ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА группового логопедического занятия в третьем классе Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_uchitelya-logopeda_rayanovoy_e.m.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
группового логопедического занятия
в третьем классе
Тема: «Дифференциация звуков и букв Г – К»
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1
Раянова Эльвира Миргабитзяновна
учитель-логопед
Этап занятия | Задачи | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, формирование УУД |
Мотиваци-онно-организа-ционный этап. 6 мин. | Приветствие | |||
Активизировать внимание детей,настрой на работу, развитие межполушарных связей. | Мимическая гимнастика - Здравствуйте, девочки и мальчики! Давайте поздороваемся только глазами: подмигнём друг другу правым глазом, левым. Теперь поздороваемся носами.А кто умеет бровями? Здорово! А у кого самый сердитый взгляд, а самый хитрый? А кто у нас сегодня самый счастливый? | Настраиваются на работу. | Создается мотивация для дальнейшей деятельности детей. Личностные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: умение взаимодействовать | |
Развитие общей моторики | ||||
Создать ситуацию, при которой учащиеся принимают цель занятия. . | - Какие вы сегодня красивые! Посмотрите, а коврики наши такие же яркие, как и вы. И что на них сегодня будем делать? | Ответы детей: - Разминку. Дети ходят по кругу по ортопедическим массажным коврикам. | Активизация внимания, речи, мыслительной деятельности. Позитивный эмоциональный настрой. | |
Развитие артикуляционной моторики | ||||
Подготовить артикуляционный аппарат учащихся для четкого произношения звуков. | Проводит артикуляционнуюгимнастику. -Давайте разомнем язычок и губки. Упр-е «Окошко». Упр-е «Заборчик». Упр-е «Почисти нижние зубки». Упр-е «Горка». Упр-е «Слон». Упр-е «Бегемот». Упр-е «Качели». | Проговаривают все вместе: - Встали все мы по порядку, начинаем мы зарядку и руками и ногами, и своими, язычками! (произносят все вместе). Дети выполняют артикуляционную гимнастику. - Чок-чок-чок, стал послушным язычок! | Четкое проговаривание, активизация речевой деятельности. | |
Пальчиковая гимнастика + Кинезиологические упражнения | ||||
Развивать мелкую моторику | - А теперь нам помогут наши пальчики. Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться? - Правильно. Ну, а теперь приступим. Педагог показывает упражнения: 1 упр. «Дом» 2. упр. «Заяц» 3. упр. «Коза» 4. упр. «Кулак, ребро, ладонь» 5. упр. «Цветок» 6. упр. «Бабушкины очки» 7. упр. «Стол, стул» Далее педагог создает игровую ситуацию «запутывая» детей. | Выполняют пальчиковую гимнастику, кинезеологические упражнения. - Чтобы лучше писать, рисовать, говорить. | Заинтересованность, готовность к активной, позитивной деятельности Познавательные: осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей. | |
Работа по развитию дыхания и голоса | ||||
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. | Проводит дыхательную гимнастику. -Мы с вами долго упражнялись, сейчас нам нужно восстановить дыхание. Ребята, а как вы думаете, полезны ли детям дыхательные упражнения? Логопед показывает упражнение «Снежная буря». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть в трубочку, находящуюся в бутылке, пытаясь раздуть пенопластовые шарики «снежинки». Загонять воздух следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. | Выполняют дыхательную гимнастику. Ответы детей: - Да. Правильное дыхание влияет на правильность речи. Следят, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями. | Выработана длительная, направленная воздушная струя. | |
Этап Актуализации знаний 9 мин. | Сообщение темы занятия | |||
Учить воспринимать основную цель занятия. | Озвучивает основную тему занятия. - Будем различать буквы Г и К и звуки, которые они обозначают. | Внимательно слушают,принимают цель занятия. | Концентрация внимания. | |
Акустико-артикуляционный образ звуков | ||||
Учить анализировать артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий через организацию исследования звуков и букв, через все анализаторы. | Педагог просит дать характеристику звукам [Г] и [К]. Помогает наводящими вопросами. Напоминает правило: Звук Г – звонкий, в его образовании участвует голос. Голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку – чувствуется вибрация. Звук К – глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовыесвязки не вибрируют. См. Приложение к занятию | Дети дают характеристику звуков по схеме. | Дают анализ артикуляции звуков с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Личностные: развитие познавательного интереса к обучению. Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. | |
Дифференциация звуков [Г] и [К] в словах. Работа с картинками. | ||||
