Проект "тропинка в школу"
проект по логопедии

Проект разработан для детей с ТНР подготовительной к школе группы в соответствии с Федеральным государственным стандартом, охватывает все направленимя образовательно - воспитательного процесса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_v_shkolu_5_gr.docx81.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с  приоритетным осуществлением деятельности

по физическому  направлению  развития детей»

МБДОУ № 15 «Ромашка»

Рассмотрен

 на педагогическом Совете

Протокол №1   от 30.08.2022 г.

ПРИНЯТО

  На заседании методсовета

   Протокол № 1 от ……….. г.

Приложение №      к приказу №

от «___»________2022 г.

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №15 «Ромашка»________ Е.А. Топоева

«_____»_____________2022г.

Проект

«Тропинка в школу»

подготовительная  группа №5

Авторы: воспитатели: Андрюшина Л.М.

Агеева С.В.

Педагог - психолог: Марьясова Г.А.

Учитель – логопед: Стрелковская О.Н.

Г. Шарыпово

2022 год

Тема проекта

«Тропинка в школу»

Вид проекта

Познавательно – развивающий

По времени проведения

 Долгосрочный  1 год.

Адресация проекта

МБДОУ №15 «Ромашка» группа №5

Участники проекта

Воспитатели, педагог - психолог, учитель- логопед, дети  6-7  лет подготовительной группы, родители.                

Форма работы,  периодичность встреч и продолжительность занятий

групповая с элементами индивидуальной,

один раз в неделю,  30 мин.

Цель

Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологической готовности к обучению в школе.

Задачи

1.Формировать у детей учебную мотивацию и  положительное отношение к обучению в школе.

 2. Развивать познавательную активность и познавательные процессы, необходимые для успешного обучения в школе.

3. Развивать коммуникативные  навыки.

4. Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

5. Повышать родительскую  компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Ресурсы для реализации проекта

1.Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой.

2. Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД  по теме проекта

3.Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии.

Ожидаемые результаты:

Для воспитанников:

1. Сформированность у детей подготовительной группы  компенсирующей направленности для детей с ТНР предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования («внутренней позиции школьника»).

2. Повышение речевой активности детей.

3.Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением.

Для педагогов группы:

 Выстраивание эффективного взаимодействия всех участников проекта по подготовке детей к школе.

Для родителей:

Повышение компетенции родителей по психолого – педагогическим вопросам подготовки детей к регулярному обучению в школе.

Пояснительная записка

«Быть готовым к школе – не значит

уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться».

(Венгер Л. А.)

Психолого - педагогическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения старшего дошкольника в детском саду.Готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

        Эффективным школьное обучение  может  быть  только  в  том  случае,  если сформирована «внутренняя  позиция школьника»  (Л. И.  Божович).  Д.Б.Эльконин отмечает -  умение ориентироваться на  систему  правил  в  работе,  умение  слушать  и  выполнять  инструкции  взрослых,  работать  по  образцу, а А. В. Запорожец   говорит,  что  психологическая  готовность  складывается  из  определенного  уровня  развития  мыслительной  деятельности  и  познавательных  процессов,   способности  к  произвольной  регуляции  поведения,  а  также  определенной  социальной  позиции  ребенка.  

         Психологическая готовность к школе включает следующие параметры психического развития:

  • мотивационная готовность;
  • определенный уровень развития произвольности поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя (волевая готовность);
  • определенный уровень развития высших психических функций (интеллектуальная готовность);
  • общий запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие мелкой моторики;
  • коммуникативная готовность.

        Проект «Тропинка в школу» подготовительной  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 5разработан в соответствии с Федеральными государственным стандартом, охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса.

        Цель:Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологической готовности к обучению в школе.

Задачи:

1.Формировать у детей учебную мотивацию и положительное отношение к обучению в школе.

2. Развивать познавательную активность и познавательные процессы, необходимые для успешного обучения в школе.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

5. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

        

Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.Проект подготовки к школе содержит перечень программ, технологий, пособий (Приложение 1) и игры (развивающие, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые), направленные на различные сферы развития ребенка: коммуникативную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу, на развитие моторики рук, развитие познавательных процессов и формирование эмоционального состояния детей.

