Картотека коммуникативных игр для младших школьников.
картотека по логопедии

Бугаева Олеся Петровна

Предлагаю вашему вниманию мою картотеку коммуникативных игр для младших школьников 6-10лет, которая собрана под девизом "Учимся сотрудничеству вместе"

Цель-Коллективная работа детей ,где каждый имеет возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека коммуникативных игр для младших школьников 6-10лет.

Учимся сотрудничеству

Игра 1. «Неожиданные картинки»  (с 6лет)

Цель-Коллективная работа детей ,где каждый имеет возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Ход игры: Дети садятся в один общий круг.

Инструкция:» Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину (2-3мин.) По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед и продолжите рисовать начатую им картину.»

Дайте возможность детям порисовать еще 2-3 мин. И попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. Можно оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети меняются рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картину, которую он начал рисовать.

Рефлексия:

-Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

-Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

-Какой рисунок тебе нравится больше всего?

-Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

 Игра 2.»Головомяч» (с 6лет)

Цель-развитие навыков сотрудничества в пара или тройках. Для выполнения поставленной задачи дети должны двигаться медленно и согласованно, синхронизируя свой темп с темпом партнера.

Материалы: для каждой пары-тройки детей – один мяч среднего размера.

Ход игры: дети делятся на пары-тройки  и берут мяч.

Инструкция: Ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Далее можно выяснить опытным путем, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами.

Рефлексия:

-Что было наиболее сложным в этой игре?

-С кем тебе поднимать мяч легче всего?

-Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

Игра 3.»Небоскреб» ( с 6лет)

Цель-активное использование своих двигательных навыков, фантазии и рассудительности для реализации общей идеи.

Материалы: рулетка, по 2-4 кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера+ цилиндры.

Ход игры: дети садятся в круг на пол.

Инструкция: «Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик сверху или рядом. Сами решайте, когда  вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Кроме того, время от времени я буду измерять , на какую высоту поднялся небоскреб.»

Педагог комментирует действия и стратегию детей и поддерживает все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

Рефлексия: -Что было наиболее сложным в этой игре?

-Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

-Понравилась ли тебе эта игра?

Игра 4.»Трио» ( с 8лет)

Цель- Конструктивное взаимодействие друг с другом, используя свое тело, в виде синхронизации своих движений с движениями других детей.

Материалы: пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

Ход игры: Выбираем три добровольца.

Инструкция:» Для вас приготовлена сложная задача, решая которую, вы можете показать ,насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Добровольцы должны встать в одну шеренгу плечом к плечу.. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, другая –для правой. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки . Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.»

Педагог подбадривает детей, поощряя их обсуждения друг с другом, как им поступить. При желании они могут меняться местами , чтобы их маленькая команда могла лучше справиться с заданием.

Рефлексия:

-Как вам понравилась эта игра?

-Что было труднее всего?

-Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом?

Игра 5.» Распускающийся бутон»( с 9лет)

Цель-активизация совместной деятельности детей в малых группах.

Ход игры:  дети разбиваются на группы по 5 человек.

Инструкция: «Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь  все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу».

После того, как группа выполнит задачу и встанет на ноги , начинается вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться  назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансирована.

Рефлексия:

-Насколько тебе понравилась эта игра?

-Как твоя группа справилась с заданием?

-Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

-Обсуждали ли вы друг с другом , как будете справляться  с этими трудностями?

-От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Игра 6»Сиамские близнецы» ( с 6лет)

Цель-развитие терпения, необходимого при любом тесном сотрудничестве.

Материалы: каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта  или очень мягкий и тонкий платок, большой лист бумаги (формат А4, как минимум) и восковые мелки.

Ход игры: Дети разбиваются на пары.  Обматываем бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева , оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Даем детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Инструкция: «Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги  и буду смотреть , сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Когда вы будете рисовать, помните правило- рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой , чтобы решить , какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.»

Дайте парам примерно 5-6 минут времени ка картину.

У этой игры есть более сложный вариант, который сможет оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролей в паре.

Рефлексия:

-Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?

