Развитие логического мышления детей с тяжелым нарушениями речи
методическая разработка по логопедии

Галина Андреевна Воробьева

Аннотация. В статье раскрывается необходимость развития логического мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Показаны особенности  высказываний детей с нарушениями речи, выделены основные операции мышления, содействующие организации деятельности учащихся. Описаны примеры из опыта работы автора статьи.

Ключевые слова: мышление, виды мышления, дети с тяжелыми нарушениями речи, механизм процесса логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_galina_andreevna.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВОРОБЬЕВА Галина Андреевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 5 им.Карла Мая

Россия, г. Санкт-Петербург

E-mail: vorob.galina2017@yandex.ru

Развитие логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация. В статье раскрывается необходимость развития логического мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Показаны особенности  высказываний детей с нарушениями речи, выделены основные операции мышления, содействующие организации деятельности учащихся. Описаны примеры из опыта работы автора статьи.

Ключевые слова: мышление, виды мышления, дети с тяжелыми нарушениями речи, механизм процесса логического мышления.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на уровнях образовательной системы становится всё более актуальной.

Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие обучающихся, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Развитие логического мышления как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с интеллектуальным развитием ребенка.

Формирование логического мышления – это, во-первых, одно из необходимых условий овладения учащимися учебными предметами, и в дальнейшем – любыми новыми знаниями; во-вторых, показатель эффективности обучения и уровня интеллектуального развития школьников.

Если построить коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками в области развития логического мышления с учётом общей специфики мышления детей с тяжелыми нарушениями речи, а так же целенаправленной установки на формирование и развитие логических умений, то эта работа достигнет значимых успехов, т. е. возможно достижение хорошего уровня сформированности соответствующих операционных систем уже в младшем школьном возрасте. Кроме того, это должно способствовать повышению уровня интеллектуальных способностей младших школьников, что, в свою очередь, стимулирует повышение их обучаемости и улучшение качества образовательной подготовки в целом на всех этапах школьного обучения.

Для высказываний детей с нарушениями речи характерны:

  • нарушения логической последовательности повествования;
  • нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
  • возвращение к ранее сказанному;
  • длительные паузы на границах фраз;
  • отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Основные операции мышления

Анализ – это мысленное различение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

Сравнение – логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Развивать логическое мышление школьников в процессе обучения значит развивать следующие умения:

осуществлять мыслительные операции (выделять в объекте составные части и соединять расчлененные мысленно объекты в одно целое),

оперировать понятиями, устанавливать между ними различные отношения (видо-родовые, причинно-следственные, отношения последовательности, части и целого, противоположности, функциональные отношения и др.), правильно формулировать определения понятий;

- выражать суждения, доказывать их истинность, пользуясь правильной и убедительной аргументацией, излагая мысли определенно, последовательно, строить умозаключения, проверять правильность.

Для эффективного развития логического мышления младших школьников необходимо использовать специальную систему заданий, которую необходимо включать в учебный процесс при изучении различных учебных предметов. При этом сама система заданий должна учитывать специфику восприятия и мышления детей младшего школьного возраста.

Упражнения, используемые для развития логического мышления детей с нарушениями речи (задания даны с учетом усложнения программы).

  1. «Подумай и продолжи ряд», «Отгадай, какое слово,  к какой схеме относится, соедини слово с соответствующей схемой стрелками», «Какая картинка в каждом ряду лишняя (не подходит)? Объясни почему». И т.д
  2. Усложненный вариант заданий:

Прочитайте. Определите, во втором или третьем предложении, столько же слов, сколько в первом.

Неожиданно начался сильный дождь. Капельки росы блестят на траве.

Ветер закружил опавшие листья.

Напишите выбранное предложение. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

а) Прочитайте, установите, во втором или третьем предложении такой же знак препинания, какой в первом.

Оля и Аня гостили в Сочи. Боря ездил на Байкал.

А где вы отдыхали летом?

б) Прочитайте предложения. Установите правильный порядок.

Садовник отнёс скамейку к соснам. Плотник сделал скамейку.

Напишите предложения в правильном порядке.

в) Прочитайте. Установите правильный порядок предложений. Первым должно быть то, в котором есть общее по значению слово, вторым – то, в котором есть менее общие по значению слова.

Это рыжики и маслята. Мы любим собирать грибы. Под сосной грибы.

г) Прочитайте. Из двух последних предложений выберите то, которое отличается количеством предлогов от первого.

В полях зеленела травка. Я шёл из леса по большой дороге. В вышине неба пели птицы.

Напишите выбранное предложение, подчеркните предлоги.

д) Прочитайте. Из двух первых выберите то, которое по смыслу предшествует тому, о чем говорится в третьем.

Кошка прибежала во двор. 2. Кошка относится к хищным животным.

3. Наседка быстро собрала цыплят.

И.т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕДАГОГОВ К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем  инструмент отслеживания ре­зультатов. Таким инструментом  технологические кар­ты. На основании резул...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогич...

"Развитие моторных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи."

   Уровень развития моторной функции – один из показателей готовности к обучению в школе. Работу по развитию моторной активности нужно начинать с самого раннего возраста. Своевр...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....