        

Проект опирается на принципы построения развивающей программы:

  • Принцип системности  (систематизированное, структурированное изложение материала).
  • Принцип личностного подхода (взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития  (Выготский Л.С., 1982)
  • Принцип сознательности активности детей (формирование навыков зависит от сознательного отношения детей к процессу и их заинтересованности).
  • Принцип доступности при необходимой степени трудности (обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий).
  • Принцип наглядности (привлечение органов чувств к восприятию и переработке информации).
  • Принцип комплексности позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятия, интенсивности работы.
  • Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Направления деятельности педагога - психолога:

        Психодиагностическая работа:

• Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии воспитанников;

• Выявление индивидуальных психологических личностных особенностей;

• Определение степени психологической готовности воспитанников подготовительной группы к школьному обучению;

• Оценка межличностных отношений дошкольников;

        Развивающая и психокоррекционная работа:

• Активное взаимодействие педагога  - психолога со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивающее психическое развитие и становление личности ребенка, с учётом  возрастных и индивидуальных возможностей;

        Профилактическая и организационно-методическая работа.

• Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии;

• Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

• Консультирование воспитателей по вопросам развития, воспитания и образования детей;

• Консультирование родителей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

• Тренинговые занятия с дошкольниками, педагогами и родителями;

• Выступление на родительских собраниях, подготовка печатных материалов, оформление информационного стенда (Приложение 2).

Направления деятельности учителя – логопеда:

  • Диагностическое направление

Логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии;

  • Коррекционно-развивающее направление

Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий;

  • Работа с педагогами

Консультации, семинары, семенары-практикумы;

  • Работа с родителями

Консультации, информация в логопедический уголок, папки-передвижки.

Организационно-методическая работа

Направления деятельности воспитателя группы:

•    Организационно-методическая работа.

•    Организация развивающей предметно-пространственной среды.

•    Коррекционно – развивающее направление: проведение запланированных мероприятий в организованный образовательный промежуток времени и в режимных моментах.

•        Взаимодействие  с родителями: беседы, консультации, родительские собрания.

Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы.

Для реализации проекта определены следующие этапы:

1.Этап.        Организационно-подготовительный.

Цель: создание условий для реализации проекта

Мероприятия:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.

2.Этап.        Реализационно - практический.

Цель: реализация проекта.

Мероприятия:

      - Проведение занятий, дидактических игр, бесед, ООД, упражнений всовместной и самостоятельной деятельности.

3.Этап.  Аналитико-рефлексивный, корректировочный

Цель: анализ эффективности реализации проекта.

Мероприятия:

- Анализ работы воспитателей, педагога-психолога и учителя - логопеда.

Формы работы:

- индивидуальныезанятия, подгрупповые и фронтальные;

-  ООД по речевому, познавательному развитию (как часть занятия);

-  игровая организованная деятельность детей вне занятий;

- самостоятельная деятельность детей.

Формы работы

Планированиена  2022-2023 уч. год.

Реализационно – практический этап

1 Блок:«Введение в школьную жизнь»

Цель:Формирование у старших дошкольников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР положительного отношения к школьной жизни и представление об образе настоящего школьника.

Задачи:

  1.   Обучать навыкам учебного сотрудничества: умением договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
  2. Познакомить ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения в школе.

Тема занятия, бесед.

Цель

1

Будущий статус школьника.

Знакомство  со школьными правилами «Готов к уроку», «Урок окончен», значением звонка. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

2

Школьник и дошкольник

Знакомство детей со школьной нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятой руки».

3

Для чего ходят в школу

 Осознание детьми своего нового будущего  статуса - ученика.

2 Блок:

Цель:Развитие речи,  графических навыков, обогащение  представлений об окружающем мире, формирование и развитие у детей элементарных математических представлений.

Задачи:

  1. Формировать устную речь и обогащатьсловарный  запас ребенка, грамматические  навыки.
  2. Закреплять пространственные и временные представления.  
  3. Развивать когнитивные процессы, мелкую моторику и графические навыки.
  4. Развивать эмоционально – личностную и коммуникативную сферу.
  5. Воспитывать толерантное отношение между детьми.

Темы: занятий, упражнений, игр.

Задачи  занятия

1

Беседа об уроках, переменах и школьном звонке

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению

2

Упражнение «Штриховки»

Ход: Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границ контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые и т.д.

Кинезиологические упражнения;

пальчиковая гимнастика;

конструирование;

рисование обеими руками;

нетрадиционные формы работы

 Развиватьмелкую моторику и графические  навыки.

3

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми

4

Логические задачи

Например:

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

 Развивать словесно - логическое мышление.

5

«Парашютисты»

Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого несколько разноцветных точек (парашютисты), внизу листа - небольшой круг - место их приземления.

Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.

Развивать графические умения.

6

Игра «Назови соседей»

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 20. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

Развивать скорость мыслительных процессов и внимания.

7

«Лабиринт». (индивидуально).

