Артикуляционные сказки
материал

Кондякова Татьяна Анатольевна

Благодаря артикуляционным сказкам дети  с желанием выполняют артикуляционные упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnye_skazki.odt28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные сказки

Проблема нарушения звукопроизношения у детей весьма актуальна в настоящее время. Это отрицательно сказывается на овладение детьми грамотой, общей успеваемости в школе и на социализации личности в целом. Помочь ребёнку преодолеть нарушения звукопроизношения нужно как можно раньше. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции – язык, губы, щеки, мягкое нёбо, правильная и сильная воздушная струя, развитый голосовой аппарат. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Причём для каждого звука положение органов артикуляции специфично. Их можно выполнять в общепринятой форме, а можно в форме сказки.

«Домик для Язычка»- знакомство с органами артикуляцией.

Стихи

Действия  органов артикуляции

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щёки.

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Это челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижнюю челюстью

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открывать рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.

Вход в дом двери закрывают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надёжно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки он расскажет

И картинки нам покажет.

«Домашняя» -  закрепляет у детей названия органов артикуляции.

Стихи

Действия  органов артикуляции

Язык в ротике живёт.

Никогда не устаёт.

Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.

Очень любит чистоту

В домике своём – во рту.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

Двери шире открывает:

Воздух свежий он впускает.

Открывать и закрывать рот.

И пока он убирает,

Домик свой не запирает.

Широко открывать рот и удерживать его в таком положении 10 секунд.

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад.

Время даром не теряет:

Губы-двери вытирает.

Рот открывать и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать её, убирая язык вглубь рта.

Моет двери он вторые –

Наши зубы. Ротик шире.

Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

Чистит стены. Это щёки.

Взял щетинистые щётки.

Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щёк, массируя их.

Вот теперь он всё убрал,

На лошадке поскакал.

Рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

«Прогулочная» - закрепляет у детей названия органов артикуляции.

Стихи

Действия  органов артикуляции

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять круговые движения языком, облизывая губы.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

Смотрит, как расчёска -  зубы

Нам причёсывает губы.

Проводить нижними зубами по верхней губе, а верхними – по нижней, массируя её.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке

Рот закрыть. Широко улыбнуться, растягивая губы.

А теперь наоборот: губки тянутся вперёд.

Собрать губки в «трубочку», вытянуть вперёд.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом.

Рот максимально открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк.

На качелях оказался.

Вверх взлетел и вниз спускался.

Открыть рот. Тянуться то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

Догадаться кто бы мог.

Язычок наш, как грибок.

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении «грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

То иголка, то лопата

Язычки у вас, ребята.

Высунуть язык изо рта. Попеременно делать язык узким и широким. «Иголка» - язык напряжен и выдвигается вперёд. «Лопата» - язык расслаблен и лежит на нижней губе.

Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать.

Любит он покушать сладко.

После скачет, как лошадка.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

«Учебная» - комплекс упражнений способствует тренировке ориентирования в пространстве.

Стихи

Действия  органов артикуляции

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Это язычок пришёл.

Вправо он сейчас пошёл.

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.

Тянуться языком к левому уху.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 секунд.

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу.

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку.

Язычок не устаёт:

Тянется теперь вперёд.

Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперёд.

В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад.

Приоткрыть рот. Оттягивая язык вглубь рта.

Поиграл с тобою в прятки

И помчался на лошадке.

Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.

Говорит он: «До свиданья!»

Тебе машет на прощанье.

Рот открыть, улыбнуться. Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

«Спортивная» -  комплекс упражнений способствует тренировке ориентирования в пространстве.

Стихи

Действия  органов артикуляции

Язычок на спортплощадке

Занимается зарядкой.

Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко,

Потянулся высоко.

Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

Наклонился низко,

К подбородку близко.

Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к подбородку.

Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь Язык, как мячик,

За зубами сверху скачет.

Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом.

Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывать его к нёбу.. растягивать подъязычную связку.

Язычок остановился.

В гриб на ножке превратился.  

Держать рот широко открытым, улыбнуться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 секунд. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст.

Закрутился вверх у нас.

Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придерживать зубами.

А теперь он развернулся,

Лёг и в трубочку свернулся.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь.

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Зоологическая»- учит имитировать движения некоторых животных.

Стихи

Действия  органов артикуляции

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

Открывать широко рот  и закрывать его.

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Тянуть губы вперёд «хоботком»

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

Вращать вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки –

Большеротые лягушки.

Широко улыбнуться, растягивая губы.

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры – резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке.

