Основы формирования положительной учебной мотивации младших школьников с ЗПР
статья по логопедии

Пивоварова Наталия Валерьевна

В статье описаны основные причины и проблемы при формировании положительной учебной мотивации у младших школьников  с ЗПР, а также даны практический рекомендации для учителей и родителей при работы с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zpr.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

основы формирования положительной учебной мотивации младших школьников с ЗПР

 Психолого-педагогические особенности младших школьников с задержкой психического развития

Впервые термин «задержка психического развития» предложен психиатром Г.Е. Сухаревой в 1959 г. в своей работе «Лекции по психиатрии детского возраста». Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостаточности целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Поэтому ЗПР является пограничной формой интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости, негрубого нарушения познавательной сферы.

Задержка психического развития – это синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что специально организованные условия включения данной категории школьников в учебную деятельность позволят у них постепенно её скорректировать. Изучение детей с ЗПР показывает, что среди множества психо-физических особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоционально-волевая незрелость, трудности в произвольной регуляция деятельности, динамические нарушения во всех видах, ослабленность мотивационной сферы и т.д.

 Рядом учёных было установлено, что даже при органической природе ЗПР школьники, обучающиеся в специальных коррекционных школах для детей с ЗПР или в классах выравнивания в общеобразовательной школе, могут успешно освоить общеобразовательный стандарт в объёме неполной средней школы и продлить обучение после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее профессиональное образование при условии специально организованной психолого педагогической коррекционной работе.

Причинами ЗПР может быть следующее:

1. слабо выраженные органические повреждения головного мозга, врождённые или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка;

2. генетически обусловленная недостаточность ЦНС;

3. интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;

4. неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания).

 Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют успешно ребенку с ЗПР справиться с задачами и требованиями, которые предъявляют им взрослый и общество в целом.

Но в тоже время Н.И. Белопольская отмечает, что учебная деятельность детей с ЗПР выполняется лучше и быстрее при наличии игровых приёмов обучения, когда в процессе усвоения новых знаний сохраняется не учебная мотивация.

В научных работах Белопольской Н.Л., Кузнецовой Л.В., Кулагиной И.Ю., Ульенковой У.В. и др. делается акцент на то, что в первый год обучения в школе у многих детей с ЗПР появляется комплекс неполноценности по отношению к учению, который исключает положительную мотивацию учебного успеха, вызывает неприязнь к предмету, к школе, к учителю. Это обусловливается тем, что для значительной части школьников с ЗПР уровень требований, предъявляемый школой, оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных особенностей, так и ввиду слабой сформированности мотивов учения. Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерно:

  1. Сниженная работоспособность
  2. Повышенная истощаемость
  3. Неустойчивость внимания
  4. Более низкий уровень развития восприятия
  5. Недостаточная продуктивность произвольной памяти
  6. Отставание в развитие всех форм мышления
  7. Дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас
  8. Своеобразное поведение
  9. Низкий навык самоконтроля
  10. Незрелость эмоционально-волевой сферы

Особенности мотивационной сферы у младших школьников с ЗПР.

Процесс «демотивирования» учебной деятельности с особой остротой у многих детей с ЗПР появляется именно в первом классе. У них гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы и понятия должного, нужного. Значимым мотивом у младшего школьника с ЗПР становится мотивация избегания неуспеха или наказания, которая является показателем растущей неуверенности в себе и создает отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. А если у некоторых детей оказывается выраженной мотивация достижения успеха, то она часто «подпитывается» неадекватной завышенной самооценкой, надеждой на будущий успех.

 Ребенок с ЗПР, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У него как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста - в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка, с игрой. Такие исследователи как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская отмечают, что в отдельных случаях такие ученики руководствуются в своей деятельности главным образом эмоцией удовольствия.

 Кроме того, отмечается, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги (опасность не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает мобилизация сил.

Итак, у детей с ЗПР к школьному возрасту оказывается несформированной мотивационная сфера:

1. ребенок продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов;

2. преобладают игровые мотивы поведения;

3. у детей не появляются учебно-познавательные интересы;

4. отсутствует чувство ответственности по отношению к учебным заданиям;

5. они не умеют подчиняться школьным требованиям.