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

Развивать наглядно-образное и абстрактное мышление.

1.Упражнение «Допиши строчку».

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные узоры.

2. Упражнение «Дорисуй узор на полотенце».

Рассмотри узор на полотенце и дорисуй его на второй половине.

Развивать зрительно – моторную координацию и мыслительные процессы.

8

Игра «Бери, да помни»

Ход: Педагог договаривается с детьми, что в течение определенного времени (до обеда, например), они могут брать любую вещь друг у друга только со словами «Беру, да помню». Если эти слова не сказаны, дающий говорит: «Бери, да помни» и выигрывает.

Развивать самоконтроль, внимание.

9

Упражнение «Закончи предложение»

Ход: Детям предлагается закончить следующие предложения:

- «Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует ... его мама чувствует ...».

- «Когда ребёнок получил плохую отметку, он чувствует ... его мама чувствует... его учительница чувствует ...».

- «Когда девочка ложится спать, она чувствует ...».

- «Когда ребёнку дарят подарок, он чувствует ... его родители     чувствуют ...».

Развивать умение распознавать чувства другого человека.

10

Игра «Составление предложений»

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова. Примерные наборы для предъявления:

море. карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно. стол. дождь; девочка. птица, дерево; мяч. небо, цветок.

Развиватьмыслительные операции синтеза.

11

«Комбинирование»

Ход: Педагог предлагает детям придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.

Развиватьгибкость мышления.

12

Игра «Четвёртый лишний»

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

Развивать операции обобщения и классификации.

13

1. Игра «Переверни рисунок»

Оборудование: лист нелинованной бумаги, карандаш, образец рисунка.

Ход: Педагог показывает образец, где изображена ракета, летящая вверх. Дети должны нарисовать такую же ракету, летящую в противоположном направлении. Варианты задания: нарисовать ёлочку, домик, забор в перевёрнутом и прямом виде; рассматривать картинки в перевёрнутом виде.

2.Игра «Пространственные и временные представления»на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра.

Развиватьи закреплять пространственныеи временные представления,  умениеориентироваться на листе бумаги.

14

Упражнение «Психологический портрет»

Оборудование: лист бумаги А-4, карандаши.

Ход: На одной половине листа дети рисуют ответ на вопрос: «За что меня можно хвалить?», на другой половине - «За что меня можно ругать?». После рисования педагог с детьми обсуждает предложенные детьми качества и что можно сделать для того, чтобы ругать было не за что.

Развиватьумение осознавать свои положительные и отрицательные стороны характера.

15

Упражнение «Вычеркушки»

Оборудование: простой карандаш, тексты с крупным шрифтом.

Ход: Детям выдаются листы бумаги с книжным текстом. Они должны вычеркнуть оттуда заранее оговоренные буквы (сначала одна буква вычеркивается, затем можно усложнить задание: одну букву вычёркивать, другую подчёркивать. Следующий вариант: одна буква вычёркивается - другая подчёркивается. третья обводится). В конце дети могут проверять правильность выполнения задания друг у друга.

Развивать самоконтроль и переключаемость внимания.

16

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Развивать артикуляционный аппарат, формировать речевое дыхание.

С родителями

Семейная гостиная

Влияние семьи на готовность ребенка к школьному обучению

Круглый стол

Предъявление родительского опыты формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Семейная гостиная

Психологическая готовность родителей к обучению  детей в школе

Круглый стол

Подведение итогов реализации проекта.

3 Блок: «ШКОЛА» 

Экскурсия в школу.

Цель: формирование положительного отношения к школе.

Аналитико-рефлексивный Этап

Проведение  мониторинга за 2022-2023уч.год

Цель: определение уровня готовности к школе детей  гр. №5

Ответственные: Воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед, дети и родители.

Приложение 1.

Перечень программ, технологий, пособий.

Специальные программы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования  разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – синтез, 2010.
  2. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет разработанная   на основе примерной адаптированной программы   под редакцией Н.В.Нищевой.
  3. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. – СПб.:Речь, М.: Сфера, 2011.

Основные методические пособия

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-Семицветик» Психологические занятия с дошкольниками.
  2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психологическая служба.)
  3. Под редакцией Вераксы Н.Е. Диагностика готовности ребёнка к школе.
  4. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5-7 лет.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
  6. Алябьева Е.А. М., 2003. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»
  7. «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А., М.:ТЦ Сфера,2003.
  8. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВР «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011.- 96 с. (Серия «Кабинет психолога»).
  9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985
  10. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.. Вся дошкольная программа. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.
  2. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  3. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс/авт.-сост. Годовникова Л.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2013.- 187с.
  4. Н.В. Нищева, рабочие тетради: для развития речи и коммуникативных способностей детей подготовительной к школе  группы; развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников; совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников; для развития математических представлений у дошкольников ОНР с 6-7 лет.
  5. Ольшанская Е. В. Занятия с дошкольниками. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.
  6. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов в детских дошкольных образовательных учреждениях.
  7. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/ под ред. Свистуновой Е.В. - М.: форум, 2012г. – 192 с.
  8. Познавательное развитие дошкольников ЗПР и ОНР. Методические рекомендации / автор составитель Е.В. Рындина. – СПб. - :ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 176с.
  9. Скиллер П., РоссаноДж.Т. 750 развивающих упражнений для детей дошкольного возраста /пер. с англ. Попова Т.И. – Мн.: «Поппури», 2006. – 416 с.: ил.
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. -3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175 с

Дидактические материалы

Арттерапевтические игры.

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр - приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр для гиперактивных детей.

Азбука развития эмоций.

Настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.

Анкетные бланки, бланки опросников.

Печатный материал.

Приложение 2.

Тематическое планирование

БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель: изучение психологической готовности детей к школе. Отслеживание динамики каждого ребенка, так и группы в целом, на начальном и завершающем этапах работы.

Используемые методики:

Мотивационная готовность:

Методика «Деревья» (Модификация Л.М. Блиновой)

Методика «Ведущий вид деятельности»

1. Оценка внимания и умственной работоспособности:

Методика:Корректурные таблицы (кольца Ландольта)

Назначение: для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
2. Оценка наглядно-действенного мышления и способности к комбинированию:

Методика «Сложи квадрат» (по П. Кеэсу)

Назначение: оценка способности к комбинированию целого из частей, наглядно-действенное мышление.

3. Определение уровня сформированности наглядно-образного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи:

Методика «Картинки»П.Я.Кеэса

4. Оценка словесно-логического мышления:

Методика «Интеллектуальная готовность»

Назначение: диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе, сформированность мыслительных операций классификации, обобщения по существенным признакам, способности делать умозаключения по аналогии.

5. Оценка кратковременной слуховой памяти

Методика «Бусы» (И. Аргунская)

Назначение: оценка уровня развития слухового восприятия и внимания, и кратковременной слуховой памяти.

Методика «Зрительная память» (фигуры и их условные знаки по Кеэсу)

Назначение: для изучения уровня развития зрительной опосредованной памяти.

Методика  «10 слов» ( А.Р. Лурия, Леонтьев)

Назначение: для изучения уровня развития слухо-речевой произвольной памяти.

6. Оценка зрительно-моторной координации, произвольной регуляции действий:

Методика «Графический диктант» (по Д. Эльконину)

Назначение: оценка произвольной регуляции, зрительно-моторной координации, ориентировки на листе бумаги, умения действовать по инструкции.

Дополнительные методики:

1. Тест Люшера.

Цель: изучение эмоционального благополучия ребенка.

2. Тест Керна-Йерасека.

Цель: изучение уровня готовности детей к школе.

3. Тест «Страхи»,  Захаров.

Цель: уровень преобладания страхов у детей.

4. Тест «Кактус».

Цель: изучение уровня агрессивности детей.

5. Тест «Беседа о школе».

Цель: изучение мотивационной готовности детей к школе.

6. Методика «Домик».

Цель: изучение произвольности внимания и поведения детей.

7. Тест тревожности – Б.Дарки, Тэмпел.

Цель: изучение уровня тревожности у детей.

8. Тест «Лесенка».

Цель: изучение уровня самооценки детей.

Диагностика проводится 2 раза в год: на начальном (октябрь) и итоговом (май) этапах.

Результаты диагностики позволяют определить прогноз дальнейшего развития ребенка и направления развивающей работы с ним.

БЛОК 2. РАЗВИВАЮЩИЙ

Проект «Тропинка в школу»

Цель: всесторонняя подготовка детей к школе.

Занятие № 1 «Давайте познакомимся»

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.

Занятие № 2 «Угадай на ощупь»

Цель :развитие тактильного восприятия.

Занятие № 3 «Загадки от Мудреца»

Цель :развитие логического мышления.

Занятие № 4 «Школьные правила»

Цели: знакомство со школьными правилами.

Занятие № 5 «Рассказ»

Цели: научить детей рассуждать и правильно формулировать свою речь, продолжение изучения школьных правил.

Занятие № 6 «Собирание портфеля»

Цель: развитие внимания, мышления, умения действовать по образцу, подчиняться правилам.

