Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму
методическая разработка по логопедии

Халтурина Анна Анатольевна

Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_pered_budushchimi_pervokl.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями первоклассников.

Тема выступления:

«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступленияпривлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью.

         Здравствуйте! Хочу поздравить вас с поступлением ваших детей в первый класс! Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником. Игровая деятельность меняется на учебную.

         Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.        Готовность к школьному обучению предполагает мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять инструкции учителя, контролировать свое поведение.

 В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и  уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита устная речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

 Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе.

Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1.Слуховое внимание.

Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2.Звуковая сторона речи:

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр).

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Нарушение звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).  Несформированность  данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

3. Фонематический слух.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем.

У детей должно быть сформировано фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза.

Дети должны уметь:

  1. Выделять звук из ряда звуков, слогов;
  2. Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка);
  3. Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звк в середине слова и конце слова;
  4. Выделять первый и последний согласный в слове;
  5. Определять последовательный и количественный анализ трех и четырех звуковых слов;
  6. Делить предложения на слова;
  7. Владеть навыками слогового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия: пропуски гласных букв (всят-висят), пропуски согласных букв (комата-комната), пропуски слогов и частей слова (стрки-стрелки), замена гласных (люгкий-легкий), замена согласных (роча-роща), перестановки букв и слогов (онко-окно), недописывание букв и слогов (чере-через), наращивание слов лишними буквами и слогами (детити-дети), искажение слова (чайщик-чащи),  слитное написание слов и их произвольное деление (бойчасов-бой часов), нарушение смягчения согласных (болшой-большой), неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

4. Лексическая сторона речи (словарный запас). 

У детей должен быть достаточный объем словаря существительных, глаголов и прилагательных.

Дети должны уметь:

Подбирать обобщающие понятия.

Подбирать слова антонимы и синонимы (Например: зло-добро, храбрый – смелый – отважный).

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»).

Употреблять сложные слова (например: длинноногий).

Знать детенышей диких и домашних животных.

5. Грамматическая сторона речи. 

У детей должны быть сформированы процессы словоизменения и словообразования.

Дети должны уметь:

  1. Образовывать существительные именительного падежа единственного и множественного числа (дом-дома).
  2. Образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа (кот-котов).
  3. Образовывать существительные дательного, творительного, винительного и падежного падежа (с сумкой, без руки).
  4. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце).
  5. Согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей).
  6. Образовывать глаголы с использованием приставочного, суффиксального способа словообразования (приехал, уехал).
  7. Изменять глаголы  по временам (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит).
  8. Употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
  9. Образовывать слова с использованием  уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи).
  10. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).
  11.  Употреблять простые и сложные предлоги в речи.

В связи с недоразвитием лексико-грамматической сферы на письме могут проявиться следующие ошибки: нарушения согласования слов, замена слов по звуковому сходству,  слитное написание предлогов, пропуски слов в предложении.

6. Связная речь. 

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту.

Рассказывать о пережитых событиях.

Пересказывать содержание сказки, рассказа.

Описывать окружающие предметы.

Уметь составлять рассказ по одиночной картине и серии сюжетных картин.

Уметь пересказывать.

Кроме развития устной речи необходимо обратить внимание на развитие графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1.  Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.  Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по коррекции устной речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку.

Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма.  Для этого в нашей школе  проводятся логопедические занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Логопедические занятия с детьми проводятся с учетом режима образовательного учреждения в форме подгрупповых занятий, в свободное от занятий учебное время.

Задачи логопедических занятий:

  1. Развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения.
  2. Формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
  3. Закреплять звуко-буквенные связи.
  4. Формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  5. Развивать лексическо-грамматическую сторону речи.
  6.  Развивать связную речь.
  7. Формировать универсальные учебные действия (УУД).

 Хорошо развитая устная речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.        

 

Теперь вы знаете, что ребёнку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать. Наберитесь терпения. Все в ваших руках.

Желаю удачи!

Литература.

1.Андрущенко А.В. «Готовимся к школе». Книга для родителей, будущих первоклассников. М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999 г.

2.Венгер Л.А., Н.Н.Поддьяков , Т.Беньова «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР».Москва «Просвещение», Братислава «Словацкое педагогическое издательство» 1989 г.

3.Заика Е.В. «Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников» Вопросы психологии. 1995. №6

4.Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» «Союз» С.-Петербург. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....