Прежде всего, следует отметить, что у некоторых старших дошкольников, несмотря на общее преобладание игровой мотивации, проявляется мотивация внутренняя, познавательная (Елфимова Н.В.). По исследованиям Л.В. Кузнецовой в момент поступления в школу может доминировать игровой мотив, наблюдаемый только у 34% детей, 50% детей отдали предпочтение учебной и 13% - практической деятельности, т.е. уже в этот период мотивация не является однородной. Эти данные позволяют предположить, что у детей с ЗПР адекватные учебные мотивы в какой-то мере представлены в самом начале обучения, пусть недостаточно полно и сильно, но в дальнейшем они не получают развития и трансформируются, имеющиеся потенциальные мотивационные возможности в процессе обучения в начальных классах массовой школы не реализуются. Происходит это вследствие столкновения ребенка с объективными трудностями, неуспешности его учебной деятельности и соответствующей низкой оценки его со стороны окружающих.

Как отмечают исследователи Власова Т.А., Певзнер М.С., Иванов Е.С., Самодумская Е.Н их учебная деятельность в значительной мере непродуктивна, на уроках они постоянно «выключаются» из общей работы. Как можно судить по данным литературы, эти мотивационные особенности усугубляются и наиболее полно проступают по мере приобретения ребенком опыта школьных неудач. Зависимость специфики мотивации от успешности учебной деятельности наглядно прослеживается на примере отношения ребенка к оценочной ситуации. Младшие школьники с ЗПР дают резко негативную реакцию на трудности, препятствующие решению учебной задачи, и на отрицательную оценку своего решения. Здесь, подчёркивают Лубовский В.И., Егорова Т.Е. возможны эмоциональные срывы, отказ выполнять задание, демонстрация безразличия. Но истинное безразличие, отмечает Жаренкова Г.И., проявляется не к оценке, а к собственному неверному решению: у ребенка не возникает желания исправить работу, понять причину ошибки. Но оценка для таких учащихся очень важна как и для нормально развивающихся детей.

Стойкая неуспеваемость, типичная при ЗПР, приводит к образованию определенной личностной позиции, которую обычно называют «позицией неуспевающего». В полной мере эта позиция формируется к 3-4 классам. Если в начале обучения ребенок еще субъективно не соглашается со своими школьными неудачами и неадекватно завышает самооценку, то затем его самооценка становится крайне низкой, что не способствует поискам путей изменения сложившегося положения. В 3 классе уже у 60% неуспевающих учебная деятельность вызывает противоречивое или отрицательное отношение. Одним из основных мотивов поведения ребенка становится стремление избежать низких отметок, неодобрения и порицания со стороны родителей, учителей и одноклассников. Поэтому многие неуспевающие начинают утверждаться в других, неучебных областях – в общении с одноклассниками, в занятиях спортом и т.п.. Неудовлетворенность результатами своей учебной деятельности приводит к снижению самооценки, к пассивности в учении – с одной стороны, и к проявлению компенсации – с другой. Оценивать необходимо только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Следует избегать грубых, резких слов и оценок.

 Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением – это важная и трудная задача. Нужно научиться, словом поощрять ребенка, малейший его успех. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения. Кроме того, нельзя забывать о выявлении причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только их констатацией.

 Для учеников с ЗПР требуются специфические подходы и методы в обучении.

При соотношении игровых и учебных мотивов первоклассников с ЗПР игровая, как уже отмечалось, деятельность у данной категории детей более продуктивна, чем учебная, поэтому целесообразно использовать игровые методы обучения. Поэтому, должны включаться игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности, регуляции эмоций.

 Кроме этого, необходимо использовать пошаговое предъявление заданий с оценкой уровня выполнения ребенком каждого этапа задания;

Обучение должно быть направлено на творческую активность обучающихся.

В связи с этим надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку.

В младшем школьном возрасте многие дети этого типа не способны к самостоятельному приготовлению домашних заданий, им нужна организующая помощь взрослых. Для них особо важно соблюдение режима дня, расписание подготовки к урокам, правильное аккуратное рабочее место. Постепенно следует уменьшать контроль и организующую помощь, с тем, чтобы к 3-4 классу ребенок мог самостоятельно справляться с домашними заданиями, выполнять поручения взрослых.

Можно при необходимости проводить с этими детьми психотренинговые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти. Психологи советуют, чтобы во время этих упражнений ребенок иногда менялся местами со взрослыми, исполняя роль “тренера”, учителя. Это поможет ему легче понять специфику учебной деятельности, необходимость дисциплины в классе.

Используя перечисленные возможности учебной мотивации, учитель создаст благоприятные условия для коррекционно-развивающих занятий.

Кроме того стоит отметить, что некоторые перечисленные выше направления деятельности характерны в педагогическом взаимодействии и с нормально успевающими детьми. Это свидетельствует о том, что такая коррективная работа будет способствовать выравниванию психической сферы обучающихся с ЗПР и включению в будущем таких детей в общую деятельность.

Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР заключается в следующем:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Но надо иметь ввиду, что часть детей с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, нужно обязательно отметить положительные итоги работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка; Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами). В конце занятия лучше проводить рисование, аппликацию, конструирование из бумаги и т.д.

В поисках оптимальных коррегирующих технологий, методических подходов к обучению детей с ЗПР и педагоги, и психологи советуют обращаться к Монтессори-педагогике, как оптимальному выбору для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам.

Другим правилом выставления оценки учителем для поощрения мотивации является прием сравнения успехов ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. При этом слабый ученик будет чаще испытывать чувство успеха.

Таким образом, похвала и оценка учителя только тогда будут стимулировать положительную мотивацию, когда они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую стоимость этой работы для данного обучающегося.

.

Воспитание положительной учебной мотивации во внеурочной деятельности.

Ниже приведённый отрывок из пособия для учителей «Обучение детей с задержкой психического развития» под редакцией: Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной является своеобразным руководством в работе и взаимодействии с детьми с ЗПР. «Все дети с задержкой психического развития любят экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев. Иногда спектакль или фильм так их захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Один из учеников признается: «Фильм перед глазами, не слышу учительницу».

Дети с задержкой психического развития особенно активны во внеклассной обстановке. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия — лепку, рисование, конструирование (работа со строительным материалом, с разрезными картинками) и т. д. Таких детей, правда, меньшинство. Другие отдают предпочтение подвижным играм, любят побегать, повозиться.

Все без исключения дети с задержкой психического развития любят спорт, хотя им и присущи двигательная неловкость, нескоординированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму. При соответствующей помощи они могут достичь значительных успехов, в этом плане они очень выгодным образом отличаются от умственно отсталых детей. С большим желанием готовятся к спортивным соревнованиям, чувствуют за собой ответственность, интересуются спортивными передачами, знают чемпионов по некоторым видам спорта.

Многие из учеников проявляют исполнительность и аккуратность при выполнении разнообразных работ по уборке помещения и территории, по уходу за растениями и животными, однако эти обязанности выполняются ими хорошо в том случае, если они не требуют от детей значительного и длительного напряжения и не являются однообразными.»

В качестве  метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью

. Особый подход требуется к ребенку с болезненно выраженным чувством страха. Родители должны очень осторожно знакомить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результате у него появляется

Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

3.2. Методы и приёмы формирования положительной учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Для работы, направленной на коррекцию отрицательной мотивации и повышения уровня положительной мотивации применялись следующие методы.

Психологический настрой вначале урока в виде демонстрации на экране яркой позитивной картинки со стихотворением (см. приложение). Учитель предлагает детям прочитать это стихотворение. Причём, одного из них вслух. Озвучивание повышает эмоциональный настрой, создаёт ощущение совместной деятельности, даёт возможность поупражняться в выразительном чтении.

Одним из приёмов является артикуляционная гимнастика. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 2, 3, 5, 11, 12 предполагают удержание позы под счёт до 5; упражнения 1, 4, 6—10 выполняются 10—15 раз. Даётся задание прочитать слоги. Затем - чтение стихов с проговариванием какого-либо звука (см. приложение).

используя игровые методы, необходимо учитывать, что в данном случае игра представлена как игровое учебное задание.

В зависимости от этапа урока, от изучаемого материала проводятся такие игры как: «подбери рифму», «найди лишнее», «дополни картинку (сюжет),», «помоги героям сказки (картинки)», «приведи всё в порядок» и т.д.

Широко применяются интерактивные задания на всех этапах урока в соответствии с его темой (смотреть приложение). Как показала практика, они находят живой асоциальный отклик у детей. Так как материалы представлены динамично и ярко.

Используются поисковые задания на выбор, где учитывается тот факт, что дети этой категории стремятся выполнять задания, в соответствии с их интересами (см. приложения). В то же время эти задания постепенно способствуют формированию понимания должного, если предлагать такие задачи где есть «выбор без выбора».

Следуя выполнению целей, связанных с развитием речи, умением работать с текстом предлагается совместное сочинение сказки, рассказа (по кругу), работа с рассказом в учебнике и по рассказу учителя, первичное чтение и повторное с вопросами по тексту. С одной стороны совместная деятельность с учителем и с другими обучающимися настраивает каждого ребёнка на достижение успеха, а с другой стороны каждый из них, выполняя индивидуальное задание проявляет свои личностные возможности. Этому служит и использование загадок в стихотворной форме, пословиц, поговорок с последующим проговариванием.

Для создания эмоционального фона часто используются музыкальные произведения, что способствует эмоциональному настрою в ходе занятий, возможности снять напряжение в соответствии с целями и задачами урока. А также физкультминутки под музыку или проговариванием стихотворения.

