ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА группового логопедического занятия в третьем классе Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

 

Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

группового логопедического занятия

в третьем классе

Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

учитель-логопед

Этап занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, формирование УУД

Мотиваци-онно-организа-ционный этап.

6 мин.

Приветствие

Активизировать внимание детей,настрой на работу, развитие межполушарных связей.

Мимическая гимнастика

- Здравствуйте, девочки и мальчики! Давайте поздороваемся только глазами: подмигнём друг другу правым глазом, левым. Теперь поздороваемся носами.А кто умеет бровями? Здорово! А у кого самый сердитый взгляд, а самый хитрый? А кто у нас сегодня самый счастливый?

Настраиваются на работу.

Создается мотивация для дальнейшей деятельности детей.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать

Развитие общей моторики

Создать ситуацию, при которой учащиеся принимают цель занятия.

.

- Какие вы сегодня красивые! Посмотрите, а коврики наши такие же яркие, как и вы. И что на них сегодня будем делать?

Ответы детей:

- Разминку.

Дети ходят по кругу по ортопедическим массажным коврикам.

Активизация внимания, речи, мыслительной  деятельности. Позитивный эмоциональный настрой.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовить артикуляционный аппарат учащихся для четкого произношения звуков.

Проводит артикуляционнуюгимнастику.

-Давайте разомнем язычок и губки.

Упр-е «Окошко».

Упр-е «Заборчик».

Упр-е «Почисти нижние зубки».

Упр-е «Горка».

Упр-е «Слон».

Упр-е «Бегемот».

Упр-е «Качели».

Проговаривают все вместе:

- Встали все мы по порядку, начинаем мы зарядку и руками и ногами, и своими, язычками! (произносят все вместе).

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

- Чок-чок-чок, стал послушным язычок!

Четкое проговаривание, активизация речевой деятельности.

Пальчиковая гимнастика + Кинезиологические упражнения

Развивать мелкую моторику

- А теперь нам помогут наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

- Правильно. Ну, а теперь приступим.

Педагог показывает упражнения:

1 упр. «Дом»

2. упр. «Заяц»

3. упр. «Коза»

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Цветок»

6. упр. «Бабушкины очки»

7. упр. «Стол, стул»

Далее педагог создает игровую ситуацию «запутывая» детей.

Выполняют пальчиковую гимнастику, кинезеологические упражнения.

- Чтобы лучше писать, рисовать, говорить.

Заинтересованность,

готовность  к активной, позитивной деятельности

Познавательные: осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей.

Работа по развитию дыхания и голоса

Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Проводит дыхательную гимнастику.

-Мы с вами долго упражнялись, сейчас нам нужно восстановить дыхание.

Ребята, а как вы думаете, полезны ли детям дыхательные упражнения?

Логопед показывает упражнение «Снежная буря».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть в трубочку, находящуюся в бутылке, пытаясь раздуть пенопластовые шарики «снежинки».  Загонять воздух следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Ответы детей:

- Да. Правильное дыхание влияет на правильность речи.

Следят, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Выработана длительная, направленная воздушная струя.

Этап Актуализации знаний

9 мин.

Сообщение темы занятия

Учить воспринимать основную цель занятия.

Озвучивает основную тему занятия.

- Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают.

Внимательно слушают,принимают цель занятия.

Концентрация внимания.

Акустико-артикуляционный образ звуков

Учить анализировать артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий  через организацию исследования звуков и букв, через все  анализаторы.

Педагог просит дать характеристику звукам [Г] и [К]. Помогает наводящими вопросами.

Напоминает правило: Звук Г – звонкий, в его образовании участвует голос. Голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация. Звук К – глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовыесвязки не вибрируют.

См. Приложение к занятию

Дети дают характеристику звуков по схеме.
- [г]- согласный, звонкий, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой Г.
- [к] - согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой К.

Дают анализ артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

Личностные: развитие познавательного интереса к обучению.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Дифференциация звуков [Г] и [К] в словах. Работа с картинками. 

Развивать фонематический слух.Обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий  через организацию исследования звуков и букв, через все  анализаторы.

Логопед предлагает заполнить буквы [Г] и [К] маленькими картинками на липучках из серии «Логобуквы». Слова: горох, глобус.гусеница, груша. голубь, гусь, гриб, грабли, гном, грузовик,кукла, корона, кактус, книга, камин, компас, корабль, кот, кубики, кукуруза.

Достают  изображения на липучках из банки с фасолью, закрепляют их к буквам Г и К на доске соответственно звукам, которые есть в названиях. Помогают друг-другу.

Активизация внимания, речи, мыслительной  деятельности. Позитивный эмоциональный настрой на игру.

Познавательные: развивать фонематический слух.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану

Усвоение новых знаний  и способов действия

17 мин

Этап

Закрепле-ния.

10 мин

Работа у доски

Учить детей различать парные согласные [Г] и [К]  в конце слова, развивать навыки звукового анализа

Объясняет, как правильно подобрать проверочное слово.показывает на примере первого слова, уточняет, помогает детям при выполнении задания.

Напоминает правило:

Если слышишь парный звук –

Будь внимательней, мой друг!

Звук согласный проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Дифференцированные задания

для учащихся:

1 уровень – дополнительные задания,

2 уровень – помощь педагога.

См. Приложение к занятию

Определяют правильно парную согласную в конце слова «К» или «Г», подбирают и записывают проверочное слово к словам:

Слог

Флаг

Долг

Шланг

Круг

Люк

Ринг

Лак

Порог

Галстук

Сапог

Утюг

- формирование мыслительных операций;

-совершенствование навыков словоизменения, звукового анализа и синтеза;

-ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся;

-формирование умения слушать и слышать других;

-находить свои и чужие ошибки.

Индивидуальная работа по карточкам (задание №1)

Учить детей различать парные согласные [Г] и [К]  в начале слова.

развивать зрительное восприятия, зрительно-моторные координации; развивать умения планировать деятельность; формировать умения ориентироваться в задании; закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, образцу; закреплять комбинаторные навыки; развивать фонетико-фонематические представления.

Объясняет задание:

Заменить первую букву на Г или на К. Допиши и прочитай слова, которые получились. (См. карточку)

Карточки индивидуализированы для каждой из групп детей соответственно возможностям.

См. Приложение к занятию

Выполняют задание заменяя первую букву на Г или на К. Дописывают, читают слова, которые получились.Помогают друг-другу.

Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции.

Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование).

Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи.

Развитие мелкой моторики  «Нейродорожки»

Развивать мелкую моторику при помощи нейроупражнений, шариков Су-джок.

Раздает индивидуальные нейродорожки, следит за правильностью выполнения заданий. Использует шарики Су-джок.

См. Приложение к занятию

Выполняют определенные движения согласно индивидуальнымнейродорожкам: соединяют мизинчики, безымянные пальчики, соединяют средние пальцы,  указательные пальцы, соединяют большие пальцы.

Выполнение определенных движений согласно карточкам-нейродорожкам.

Личностные: активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий.

Игра "Весёлый молоточек”. 

Учить детей различать парные согласные [Г] и [К]  в словах. Учить изменять слова по мнемозаданиям.

Проигрывает задания вместе с детьми. Помогает изменять слова, используя мнемозадания.

Дифференцированные задания

для учащихся:

1 уровень – дополнительные задания,

2 уровень – помощь педагога.

См. Приложение к занятию

Дети получают наборы картинок. При помощи молоточка-присоски выбирают по одной картинке, прикрепляют её на доску и выполняют задания  «один - много», «1,2,5»,  «назови ласково», «мой, моя, моё».

- формирование мыслительных операций;

-совершенствование навыков словоизменения, звукового анализа и синтеза.

Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.

Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей,уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Физминутка. Игра "Читаем-прыгаем”.

Учить детей различать буквы[Г] и [К]

развитие общей моторики, формирование слухомоторной координации, профилактика утомляемости.

Дифференцированные задания

для учащихся: сложность слогов и слов распределена по группам: 1 группа – сложные; 2 группа – легкие

Дифференцированные задания

для учащихся при составлении предложений:

1 уровень – дополнительные задания, предложения с предлогами,

2 уровень – помощь педагога.

