Конспект занятия "Дифференциация гласных А-Я"
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Андрякова Екатерина Андреевна

Конспект логопедического занятия "Дифференциация гласных А-Я" + рабочий лист по теме занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_differentsiatsiya_a-ya.docx340.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»

Конспект открытого логопедического занятия

«Дифференциация гласных  А – Я

в слогах, словах и предложениях».

Рабочий лист к занятию.

https://raspechatat-raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/03/ya1.png

https://abvgdee.ru/images/kartinki/alfavit8/a.png

                                                                                                                          Андрякова

                                                                                                       Екатерина Андреевна

                                                                                                                 учитель-логопед

Нефтеюганск

2023

Предмет: логопедическое занятие.

Класс: 1.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Цель: развитие фонематических процессов обучающихся.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обучить умению дифференцировать гласные звуки и буквы А-Я;

- развивать умение составлять словосочетания;

- продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию;

 Коррекционно-развивающие:

- продолжить развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание;

- активизировать словарный запас по лексической теме «Весна».

 Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки самоконтроля, положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:        

Предметные: уметь дифференцировать фонемы [А] — [Я] в слогах, словах и предложениях.

Личностные: применять полученные знания при выстраивании коммуникации с окружающими.

Познавательные: развивать познавательную активность.

Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Оборудование: карточки с буквами А-Я для каждого ребенка, индивидуальные зеркала, рабочий лист по теме.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

2. Артикуляционный уклад и характеристика звуков

- Ребята, какое сейчас у нас время года? Весна. А какой месяц? Март.

Какой гласный звук слышится в слове март?

- Звук [а] гласный или согласный?

- А как мы можем отличить гласный звук от согласного?

- Возьмите каждый своё зеркало и произнесите чётко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ, зубов, языка при произношении (рот широко раскрыт, между зубами большое расстояние, язык внизу, его кончик чуть отведён вниз, к нижнему нёбу, назад).

- При произнесении звука [а]:

- губы в спокойном положении;

- зубы на расстоянии 1-1,5 см;

- широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идёт через рот;

- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос;

- воздушная струя проходит свободно, не встречает препятствие.

- Какой буквой на письме обозначается звук [а]?

- А теперь произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [йа] и также обратите внимание на положение губ, языка.

- При произнесении звука [йа]:

- губы в спокойном положении;

- зубы на расстоянии 1-1,5 см;

- наш язычок сначала находится наверху, на «потолочке», а затем резко уходит вниз и лежит спокойно у нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Артикуляция звуков [а] и [йа] похожа.

- Посмотрите на таблицу и назовите гласные I ряда (а, о, у, ы, э).

- А теперь гласные II ряда (я, ё, ю, и, е).

Развитие фонематического восприятия. Различение А-Я в слогах, словах.

Логопед: Ребята, у каждого из вас на столе лежат карточки с буквами А и Я. Сейчас я буду называть слоги, вы внимательно слушайте, как только услышите звук [а], поднимайте карточку с буквой А. Как только услышите в слоге звук [йа], поднимайте карточку со звуком Я.

Слоги: РА, ТЯ, РЯ, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА.

Слова: ПАР, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАК, КАША, ВЯЗ.

Развитие фонематического слуха, слухового внимания.

Логопед: Молодцы ребята, а сейчас мы откроем наши рабочие тетради, запишем число. На доске вы видите слоговые цепочки, мы их хором читаем, затем я их стираю. Я называю ряды слогов, вы их должны будете  повторить и записать в тетрадях.

ТА-ТЯ-ТА        СА-СЯ-СА

РЯ-РА-РЯ        БА-БЯ-БА

МЯ-МА-МЯ        ПЯ-ПА-ПА

ДА-ДЯ-ДЯ        ВЯ-ВА-ВЯ

Развитие зрительного внимания.

Логопед: Ребята, перед вами лежит рабочий лист. К нам приходил в гости какой-то герой, пока мы были на перемене, и оставил для вас задания. В левом верхнем углу есть подсказка. Кто догадается, кому принадлежит этот лист? Чей головной убор изображен на листе? Правильно!  Это Незнайка. Давайте посмотрим на первое задание. Незнайка так торопился, что сделал много ошибок в таких простых словах. Помогите ему их исправить.

ШКОЛЯ        МЯЛЬЧИК

ТЕТРЯДЬ        ШКЯФ

ГРАЗНО        КЛЯСС

НАНА        ТРАПКА

Физминутка «Весна».

Солнышко греет    (руки над головой),

Птицы прилетели    (руки в стороны, машем ладонями),

Распустились цветы    (ладони соединить между собой и развести),

Побежали ручьи     (бег на месте),

Весна в гости к нам идет   (маршируем на месте),

И тепло с собой несет   (обнять себя).

Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

Логопед: Закончите слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ.

ВА….        СКА….        ТОПО….        Ю…

ТО….        ПИ….        Ю…        МЕТ…

Логопед: Молодцы! Рабочий лист задание 3. Рассмотрите картинки, подпишите их, выделите цветным карандашом гласные. 

Дифференциация А-Я на уровне словосочетаний.

Логопед: Рабочий лист задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому слову из левого столбика, подходящее слово из правого столбика.

Дифференциация А-Я на уровне предложений.

Логопед: Ребята, отложите рабочие листы, вы отлично справились с заданиями от Незнайки. Последнее задание на сегодня мы запишем в рабочей тетради. На доске вы видите предложение, в словах пропущены буквы. Вам нужно вставит недостающие буквы А –Я и записать предложение в тетрадь.

Лет…т с юг… птицы.

В какое время года птицы возвращаются из теплых краев?

ИТОГ:  Какие звуки и буквы мы с вами учились различать?

Все ли задания вам удалось сегодня выполнить?

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

                  Рабочий лист по теме «Дифференциация А - Я»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9adbe2cf243d4a3a6486850cb3b2311bc04bf482-9181195-images-thumbs&n=13

Фамилия, имя  ребенка___________________________________Класс______________

  1. Найдите ошибки и исправьте их.

ШКОЛЯ        МЯЛЬЧИК

ТЕТРЯДЬ        ШКЯФ

ГРАЗНО        КЛЯСС

НАНА        ТРАПКА

  1. Закончите слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ.

ВА….                      СКА….                ТОПО….              Ю…

ТО….                  ПИ….                 Ю…              МЕТ…

  1. Рассмотрите картинки, подпишите их, выделите цветным карандашом гласные.

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614583485_22-p-kartinki-paukov-na-belom-fone-25.jpghttps://nukadeti.ru/content/images/static/draw800x800/2_25.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673501090_gas-kvas-com-p-vishnya-detskii-risunok-1.jpg

                     

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5bff2aba138e6e2e1ed92abac3696f66-6416987-images-thumbs&n=13&exp=1https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5b86a15050720afe8b67f9df47e9d7cb3149260b-5885656-images-thumbs&n=13&exp=1

        

         

  1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому слову из левого столбика, подходящее слово из правого столбика.

КОСОЛАПЫЙ        ЗА…Ц        

ПОЛОСАТАЯ        МИШК…

ТРУСЛИВЫЙ                                       ЗЕБР…

БОЛОТНАЯ                                          ЛИСА

ХИТРАЯ                                                Л…ГУШКА

ЯДОВИТАЯ                                          ЗМЕЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Гласные после шипящих"

Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая:  Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...

Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"

1 класс "Школа России" урок обучения грамоте...

Конспект урока "Гласные звуки"

"Гласные звуки" Бунеев...

Конспект урока "Гласная буква Ёё"

Данный урок ставит перед собой следующие задачи:- познакомить детей с новой буквой Ё;- научить читать её в словах и слогах;- совершенствовать технику чтения детей;- привить любовь к родному языку, его...

Конспект урока "Гласные буквы Я, я. Маяк."

Формировать у учащихся представление о функциях буквы Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность....