Рабочая программа и календарно-тематическое планирование " Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», 

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года)

 

Данная рабочая программа может быть использованна для работы учителя-логопеда, дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_uo_programma_logopediya.docx37.53 КБ
Файл 4_klass_uo_ktp_logopediya.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ленинградской области  «Кировская  школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рекомендована                                                                                           приказом  №____

педагогическим советом                                                               от «__»_________г.

протокол №_________                                                                  директор школы

от «__»______________г.                                                                    _______О. М. Жукова

Рабочая программа

Коррекционно-логопедическая работа

с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2022-2023учебный год

Содержание  программы

 «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися

4 класса  (с интеллектуальной недостаточностью)»

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3
  2. Содержание программы……………………………………….......... .5
  3. Планируемые результаты ………………………………………..…...7
  4. Список литературы……………………………………….………….. 8
  5. Приложение:

        Календарно-тематическое планирование........................................................9

  1. Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» является модифицированной. Рабочая Программа разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»,  

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

- Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10.07.2015г., №26;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат» Приказ №189, от 30 августа 2017 года);

- Программа Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с 1 по 6 классы  (с интеллектуальной недостаточностью) ( ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»);

- Письмо Министерства образования РФ «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» от 20.06.2002г., №29/2194-6;

Цель программы: 

Восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи, развитие фразовой речи, продолжение работы над развитием коммуникативно-речевых навыков, продолжение работы по коррекции дефектов фонетико-фонематической стороны речи.

Задачи:

Логопед осуществляет дальнейшую коррекционную работу по развитию артикуляции, фонематических процессов, общей и мелкой моторики, речевого дыхания и просодики. Отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Систематическое обогащение лексикона через расширение знаний лексических тем. Обогащение словаря учащихся осуществляет через практическое освоение состава слова: корень и однокоренные слова, роль окончания в словоизменении. Проводится коррекционная работа по устранению фонематической, мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проводится работа по предупреждению оптической дисграфии. Логопед осуществляет работу по развитию грамматического строя речи. Правильное использование (по ситуации) слов и словосочетаний, развитие навыка грамотного использования предлогов. Знакомство с общеизвестными фразеологизмами. Развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей. Логопед активно направляет речевую диалоговую деятельность детей: создает ситуации для развития навыков постановки вопроса, формулирование ответа в форме простого предложения, развитие терпения слушать собеседника (этикет ведения беседы).

Актуальность

В настоящее время проблема коррекция деффектов устной и письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования владение речью расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений младшего школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом.

  1. Содержание программы

Содержание логопедической работы  взаимосвязано с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Данная программа разработана с учетом последовательной коррекции всех компонентов речевой деятельности: включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию звуков, сходных по акустическому, артикуляторному,  арикуляторно-акустическому признакам, а также букв, имеющих оптической сходство. Нарушения речи у данных детей носят системный характер, они затрагивают и фонетико-фонематическую, и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Особенностями логопедической работы являются максимальное включение анализаторов. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия включены упражнения тонких движений рук, задания по озвучиванию действий.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом.

Программа включает 68 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю, одно занятие продолжительностью 40 минут.

Программа состоит из 3 этапов:

  1. Диагностический этап.

Задачи:

  • Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о речевом развитии.
  • Определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия.
  • Обследование состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.
  •  Определение объема и видов памяти, мышления и внимания.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа - 4 часов.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • коррекция звукопроизношения:

на этом этапе отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительная дифференциация звуков.

  • коррекция фонематических процессов:

развитие фонематического слуха одновременно с выработкой правильного произношения.

  • устранение фонематической и мнестической дислексии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • развитие речевого дыхания;
  • улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи;
  • обогащение лексикона.

Длительность этапа – 60 часа.

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проведение проверки навыков письма и чтения.
  • Анализирование  различных видов  работ детей.

Длительность этапа – 4 часа.

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения планируются следующие результаты:

  1. Улучшение звукопроизношения и слухопроизносительной дифференциации звуков.
  2. Улучшение навыков пространственных и временных представлений.
  3. Улучшение подвижности и ориентации общей, мелкой и артикуляторной моторики.
  4. Улучшение характеристики голоса и ритмико-интонационной стороны речи.
  5. Улучшение навыка дифференциации гласных и согласных, согласных звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.
  6. Выделение ударной гласной, ударного слога.
  7.  Распознавать «открытый слог» и «закрытый слог».
  8. Уметь выполнять простой (по слогам) перенос части слова на другую строку.
  9. Выполнять элементарный звуко-буквенный анализ и синтез слов.
  10. Закрепить (практическое) значение гласных II ряда при смягчении согласных.
  11. Закрепить практическое значение мягкого знака для смягчения согласных на письме.
  12. Улучшить навык дифференциации оптически сходных букв (а-о, и-у, л-м, п-т, и-ш, и-ц, ш-щ, б-д).
  13. Уметь составлять рассказы по серии картинок (состоящей из 2-6 картинок) или по опорным словам с последующей записью под руководством логопеда.
  14. Уметь использовать в речи антонимы, синонимы, фразиологизмы.
  15. Умение находить корень в однокоренных словах.
  16. Уметь восстанавливать несложный деформированный текст (из 2-3 предложений), последовательное расположение предложений по смыслу.
  17. Уметь участвовать в беседе: слушать говорящего (одноклассника, учителя), задавать вопрос по теме разговора, уметь ответить на поставленный вопрос простым предложением.