См. Приложение к занятию

Прыгая дети читают слоги и слова, если дети слышат в слове [г] –хлопают два раза, если слышат [к] – один раз.

Слоги: ка, га, ку, гу, ки, ги, ко, го, иги, юги, еге,уга, аку и т.д.

Слова: капля, гусеница, голос, игра, окно, луга, огонь, речка, икра, ветки.гора, нога, куст, дуга, укол, год, урок, угол, крот, гуси, груз,
глина, коза, корень, вагон, танк, маска, игра, ветка, гроза.

Последнее  в каждом ряду слово – карточку дети забирают с собой и уже на своём рабочем месте придумывают  предложение с этим словом.  Сложность слов распределена по группам.

Определение сходства и различий звуков и букв в артикуляции  через слуховой и зрительный анализаторы.

Личностные: развивать учебную активность.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Коммуникативные:

участвовать в учебном сотрудничестве.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные:

уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Индивидуальная работа по карточкам (задание №2)

Учить детей различать буквы [Г] и [К] на письме

Сложность слогов и слов распределена по группам: 1 группа – всё задание; 2 группа - частично

Дети получают карточки, читают слова, вставляя пропущенные буквы Г и К в каждой паре слов.

Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции.

Работа с интерактивной доской

Учить детей различать буквы [Г] и [К] при помощи интерактивной доски в игровой форме (наглядность).

формировать навыки соотносительного анализа, развитие  зрительного восприятия.

Объясняет задание.

Дополни предложение:

В магазине Галя купила…

В магазине канцтоваров ученик купил:…..

Убери лишнее слово:

Даны слова:

корова, краски, магазин, лук.

гараж, гантели, берлога, курица.

Замени картинки словами

Коля ел виноград, а Галя пила гранатовый сок.

Гарик ел котлеты, а  Глеб галеты.

Дополни предложение:

  • К нам приехали ……
  • Собаке дали ......
  • Скоро будет Новый …….
  • На заборе сидит ……

См. Приложение к занятию

Читают данные предложения, дополняют их, называя картинки. У доски работают по одному – остальные помогают с места.

Учатся определять лишнее слово по принципу дифференциации звуков.

Заменяют картинки словами при чтении.

Читают, дополняют предложения подходящими по смыслу словами. Четко проговаривают слова.

Сформировано умение дополнять предложения при помощи наглядности и подходящими по смыслу словами.

Сформировано умение определять лишнее слово по принципу дифференциации звуков.

Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

Коммуникативные: уметьвысказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

осуществлятьсамоконтроль.

Задание на дом

3 мин

Рефлексия.

Итог занятия

3 мин.

Домашнее задание

Закрепить полученные на занятии знания, применить их  на практическом материале самостоятельно,формировать умения ориентироваться в задании.

Объясняет задание, раздаёт тетради, индивидуальные карточки. Сложность домашнего задания распределена по группам: 1 группа – всё задание; 2 группа –частично.

См. Приложение к занятию

Слушают объяснение педагога, спрашивают, если не понятно. Забирают тетради и карточки с заданием.

Умеют слушать объяснения педагога и следовать им.

Учебно-познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Оценочная деятельность

Рефлексия; развивать устную монологическую речь детей; формировать умения правильно передавать с помощью речи свои мысли, чувства; воспитывать умения слушать педагога и сверстников.

Приглашает  поделиться своими впечатлениями  о занятии

- что вам запомнилось, чем понравилось заниматься, а какие задания показались трудными.

Благодарит детей. Стимулирует на дальнейшую деятельность.

См. Приложение к занятию

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, беседуют с педагогом, отвечают на вопросы.

Прощаются.

Сформировано умение  высказывать свое мнение и отношение о разных частях занятия,  адекватно оценивать себя.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.

Познавательные:

закреплять навыки рефлексии.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Приложение №1 к технологической карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».

Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.

Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...

Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»

Логопедическое занятие для учащихся 2 класса.Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;Уточнять и обогащать ...

Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии

Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...

технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...