В конце уроков обычно проводится совместный анализ что узнали, что понятно, что хотели бы узнать и совместное составление таблиц на основе наводящих вопросов.

Детям очень нравится психологическое задание-выбери цвет твоего настроения.

По максимуму использовать потенциал учеников младшей школы с ЗПР для их дальнейшего перехода в среднюю школу с возможностью учиться со всеми детьми нормального развития.

 Кроме этого, формированию мотивации способствуют интересность изложения (интересные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма изложения материала, что вызывает удивление у обучающихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации, споры и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественного и личностного значения обучения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения, от которой в определённой степени зависит дальнейшая судьба ребенка.

У детей с ЗПР не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться. И.В. Крупенникова отмечает, что для младших школьников с ЗПР характерно снижение интереса к обучению, у них наблюдается низкий уровень саморегуляции, произвольной сферы, ученики испытывают трудности при планировании своей деятельности, у них значительно снижен самоконтроль. Учащиеся данной группы в большинстве случаев не могут справится с трудностями, которые появляются у них при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой и соответственно снижение мотивации учения. Основой ликвидации пробелов в этом случае может стать только формирование положительной мотивации.

Условием развития мотивационно – познавательной сферы младших школьников является правильное сочетание разных средств, методов и организационных форм, которые педагог использует в учебной деятельности. Учителю необходимо оптимально сочетать характер содержания изучаемого материала и возможности школьников для того, чтобы выделить средства и методы обучения, позволяющие положительно сформировать у учащихся учебно – познавательную мотивацию, достичь запланированных целей.

учебная деятельность успешно осуществляется только в тот момент, когда учащиеся полностью уверены, что добьются успеха.

Развить мотивацию к учению у детей младшего школьного возраста с ЗПР можно при соблюдении определенных условий:

- ко всем учащимся гуманно относится (неважно способный, отстающий либо безразличный ученик);

- содержание учебного материала должно иметь личностно-ориентированный интерес со стороны школьника;

- создавать условия для интересного общения между сверстниками;

- развивать любознательность;

- удовлетворять потребности учащихся и их познавательные запросы;

- учебный материал наполнять интересным содержанием;

- формировать адекватную самооценку собственных возможностей;

- создавать ситуацию успеха;

- поддерживать школьников в стремлении преодолевать трудности;

- использовать разнообразные методы обучения;

- хвалить за правильно выполненное задание повышенной трудности.

Младшие школьники довольны любопытны. Им нравится изучать что - либо новое. Если педагог демонстрирует ученикам тот учебный материал, который они хорошо знают, то интерес к учению падает. Поэтому учащиеся испытывают состояние «насыщения»: ученикам становится не интересен изучаемый предмет, дети начинают отвлекаться, появляется «двигательное беспокойство». Учителю нельзя забывать об «эффекте любопытства», необходимо научиться им управлять.

Л.С. Выготский считал, что: «Общим психологическим правилом выработки интереса является: чтобы предмет заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда сможем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило». Младшим школьникам интересно разрешать замысловатые проблемы. К примеру, разгадывать кроссворды, загадки. Данный прием эффективен в ситуации, когда ученики испытывают уверенность в собственных силах. Им нужно осознать, что они «доросли» до ожиданий и требований, которые им предписывают. Эффективной формой мотивации служит укрепление уверенности учащихся в собственных силах.

Важным средством по воспитанию устойчивого интереса к учебной деятельности является применение в ходе урока заданий либо вопросов, для решения которых необходима активная поисковая деятельность младших школьников. Эффективность деятельности и сила мотива имеют взаимосвязь от четкости, ясности осознания цели, смысла деятельности учащимися. В младшем школьном возрасте дети не осознают в полной мере смысл собственной деятельности, по этой причине необходима система контроля на определенном этапе учебной деятельности. Для того чтобы сформировать внутреннюю мотивацию необходимо научиться оценить способ выполнения данной деятельности, а не полученный результат. Учитель не должен использовать сравнения одного ученика с другими, выделять кто лучше, а кто хуже справился с работой.

Создание проблемной ситуации служит мощным фактором, который влияет на деформацию мотивационной структуры. При столкновении с различными трудностями, учащиеся стремятся получить новые знания либо применить старые, в возникших новых ситуациях. Для младших школьников вызывает интерес напряженная работа. Интерес является главным условием в преодолении сложностей в учении. Именно возникновение трудностей в учебном материале увеличивает интерес у учащихся.