  1. Список литературы
  1. Воронкова,В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 2006. - 192 с.
  2. Галанов, А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников/ А.С.Галанов. – СПБ: .: Речь, 2007. – 180 с.
  3. Гальцова, Е.А. Забавные истории обо всем на свете: театрализованные и игровые занятия с детьми/ Е.А.Гальцова. – Волгоград, 2008 – 120 с.
  4. Куликовская, Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
  5. Лалаева, Р.И, Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие /   Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. - СПб.: Союз, 2001. -224 с.
  6. Моисеева, Т. В.  Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов / Т. В.Моисеева // Школьный логопед. - 2006. -N1. - С. 11 - 19.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПБ.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2001.
  8. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с] [ш] [л] [р]: пособие для логопедов /  Е.А.Пожиленко . - Спб.:КАРО, 2006.–256 с.
  9. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
  10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова. – М.: Изд-во АСТ, 2004.
  11. Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.

  1. Приложение

Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

Диагностический этап.

4

1.

Логопедическое обследование речи.

Обследование и выявление речевых нарушений.

Определение направлений коррекционной работы.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

4

05.09

06.09

12.09

13.09

2022г.

Коррекционный этап

60

I. Раздел: Речь. Предложение. Слово.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Речь.

Предложение. Слово.

Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Слова, называющие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова.

Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету.

Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам.

Слова, обозначающие признак предметов. Подбор слов-признаков к предмету.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Артикуляционная гимнастика.

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

6

19.09

20.09

26.09

27.09

03.10

04.10

2022г.

2.

Предлог.

Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников – предлогов. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ.

Тип урока: комбинированный урок.

4

10.10

11.10

17.10

18.10

2022г.

II  Раздел: Звуки  речи и буквы.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Понятие

о звуке.

Гласные

и согласные звуки.  

Слог.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

 Представления о речевых звуках. Понятие о гласных и согласных звуках. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова.

Обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

2

24.10

25.10

2022г.

2.

Твёрдость

и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда.

Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные.

Закрепление знаний орфографии.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ.

Тип урока: Повторение.

6

07.11

18.11

14.11

15.11

21.11

22.11

2022г.

3.

Итоговое занятие.

 (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда)

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление. Тип урока: закрепления и обобщения.

2

28.11

29.11

2022г.

4.

Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи мягкого и твёрдого знаков.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Упражнение со словами с пропущенными буквами.

Роль «Ъ» в словах.

Учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам.

Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

6

05.12

06.12

12.12

13.12

19.12

20.12

2022г.

5

Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме.

Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги.  

Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ.

Тип урока: Урок закрепления.

2

26.12

27.12

2022г.

6

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: о-а; и- у, и- ы,  н-и, И-Ш, и-ш, И-Й, и-й, И-Ц, и-ц, Е-З,  Е-Ё, е-ё, Е-Э, е-э, С-Э, с-э, с-е

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.

6

09.01

10.01

16.01

17.01

23.01

24.01

2023г.

6

Дифференциация парных  согласных звуков

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш]  изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

Правописание парной согласной в корне слова.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

6

30.01

31.01

06.02

07.02

13.02

14.02

2023г.

7

Дифференциация согласных по акустическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [к-х], [к'-х']

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т']

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ш]

Дифференциация согласных [л-р], [л'-р']

Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

20.02

21.02

27.02

28.02

06.03

07.03

13.03

14.03

20.03

21.03

2023г.

8

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.:

- дифференциация букв: К-Н, к-н

- дифференциация букв: П-Т, п-т

- дифференциация букв: Л-М, л-м

- дифференциация букв: б-д

- дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ

- дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ

Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для  звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

7

03.04

04.04

10.04

11.04

17.04

18.04

24.04

2023г.

9

Обобщение знаний о гласных и согласных звуках.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков.

 Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание.

Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия:  материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения.

4

25.04

02.05

15.05

16.05

2023г.

Оценочный этап

4

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки.

Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН.