Развивать фонематический слух.Обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий через организацию исследования звуков и букв, через все анализаторы. | Логопед предлагает заполнить буквы [Г] и [К] маленькими картинками на липучках из серии «Логобуквы». Слова: горох, глобус.гусеница, груша. голубь, гусь, гриб, грабли, гном, грузовик,кукла, корона, кактус, книга, камин, компас, корабль, кот, кубики, кукуруза. | Достают изображения на липучках из банки с фасолью, закрепляют их к буквам Г и К на доске соответственно звукам, которые есть в названиях. Помогают друг-другу. | Активизация внимания, речи, мыслительной деятельности. Позитивный эмоциональный настрой на игру. Познавательные: развивать фонематический слух. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану | |
Усвоение новых знаний и способов действия 17 мин Этап Закрепле-ния. 10 мин | Работа у доски | |||
Учить детей различать парные согласные [Г] и [К] в конце слова, развивать навыки звукового анализа | Объясняет, как правильно подобрать проверочное слово.показывает на примере первого слова, уточняет, помогает детям при выполнении задания. Напоминает правило: Если слышишь парный звук – Будь внимательней, мой друг! Звук согласный проверяй – Рядом гласный подставляй! Дифференцированные задания для учащихся: 1 уровень – дополнительные задания, 2 уровень – помощь педагога. См. Приложение к занятию | Определяют правильно парную согласную в конце слова «К» или «Г», подбирают и записывают проверочное слово к словам: Слог Флаг Долг Шланг Круг Люк Ринг Лак Порог Галстук Сапог Утюг | - формирование мыслительных операций; -совершенствование навыков словоизменения, звукового анализа и синтеза; -ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся; -формирование умения слушать и слышать других; -находить свои и чужие ошибки. | |
Индивидуальная работа по карточкам (задание №1) | ||||
Учить детей различать парные согласные [Г] и [К] в начале слова. развивать зрительное восприятия, зрительно-моторные координации; развивать умения планировать деятельность; формировать умения ориентироваться в задании; закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, образцу; закреплять комбинаторные навыки; развивать фонетико-фонематические представления. | Объясняет задание: Заменить первую букву на Г или на К. Допиши и прочитай слова, которые получились. (См. карточку) Карточки индивидуализированы для каждой из групп детей соответственно возможностям. См. Приложение к занятию | Выполняют задание заменяя первую букву на Г или на К. Дописывают, читают слова, которые получились.Помогают друг-другу. | Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции. Личностные: проявлять познавательную инициативу. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности (планирование). Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи. | |
Развитие мелкой моторики «Нейродорожки» | ||||
Развивать мелкую моторику при помощи нейроупражнений, шариков Су-джок. | Раздает индивидуальные нейродорожки, следит за правильностью выполнения заданий. Использует шарики Су-джок. См. Приложение к занятию | Выполняют определенные движения согласно индивидуальнымнейродорожкам: соединяют мизинчики, безымянные пальчики, соединяют средние пальцы, указательные пальцы, соединяют большие пальцы. | Выполнение определенных движений согласно карточкам-нейродорожкам. Личностные: активизация самостоятельности; интереса к способу действий. Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий. | |
Игра "Весёлый молоточек”. | ||||
Учить детей различать парные согласные [Г] и [К] в словах. Учить изменять слова по мнемозаданиям. | Проигрывает задания вместе с детьми. Помогает изменять слова, используя мнемозадания. Дифференцированные задания для учащихся: 1 уровень – дополнительные задания, 2 уровень – помощь педагога. См. Приложение к занятию | Дети получают наборы картинок. При помощи молоточка-присоски выбирают по одной картинке, прикрепляют её на доску и выполняют задания «один - много», «1,2,5», «назови ласково», «мой, моя, моё». | - формирование мыслительных операций; -совершенствование навыков словоизменения, звукового анализа и синтеза. Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей. Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решения трудностей,уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | |
Физминутка. Игра "Читаем-прыгаем”. | ||||
Учить детей различать буквы[Г] и [К] развитие общей моторики, формирование слухомоторной координации, профилактика утомляемости. | Дифференцированные задания для учащихся: сложность слогов и слов распределена по группам: 1 группа – сложные; 2 группа – легкие Дифференцированные задания для учащихся при составлении предложений: 1 уровень – дополнительные задания, предложения с предлогами, 2 уровень – помощь педагога. См. Приложение к занятию | Прыгая дети читают слоги и слова, если дети слышат в слове [г] –хлопают два раза, если слышат [к] – один раз. Слоги: ка, га, ку, гу, ки, ги, ко, го, иги, юги, еге,уга, аку и т.д. Слова: капля, гусеница, голос, игра, окно, луга, огонь, речка, икра, ветки.гора, нога, куст, дуга, укол, год, урок, угол, крот, гуси, груз, Последнее в каждом ряду слово – карточку дети забирают с собой и уже на своём рабочем месте придумывают предложение с этим словом. Сложность слов распределена по группам. | Определение сходства и различий звуков и букв в артикуляции через слуховой и зрительный анализаторы. Личностные: развивать учебную активность. Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту. Коммуникативные: участвовать в учебном сотрудничестве. Уметь оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | |
Индивидуальная работа по карточкам (задание №2) | ||||
Учить детей различать буквы [Г] и [К] на письме | Сложность слогов и слов распределена по группам: 1 группа – всё задание; 2 группа - частично | Дети получают карточки, читают слова, вставляя пропущенные буквы Г и К в каждой паре слов. | Закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции. | |
Работа с интерактивной доской | ||||
Учить детей различать буквы [Г] и [К] при помощи интерактивной доски в игровой форме (наглядность). формировать навыки соотносительного анализа, развитие зрительного восприятия. | Объясняет задание. Дополни предложение: В магазине Галя купила… В магазине канцтоваров ученик купил:….. Убери лишнее слово: Даны слова: корова, краски, магазин, лук. гараж, гантели, берлога, курица. Замени картинки словами Коля ел виноград, а Галя пила гранатовый сок. Гарик ел котлеты, а Глеб галеты. Дополни предложение:
См. Приложение к занятию | Читают данные предложения, дополняют их, называя картинки. У доски работают по одному – остальные помогают с места. Учатся определять лишнее слово по принципу дифференциации звуков. Заменяют картинки словами при чтении. Читают, дополняют предложения подходящими по смыслу словами. Четко проговаривают слова. | Сформировано умение дополнять предложения при помощи наглядности и подходящими по смыслу словами. Сформировано умение определять лишнее слово по принципу дифференциации звуков. Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий. Коммуникативные: уметьвысказывать свою точку зрения. Регулятивные: осуществлятьсамоконтроль. | |
Задание на дом 3 мин Рефлексия. Итог занятия 3 мин. | Домашнее задание | |||
Закрепить полученные на занятии знания, применить их на практическом материале самостоятельно,формировать умения ориентироваться в задании. | Объясняет задание, раздаёт тетради, индивидуальные карточки. Сложность домашнего задания распределена по группам: 1 группа – всё задание; 2 группа –частично. См. Приложение к занятию | Слушают объяснение педагога, спрашивают, если не понятно. Забирают тетради и карточки с заданием. | Умеют слушать объяснения педагога и следовать им. Учебно-познавательные: уметь использовать полученные знания, самостоятельно выполнять учебные действия. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. | |
Оценочная деятельность | ||||
Рефлексия; развивать устную монологическую речь детей; формировать умения правильно передавать с помощью речи свои мысли, чувства; воспитывать умения слушать педагога и сверстников. | Приглашает поделиться своими впечатлениями о занятии - что вам запомнилось, чем понравилось заниматься, а какие задания показались трудными. Благодарит детей. Стимулирует на дальнейшую деятельность. См. Приложение к занятию | Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, беседуют с педагогом, отвечают на вопросы. Прощаются. | Сформировано умение высказывать свое мнение и отношение о разных частях занятия, адекватно оценивать себя. Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: закреплять навыки рефлексии. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Приложение №1 к технологической карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Технологическая карта группового логопедического занятия «Употребление в речи падежных форм существительных. Звуки р-л».
Конспект группового логопедического занятия по коррекции нарушений письма, обусловленных СНР средней степени (для обучающихся 4 класса с легкой умственной отсталостью)....
Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”.
Конспект группового логопедического занятия для 1 класса “Звук [щ], буквы Щ щ”. ...
Методическая разработка: логопедическое занятие на тему: "Дифференциация звуков и букв Г-К"
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса, обучающихся по коррекционной программе 8/1Лексическая тема: домашние птицыГрамматическая тема: дифференциация звуков и букв К-ГЦель: Научить детей разл...
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация звуков и букв В-Ф»
Логопедическое занятие для учащихся 2 класса.Цель. Учить дифференцировать звуки и буквы В-Ф.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах в-ф, учить дифференцировать звуки в-ф;Уточнять и обогащать ...
Технологическая карта группового логопедического занятия для детей 1 класса ТНР, направленного на преодоление акустико-артикуляторной дисграфии
Логопедическое заключение: ОНР III-IVТема: «Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях.»Цель: закрепление у детей навыка различения и правильного употребления в речи...
технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"
материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...