Занятие № 7 «Буквы, цифры в ряд»

Цель: развитие произвольного внимания, умение сосредотачиваться на задании.

Занятие № 8 «Схема рисунка»

Цель: диагностика пространственных представлений.

Занятие № 9 «Цветные дорожки»

Цель: повторение геометрических фигур, ориентация в пространстве, повторение цветов.

Занятие № 10 «Что ты знаешь о мире, в котором живешь?»

Цель: развитие кругозора, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации, развитие мыслительных процессов.

Занятие № 11 «Первоклассник»

Цель: воспитывать желание учиться в школе, формировать собранность, аккуратность.

Занятие № 12 «Загадочное слово»

Цель: развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.

Занятие № 13 «Спрятанные буквы»

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Занятие № 14 «Какие школьные принадлежности вы знаете?»

Цель: общие сведения об школьных принадлежностях.

Занятие № 15 «Портфели к школе»

Цель: развитие учебно-познавательной мотивации.

Занятие № 16 «Сочиняем сказку»

Цель: развитие речи, создание благоприятного психологического климата, заинтересовать детей к подготовке к школе.

Занятие № 17 «Правильно-неправильно»

Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия.

Занятие № 18 «Школа – какие чувства»

Цель: знакомство с эмоциями, учиться различать, называть и описывать различные эмоции.

Занятие № 19 «Шифровки»

Цель: формирование усидчивости, умения действовать по образцу.

Занятие № 20 «Узор из фигур»

Цель: создание эмоционального комфорта, развитие мышления, произвольность поведения, повторение геометрических фигур.

Занятие № 21 «Нарисуй»

Цель: развитие моторики рук, произвольность поведения, усидчивости.

Занятие № 22 «Назови противоположное»

Цель: развитие речи, умение последовательно раскладывать картинки, развитие мышления.

Занятие № 23 «Мир школьника и мир дошкольника»

Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.

Занятие № 24 «Разноцветные фигурки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, ориентация в пространстве, умение слушать и действовать по образцу.

Занятие № 25 «Смысловые ряды»

Цель: создать эмоциональный положительный настрой на занятие, освободиться от отрицательных эмоций, развитие произвольного внимания.

Занятие № 26 «Самое-самое в школе»

Цель: знакомство со школой, развитие воображения, создать положительную мотивацию о школе.

Занятие № 27 «Чудо -дерево»

Цель: создание положительной атмосферы, создание хорошего настроя на школу, повышение самооценки.

Занятие № 28 «Я собираюсь на урок в школу»

Цель: развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.

Занятие № 29 «Ответь на вопросы»

Цель: развитие мыслительных операций.

Занятие № 30 «Скоро в школу»

Цель: развитие усидчивости, моторики рук, произвольность поведения, повторение чисел, развитие внимания, краткое повторение всего материала.

БЛОК 3. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

Тематическое планирование.

Работа с педагогами:

Мотивационная готовность детей к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школьному обучению.

Психофизические особенности и развитие познавательной сферы.

Картотека игр для снятия психомышечного напряжения.

Общение и готовность ребенка к школе.

Что делать если ребенок гиперактивный.

Если ребенок – левша.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников.

Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Анкетирование педагогов:

1.Круглый стол «К школе готов».

2. Памятка «Задания и игровые упражнения для детей по подготовке к школе».

3. Как  Вы  оцениваете   психологическую  готовность  детей  к  обучению  в  школе?

4. Памятка! Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе развития познавательных процессов дошкольников.

5.Тест  «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

6. Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для воспитателя).

БЛОК

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Родительское собрание , №1 (консультация педагога –психолога «Портрет будущего первоклассника»).

Родительское собрание №2 (консультация педагога –психолога «Что такое психологическая готовность ребенка к школе?)»

Родительское собрание: №3  (консультация педагога –психолога «Критерии готовности детей к школе»).

Родительское собрание: №4 (консультация педагога –психолога «Ваш ребенок – будущий школьник»).

Мастер-класс «Обучение эффективным приемам по развитию высших психических функций: память, внимание, мышление, познавательные процессы, которые позволяют подготовить ребенка к школе (рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста)».

Семинар: «А ваш ребенок к школе готов?»

Использование стендовой информации для родителей.

Анкетирование родителей

Памятки для родителей о подготовки детей к школе:«Скоро в школу», «В игры играем память, внимание, мышление развиваем», «Развитие познавательной сферы».

«Готов ли ваш ребенок к школе? »

Опросные листы: «Как развивается ваш ребенок?», «Игровое общение с ребенком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...