-Что было для тебя труднее всего?

-Что тебе больше всего понравилось?

-Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?

-Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

Игра 7 «Пчелы и змеи»( с 9лет)

Цель-повышение слаженности действий внутри группы.

Материалы: губка и карандаш.

Ход игры: Дети делятся на 2команды-«Пчелы» и «Змеи». Каждая команда выбирает своего короля.

Инструкция:» Оба короля выходят и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед-вот эту гудку, а змеиный король должен найти ящерицу-вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжж…Чем ближе их король подходит к меду,тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшш… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице , тем громче должно быть шипение. Помните, что во время этой игры вы не можете говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.»

Рефлексия:

-Твоя группа хорошо помогала королю?

-Как вы взаимодействовали друг с другом?

-Как ты чувствовал себя в роли короля?

-Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?

Учимся эмпатии.

Игра 8»Цветочный дождь»(с 6лет)

Цель-повышение положительной атмосферы в группе, путем принятия и поддержки друг друга .

Ход игры: Дети встают в круг.

Инструкция:» Мы слышали, что Дима пережил сегодня трудную ситуацию, неудачу. Мы все можем помочь ему прийти в себя и стать снова веселым и бодрым. Дима встань, пожалуйста, в центр , а мы все встанем вокруг тебя. Отпусти руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Диму и представьте, что на него падает дождь из сотен  и даже тысяч невидимых цветов. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, незабудки и другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может и Дима тоже сможет почувствовать это.  Ребята, вы можете говорить, какие цветы вы дарите Диме, как они выглядят, как пахнут. Дима, ты хочешь еще цветов? Достаточно ли цветов подарил тебе класс? А теперь вы можете остановить цветочный дождь , а Дима может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Рефлексия:

-Дима, тебе понравился наш цветочный дождь?

-Ребята, вам приятно было дарить цветы своему товарищу?

-Вы бы хотели получить их сами?

-Как вы думаете, смогли ли вы поддержать своего товарища?

Игра 9 »Герой дня»(с 6лет)

Цель-Повышение сплоченности и оптимизация обстановки в классе,развитие  умения радоваться за других.

Ход игры:  см .игру «Цветочный дождь», только героя дня поздравляем с успехами и посылаем ему солнечные лучи счастья и радости.

Учимся умению справляться с агрессией и гневом.

Игра 10»Тух-тиби-дух» ( с 6лет)

Цель-Снятие негативных эмоций и настроения и восстановление сил в голове  и теле. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не смогут  не смеяться.

Инструкция: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего ,что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему , вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить,остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово-« тух-тиби-дух». В это время другой ученик должен стоять и слушать , как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же-трижды сердито-сердито произнести –«тух-тиби-дух». После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово.»

Рефлексия:

-Понравилась вам игра?

-Что было сложнее всего?

-Получилось «выпустить пар»?

Игра 11»Спустить пар»(с 9лет)

Цель-оптимизация отношений в классе, получение и работа с обратной связью, принятие ответственности за свое поведение.

Ход игры:

Дети садятся в один круг.

Инструкция:

«Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, Обращайтесь при этом к конкретному человеку.. Не оправдывайтесь, когда  на вас будут жаловаться, просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. Вы сможете высказаться после «спускания пара» по этому поводу. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар».

Рефлексия:

-А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим ,иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе?

-Помогла ли вам игра взглянуть на себя с другой стороны?

 

Игра 12»А кроме того…»(с 8лет)

Цель-выражение жалоб и отрицательных эмоций в игровой форме.

Ход игры: дети разбиваются на пары  и становятся друг напротив друга.

Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь поворчать или пожаловаться. Вы можете  рассказать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь , что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же  слов: А кроме того… Это может выглядеть так: А кроме того мой любимый свитер до сих пор в стирке. А кроме того я сегодня вообще не выспался. И тд

Рефлексия:

-Помогла вам игра взглянуть на свои проблемы с другой стороны?

-Легче стало после того ,как вы высказались?

-Помогла ли вам игра понять, что у других людей тоже может быть много недовольств?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа.

Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа....