Конспект группового логопедического занятия в 3 классе ЗПР по теме: «Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», Признаки предложения».
план-конспект урока по логопедии

Халтурина Анна Анатольевна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе ЗПР по теме: «Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение», Признаки предложения».

Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

Задачи:

Коррекционно – образовательные:        

  •  учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
  •  формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;

Коррекционно - развивающие

  • развивать зрительный и слуховой вербальный анализ.

Коррекционно – воспитательные

  • развивать интерес к логопедическим занятиям;
  • воспитывать активность, инициативность, наблюдательность;

Оборудование: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний»

Слова, слова, слова...

Всему название дано — и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз — над нами, и под нами,

И все, что в памяти у нас, — означено словами.

                                                                 А.Шибаев

- Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее».

Мак, ромашка, роза, лук

Помидор, слива, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша, сыр

Курица, коза, корова, овца

Портфель, чемодан, кошелек, книга

Часы, очки, весы, термометр

Бабочка, линейка, весы, ножницы

Василий, Федор, Семен, Иванов

- Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов.

- Произнесите слово по слогам.

- Какое задание вы выполняли?

  1. Запись числа, темы занятия

  1. Работа со словосочетаниями. «Найди слова». Индивидуальные карточки.

- В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова. (Логопед обращает внимание на лежащие на партах карточки «Найди слова» («спрятавшиеся» слова не подчеркнуты)).

ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ ДУНЕКИРУКЯВЫРОП

ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ

КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ

Логопед записывает словосочетание на доске, пока дети выполняют задания

потерял закладку

новый ученик

сегодня потерял

«Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права,

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный — без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову,

И никогда — наоборот,

Запомни как основу».

                  (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого.

- Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обозначьте его крестиком (х), поставьте вопрос к зависимому слову.

4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

На доске:

  1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять
  1. потерял закладку, сегодня потерял
  2. Новый ученик сегодня потерял закладку.

Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске.

- Послушайте. (Учитель-логопед читает.)

- Прочитайте каждую строчку. (Читают 1—2 ученика.)

- Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.)

- Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение?

- Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)

- Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа слов законченную мысль?)

- Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

- Повторите предложение. О ком говорится в предложении? (Об ученике.)

- Что говорится об ученике? (Ученик потерял закладку.)

- Сколько слов в предложении? (5)

- Назовите первое слово предложения? (Новый.) Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Какой знак препинания обозначает конец предложения?

5.        физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала»

- Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение.

•        Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая травка. Гнезда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

-Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосочетание.

•        Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра. Подарить брату. Брат подарил. Темная туча. Повисла темная туча.

- Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содержит сообщение о том, что есть в действительности, характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

6.         Развитие слухового вербального анализа текста. Определение количества предложений в тексте

- Определите по интонации количество предложений в тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли предложение? (Интонация конца предложения, пауза.)

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По А. Толстому)(6)

Осень наступила.

Высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях.

                                    (А. Плещеев) (5)

7. Итог занятия

- Из чего состоит речь?

- Что выражает предложение?

- Из чего строятся предложения?

- Как связаны в предложении слова?

- Чем отличается словосочетание от предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...