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Зебры – резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке.

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкнуть языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

Держать рот широко открытым, улыбнуться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 секунд. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

Рот открывать и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад.

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придерживать его зубами.

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спину выгнула дугой….

Язычок, скорей домой!

Спрятать язык. Закрыть рот.

Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой» - для разминки и повторение упражнений.

Текст сказки

Упражнения

Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые, лишь кожа да кости.

Толстые внуки приехали тоже,

С ними худые – лишь кости да кожа.

Чередование упражнений «Толстушки-худышки»

Бабушка с дедушкой всем улыбались,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы, -

«Лягушка»

«Трубочка»

«Лягушка»

Чистили мы свои верхние зубы.

Влево и вправо, внутри и снаружи,-

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот прополощем,

«Чистим зубки снаружи»

И самоваром пыхтим что есть мочи.

«Шарики», «Самовар»

Блюда поставим – положат блины нам.

«Блинчик»

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

«Дуем на блинчик»

Блинчик жуём. Завернём и надкусим

«Кусаем язык», «Жуём блинчик»

Следующий блинчик – с вареньем закусим.

«Вкусное варенье»

Чашки поставим, чтоб чаю налили,

«Чашечка»

На нос подули – мы чай остудили.

«Фокус»

Чаю попили – никто не обижен.

«Не разбей чашечку»

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

«Облизываем губы снаружи по кругу»

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал как будто с живою зверюшкой.

«Катушка»

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем.

«Иголочка»

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» её переключила.

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

«Змейка»

«Часики»

«Кружок»

«Хомяк»

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели.

«Качели»

После качелей мы в прятки играли:

Прятались на чердаке и в подвале.

«Бульдог»

«Обезьяна»

Дедушка скачет на лошади ловко, звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

«Лошадка»

Вот на опушке мы видим грибочки.

«Грибок»

Мы их в корзинки скорее собрали,

«Гармошка»

Лошади «тпрру!» мы у дома сказали

«Кучер»

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл-бл-бл-бла»!

«Индюк»

Сказка «Приключения Язычка» - упражнения, помогающие правильно произносить звуки [Р] и [ Р’]

Текст сказки

Упражнения

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слонёнок. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слонёнка.

«Лягушка», «Слонёнок»

У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

«Киска сердится»

Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она перестала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

«Погладить/почесать киску»

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

«Парус»

Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплыла. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил

«Маляр»

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. 

«Гриб»

Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх- а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

«Дятел»

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

«Комарик»

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлую песенку наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

«Гармошка»

Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебя за это дам порулить!» и стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

«Заведи мотор»

Помог Язычок зайчонку мотор завести, и поехали они к зайчонку на огород поливать капусту.

Сказка «Весёлая прогулка»

Текст сказки

Упражнения

Жил-был язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

«Иголочка»

«Часики»

«Качели»

Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был….. ёжик. Он бегал в траве по кругу: то  в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик..

«Кружок»

Убежал ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Дыхательное упражнение:  вдох носом, на выдохе произносим: «Ах, как пахнет!»

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол. 

«Футбол»

Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.

Дыхательное упражнение: дуть на ватный шарик

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! Давай и мы покачаемся на качелях.

«Качели»

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посредине двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

«Индюк»

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.  Давай и мы поможем Язычку.

«Месим тесто»

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

«Блинчики»

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Посмотри внимательно, вс1 ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем. .

«Вкусное варенье»

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. 

«Чашечка»

Попил Язычок чаю из своей красивой  чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошёл умываться и … правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

«Чистим зубки»

После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Умылся Язычок и пошёл спать.

Имитировать полоскание рта.

 

Список литературы

1.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ООО»Издательство ГНОМ и Д», 2010.

2.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Для детей 4-7 лет. – С.П.: Издательский Дом «Литера» 2009.

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Сказка для диагностики артикуляционной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой»

Сказка для диагностики артикуляционной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой» поможет проверить уровень сформированности артикуляционной моторики в занимательной форме...

Артикуляционная гимнастика с движениями. «Сказка о Веселом Язычке. В зоопарке»

Данные упражнения помогут развить мышцы артикуляционного аппарата весело и интересно....

Сказки для артикуляционной гимнастики

Сказки для артикуляционной гимнастики...

Использование наглядности при проведении артикуляционной гимнастики. Логопедическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики Панда Артик.

В данной статье описывается авторское пособие "Панда Артик", которе можно использовать для наглядности во время проведения артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная сказка "Зоопарк"

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для детей дошкольников осн...