Важной предпосылкой появления интереса является новизна учебного материала. Необходимо использовать «старые» усвоенные знания для возникновения интереса. Также учебный материал должен иметь эмоцидональную окраску.

Таким образом, для формирования мотивации к учебной деятельности учитель должен выполнять различные условия:

  • организовывать учение таким образом, чтобы учащиеся смогли активно действовать, заинтересоваться процессом самостоятельно поиска решения, «открывать» новые знания. Разрешать правильно проблемные ситуации.
  • составлять учебный план так, чтобы учебная деятельность была разнообразной.
  • осознавать важность излагаемого учебного материала;
  • должна существовать взаимосвязь раннее усвоенного материала и нового;
  • давать ученикам посильные для них трудные задания;
  • адекватно оценивать результаты работы учеников. Стимулировать положительной оценкой к познавательной активности.

Учителю для возбуждения интереса к учебной теме учащихся необходимо составлять подбирать яркий и эмоционально окрашенный материал. Для выявления уровня мотивации к учебной деятельности у учеников учителю нужно задать определенные вопросы: «С какой целью приходишь в школу?», «Зачем учишься?». Благодаря данным вопросам, можно выявить мотивы учения и какова грамотность у ребенка. Также сам школьник занимается анализом причины учения.

Отстающие учащиеся в учении являются интеллектуально пассивными. Им интересны легкие, неосновные дисциплины. К примеру, нравится физкультура либо музыка. Познавательный интерес отсутствует к сложным, непонятным учебным предметам, по которым получают низкие отметки, к примеру, к математике либо к русскому. Учащиеся, которые плохо учатся, склонны выполнять облегченную учебную работу, механически копировать действия учителя, выполнять его указания, имеют ориентацию на выполнение частных действий. Данным школьникам на уроке русского либо математики интересно выписывать слова, переписывать их из учебников, а содержание правил, упражнений, составление примеров по математике не привлекает внимание. Вызывает желание изучать учебный предмет, когда в нем присутствует новизна учебного материала, происходит смена определенных видов деятельности, в ходе урока присутствует игровые элементы и наглядное обучение.

Если младший школьник ориентирован на достижение желаемого результата, ему необходимо иметь мотив получения успеха. Именно, ученики, которые имеют мотивацию на успех, имеют немного высокие цели, превосходящие полученный результат. То есть данные учащиеся умеют расчетливо рисковать. Формирование познавательно интереса происходит, когда в учебной деятельности достигается успех и происходит позитивная оценка собственных возможностей.

Главную роль в развитии учебно - познавательной мотивации отводится стилю взаимодействия педагога с учащимися. Главное условие развития мотивационной сферы к учению – педагогическое общение в ходе обучения, в котором ученик чувствует себя не обучающимся (объектом), а в роли самостоятельно действующей личности (субъектом). Сотрудничество представляет данную форму общения. Младший школьник осознает то, что ему доверяют, его личность уважают, мнение его ценят и считаются с ним. Учитель выполняет информирующую функцию, а также не пренебрегает играть иногда роль «незнающего» перед «знающим» школьником, просит о помощи либо дать совет ему. Младший школьник совместно с педагогом анализируют проблему, выявляют связь и принимают решение. Учитель специально «допускает» ошибку, с целью того, чтобы ее обнаружили учащиеся. Школьники должны аргументировать и убедить в том, что совершенна ошибка, за что педагог поблагодарит их за оказанную помощь.

В развитии учебно-познавательной мотивации играет большую роль эмоциональный фон урока. Педагог, с целью развития творческой активности школьников, должен учитывать, что при этом важным условием является возникновение положительного эмоционального состояния у учащихся, которое стимулирует на самостоятельное свободное продвижение их в информационном пространстве. Именно на базе положительного эмоционального фона происходит развитие мотивов в интеллектуально-познавательном плане,

Таким образом, если младшему школьнику с ЗПР интересна учебная деятельность, то она принесет ему удовольствие. Педагогу нужно создавать положительный эмоциональный фон занятий, стимулировать учащихся получать радость от учения, шире использовать занимательность, которая является движущей силой познавательного интереса. Тогда увлекшись, учащиеся будут познавать, запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях, пополнять запас представлений, понятий, развивать фантазию, что способствует формированию мотивации учения у младших школьников с ЗПР.

Литература

  1. Безруких, М.М. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение
  2. Солодяпкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье Текст.: практическое пособие/О.В. Солодянкина. -М.: Аркти, 2007.-80 с.
  3. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. - М.: Медицина, 1974. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной учебной мотивации, как основного фактора успешной деятельности школьника.

           Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Учебная мотив...

"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"

laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни ...

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.

Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция  и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....