется лента гласных).

  • Назовите согласные (лента согласных на доске).

- при произношении согласных в ротике есть преграда, это могут быть губы, зубы и язык.

- Покажите, каким цветом обозначаются согласные звуки.

3.2. Артикуляционная гимнастика. Слайд 3.

Логопед

      Для того, чтобы хорошо произносить слова, мы с вами сделаем гимнастику для язычка:

  • «Лодочка» - широкий язык лежит в полости рта, боковые края загнуты вверх;
  • «Парус» - давайте поднимем наши паруса: приоткрыть рот, улыбнуться, поднять широкий язык вверх и упереться в бугорки за верхними зубами. Удержать в таком положении.

Подул ветерок, и лодочка закачалась:

  • «Качается лодочка по волнам» - широкий язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней.
  • «Гребём веслом» - «часики»
  1. «Волшебный мешочек»

Учитель

     Из волшебного мешочка дети по очереди достают картинку, громко называют предмет, изображённый на картинке. Уточняем количество слогов (хлопками), складываем слово на доске (назови первый, второй и.т.д. звук). На каждой парте заготовка для работы (на листе 3 лодки с одним, двумя и тремя окнами). В зависимости от количества слогов, дети должны записать слова в лодку с соответствующим количеством окошек.

      КИТ, КРАБ, МОРЕ, ПЕСОК, РАКУШКА, КАПИТАН

Логопед

  1. Физкультминутка «Море»

Звучит фонограмма А. Логачевской «Море»

  1. Картина «Морская прогулка». Слайд 4.

На доске заготовки слов с переставленными буквами.

Задания:

- Назови, что ты видишь на берегу. Ребёнок отвечает. Буквы рассыпались, собери правильно это слово.

- Кого ты видишь в море? (кит, рыбы, мальки, икра)

- Что плывёт по морю? (яхта)

- Кто управляет кораблём? (капитан)

- Что ты видишь на берегу, что помогает людям спасаться от яркого солнца? (зонт).

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель

  • Игра «Рыбка».

   Правила игры: с помощью одного рта, как рыбка, без голоса я буду показывать вам гласные звуки, тот на кого я показала, должен определить его, произнести звук протяжно, а затем показать, какой буквой он обозначается.

  • Игра «Хитрый согласный».

    Детям предлагается внимательно послушать звуки русского языка, и хлопнуть в ладоши, услышав согласный звук.

  • Игра «Подскажи звук».

    Учитель сообщает детям, что сейчас он будет произносит предложения, и в некоторых словах будет специально не договаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Обращаем внимание детей, что они должны произнести только один последний звук, а не всё слово целиком. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию учителя. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтобы прозвучало всё слово целиком:

      Утром Витя пришёл на бере… мор… На берегу лежало много ракуше… Солнце согрело песо…. Среди морских вол… показался дельфи… Его тгладкая спинка блестела в луча… солнца. Морские брызги летели на бере… и попадали на Витю. Витя пускал корабли… и радовался морско… прогулке.

  1. Релакс

   

  1. Итог урока.

О чём мы сегодня говорили? Что больше всего вам запомнилось?

7.Домашнее задание:

 Нарисуйте рисунок на тему: «Морская прогулка».

Спасибо вам за работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС

В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

         Рабочая программа по  русскому языку  для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждени...

Рабочая АООП НОО по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая  программа разработана на основе  примерной программы  по русскому языку (1-4 классы),  включенной в содержательный  раздел примерной  адаптированной  основн...

Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».

Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...

«Особенности использования приёма кластера на уроках русского языка у обучающихся с умственной отсталостью»

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного п...