Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
консультация по логопедии

Сорокина Марина Владимировна

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные направления данного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

.

       Работа воспитателя подчинена и устранению дефектов речи, и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя направлено на решение трех основных задач:

  • выявление детей, имеющих речевые нарушения;
  • коррекции речевых нарушений;

Диагностическая работа

     Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех обучающихся. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; проводит диагностику общего развития.

Коррекционная работа

     Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Насекомые», то воспитатель проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме; педагог по ИЗО планирует лепку или рисование по этой теме.

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка (не надо бояться утрировать употребление предлогов, окончаний слов; если слово трудное, то исправлять по частям). Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.

3.Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия.

     Специфика работы воспитателя включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда. Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня.

     Перед воспитателями стоит задача: создание предметно - развивающей и речевой среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями - четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

     Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию обучающихся при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.

     Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми. 

Структура коррекционного занятия выглядит так:

1. Организация детей на занятие. (Психогимнастика, общая моторика)

2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.

4. Физминутка.

5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.

6. Выполнение заданий логопеда (проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции). Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не переходя на шепотную речь.

7. Итог занятия.

Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования:

  • вносить коррекционное занятие в план;
  • наглядный материал к занятию готовить заранее;
  • план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал, для расширения словаря;
  • в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
  • необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей.

     Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию логопеда.

     Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.

     Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

     Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющие стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

     Как при формированию, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:

  • подготовительного;
  • этапа появления звука;
  • этапа усвоения звука в речи.

      Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности.

1.  Подготовительный

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме    

     Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

 2.Этап появления звука

     Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Подбирает звуковые образы (звукоподражания).    

3. Постановка звука.

     Отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука перед зеркалом. Применяет специальные приемы.

 4.Этап усвоения звука в речи

     Уточнение правильного произношения звука. звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.      

5. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.

Советы логопеда по развитию речи

1.     Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2.     При общении следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3.  Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

4.     Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки.

5.     Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»

6.  Как можно больше читайте вместе с обучающимся произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.

     Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у обучающихся правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Информационная безопасность обучающихся как одна из первостепенных задач просветительской работы воспитателя школе - интернате.

Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическ...

Практические рекомендации учителя-логопеда. (для учителей, воспитателей и родителей)

laquo;Правильная речь открывает человеку новый мир»Н. М. Карамзин...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) «Письмо без ошибок»

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства обучающихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Данная консультация помож...

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) на тему: «Дисграфия и методы ее коррекции»

Учёт особенностей младших школьников с ИН, систематическое использование специальных методов и приёмов позволяют более продуктивно проводить коррекционную работу по устранению нарушений письма....

Консультация для воспитателей школы-интерната для детей с ОВЗ (ИН) Преодоление аграмматической дисграфии

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка. Именно своевременное устранение этого вида дисграфии является залого...