4

22.05

23.05

29.05

30.05

2023г.

Итого

68



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор школы-интерната

________________________

«______»____________2022г.

Согласовано:

Зам.директора по УР

____________________

«______»____________2022г.

Рассмотрено на заседании м/о

Протокол №_____ от

«____»_______2022г.

__________________

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Коррекционно-логопедическая работа.

Класс: 4  Класс (с интеллектуальной недостаточностью)

Учитель-логопед: Аверкина Г.Н.

Количество часов за год: 68 часов.

Количество часов в неделю: 2 часа.

Планирование составлено на основе рабочей программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Тематическое планирование составила учитель-логопед Аверкина Г.Н.

2022-2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 4 класса (с интеллектуальной недостаточностью)

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

Диагностический этап.

4

1.

Логопедическое обследование речи.

Обследование и выявление речевых нарушений.

Определение направлений коррекционной работы.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

4

05.09

06.09

12.09

13.09

2022г.

Коррекционный этап

60

I. Раздел: Речь. Предложение. Слово.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Речь.

Предложение. Слово.

Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово. Составление схемы предложения. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Слова, называющие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова.

Слова, называющие действия предметов. Подбор слов-действий к предмету.

Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам.

Слова, обозначающие признак предметов. Подбор слов-признаков к предмету.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Артикуляционная гимнастика.

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

6

19.09

20.09

26.09

27.09

03.10

04.10

2022г.

2.

Предлог.

Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников – предлогов. Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ.

Тип урока: комбинированный урок.

4

10.10

11.10

17.10

18.10

2022г.

II  Раздел: Звуки  речи и буквы.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Понятие

о звуке.

Гласные

и согласные звуки.  

Слог.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

 Представления о речевых звуках. Понятие о гласных и согласных звуках. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова.

Обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

2

24.10

25.10

2022г.

2.

Твёрдость

и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы]. Роль гласных I ряда.

Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные.

Закрепление знаний орфографии.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ.

Тип урока: Повторение.

6

07.11

18.11

14.11

15.11

21.11

22.11

2022г.

3.

Итоговое занятие.

 (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда)

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление. Тип урока: закрепления и обобщения.

2

28.11

29.11

2022г.

4.

Обозначение мягкости и твердости согласных при помощи мягкого и твёрдого знаков.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Упражнение со словами с пропущенными буквами.

Роль «Ъ» в словах.

Учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам и картинкам.

Материалы и пособия: предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

6

05.12

06.12

12.12

13.12

19.12

20.12

2022г.

5

Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме.

Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги.  

Материалы и пособия: презентация, раздаточный материал, ИКТ.

Тип урока: Урок закрепления.

2

26.12

27.12

2022г.

6

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии: о-а; и- у, и- ы,  н-и, И-Ш, и-ш, И-Й, и-й, И-Ц, и-ц, Е-З,  Е-Ё, е-ё, Е-Э, е-э, С-Э, с-э, с-е

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.

6

09.01

10.01

16.01

17.01

23.01

24.01

2023г.

6

Дифференциация парных  согласных звуков

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Учить дифференцировать согласные [п-б]- [п’-б’], [в-ф]- [в’-ф’], [г-к]- [г’-к’], [д-т]- [д’-т’], [з-с]-[з’-с’], [ж-ш]  изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

Правописание парной согласной в корне слова.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

6

30.01

31.01

06.02

07.02

13.02

14.02

2023г.

7

Дифференциация согласных по акустическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [к-х], [к'-х']

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т']

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ш]

Дифференциация согласных [л-р], [л'-р']

Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

20.02

21.02

27.02

28.02

06.03

07.03

13.03

14.03

20.03

21.03

2023г.

8

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии.:

- дифференциация букв: К-Н, к-н

- дифференциация букв: П-Т, п-т

- дифференциация букв: Л-М, л-м

- дифференциация букв: б-д

- дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ

- дифференциация букв: Ш-Щ,ш-щ

Обогащать словарный запас. Слова-паронимы. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для  звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

7

03.04

04.04

10.04

11.04

17.04

18.04

24.04

2023г.

9

Обобщение знаний о гласных и согласных звуках.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных и гласных, согласных парных звуков.

 Выделение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Учить строить связное высказывание.

Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия:  материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения.

4

25.04

02.05

15.05

16.05

2023г.

Оценочный этап

4

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Кол-во часов по плану

Дата/

неделя

Кол-во

часов по факту

1.

Логопедическое обследование в конце учебного года.

Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки.

Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН.

4

22.05

23.05

29.05

30.05

2023г.

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)"

Рабочая Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (с интеллектуальной недостаточностью)» разработана и составлена на основе нормативно-правовых документов:- Федера...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...