Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"
статья по логопедии

Андрякова Екатерина Андреевна

Статья "Формирование графических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_graficheskih_navykov.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Андрякова Екатерина Андреевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Белоярский»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

По словам Л.С.Выготского, чтобы овладеть письменной речью умственно отсталому ребенку надо напрячь творческие силы, это для него более творческий акт, чем для нормального. Овладение письменной речью у ребенка начинается значительно раньше, чем ребенок оказывается за школьной партой. Уже в дошкольном возрасте ребенок осваивает изображение линий и геометрических фигур. Успешность овладения графомоторными навыками является основой для овладения письмом. Письмо включает в себя графомоторный навык, но также зависит от множества других факторов. Среди них исследователи отмечают достаточное развитие мелкой моторики, зрительно-пространственных функций, зрительно-моторной координации и нейродинамических компонентов деятельности.

Развитие мелких моторных движений, при формировании графических навыков необходимо начинать с более крупных движений кисти руки, в процессе рисования простых изображений: геометрических форм, людей, животных. Начинать рисование необходимо на простом листе бумаги, не ограничивая поле для рисования линиями и строкой. Первые рисунки будут далеки от идеала, но после многократных повторений изображение становится все более четким и прорисованным. Только после того, как ребенок освоит изображение полностью, его можно заключать в квадрат, а затем переходить к освоению строки.

Перед началом обучения необходимо определить какая рука ребенка является ведущей. Для этого можно использовать систему тестов для определения ведущей руки  М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским.

Особое внимание необходимо уделить правильному захвату пишущего инструмента. При неправильном захвате и возникновении сложностей в освоении этого навыка возможно использование тренажера для письма, позволяющего научиться держать правильно ручку или карандаш. Тренажер позволяет в игровой форме, без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении ребенка.

Обучение должно начинаться с рисования базовых графических элементов:

  • длинных вертикальных линий;
  • длинных горизонтальных линий;
  • выгнутой дуги;
  • кругов, овалов.

Необходимо продолжать отработку данных элементов до момента полного освоения. Для детей испытывающих тревожность или страх неправильного выполнения задания можно использовать черновики.

На следующем этапе необходимо переходить к обучению рисования предметного изображения с использованием графических схем. Необходимо предлагать ребенку изображать предметы путем соединения уже известных ему элементов:

  •  из цепочки соединяющихся окружностей (снеговик, бусы);
  • линий и окружностей (солнце, шарики);
  • изображение из 3 элементов (человек, мишка).

Следующим этапом в освоении графических навыков становится освоение добуквенных графических навыков. Использование упражнений, разработанных Л.М.Зельдиным, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, учиться соотносить размеры элементов, правильно располагать и вписывать их в границы.  Проработанность каждого упражнения оценивается по однотипности выполнения графических движений. Предлагаемые задания:

  •  рисование серии штрихов из одной точки;
  • рисование серии штрихов, начинающихся на линии;
  • рисование штрихов, заканчивающихся в одной точке;
  • рисование серии штрихов, заканчивающихся на линии;
  • рисование серии штрихов, перечеркивающих две линии;
  • рисование серии штрихов, начинающихся на одной линии и заканчивающихся на другой;
  • рисование зигзагообразной и волнистой линии между двумя параллельными линиями;
  • рисование серии штрихов между двумя криволинейными линиями;
  • копирование простых по очертанию элементов письменных букв;
  •  копирование простых письменных букв.

На данном этапе возможно использование прописей для детей с интеллектуальными нарушениями, входящих в учебно-методический комплект по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья (Аксенова А.К., Шишкова М.И., Комарова С.В.). Данный комплект прописей составлен с учетом возможностей детей с нарушениями интеллекта, а именно, упрощена конфигурация букв, даны дополнительные вспомогательные линии. Наглядный материал помогает уточнить представления детей в связи с отрабатываемым речевым материалом.

Таким образом,  в конце данного этапа ребенок должен получить основы формирования зрительно-двигательного образа буквы, научиться сличать написанную им букву с образцом, указывать на наиболее удачный вариант написания, использовать образец для коррекции своих действий.

Список литературы

1. Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Науч.-практ. сб. — М.: Центр лечебной педагогики, Теревинф, 1998. — Вып. 2

2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: ИД «М и М», 1997. - 286с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина

4. Формирование и развитие графических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Л. В. Егорова, Л. М. Зельдин, Л. В. Шаргородская // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 50–57

5. Аксенова А.В., Комарова С.В., Шишкова М.В. Пропись. Для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 3 частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

laquo; Прежде чем делать что-то,Необходимо сначала научиться.Но научиться можно,только начав делать».Аристотель.Данное  материал рекомендован учителям, работающие с детьми с ограниченными ...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ С БОЛЬШМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ежегодно в Российскую Федерацию мигритуют тысячи гражден азиатских государств бывших республик Советского союза. Дети этих граждан по дистежении возрата 6-7 лет поступают в российские школы, но различ...

ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

При переходе к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, л...

Проблемы недостатков развития пространственных представлений в освоении основных учебных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Материал содержит краткие сведения об основных трудностях освоения основных учебныз навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью...