Советы учителя-логопеда родителям о пользе чтения вслух. Орфографическое чтение.
учебно-методический материал по логопедии

Сидоренко Елена Андреевна

Как научиться грамотно писать без ошибок? Это вопрос, который актуален для тысяч учеников не только начальных классов, но и старшеклассников и даже студентов. И один из самых эффективных и доказанных способов быстрого повышения уровня грамотности – орфографическое чтение вслух

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы учителя-логопеда родителям о пользе чтения вслух. Орфографическое чтение.

Орфографическое чтение или как быстро научиться грамотно писать

Как научиться грамотно писать без ошибок? Это вопрос, который актуален для тысяч учеников не только начальных классов, но и старшеклассников и даже студентов. И один из самых эффективных и доказанных способов быстрого повышения уровня грамотности – орфографическое чтение вслух.

Этот метод впервые подробно описал и обосновал выдающийся советский педагог П.С. Тоцкий. В своей работе «Орфография без правил» он доказал, что грамотность – это в большей степени автоматизированное «письмо по памяти», а не по правилам. Другими словами, в основе грамотности лежат не правилосообразные орфографические действия, а образы слов, которые хранятся в моторной памяти и соответствуют орфографической норме.

Орфографическое чтение по методике П.С. Тоцкого

В своей книге педагог подробно расписывает, как нужно заниматься орфографическим чтением вслух. Остановимся только на ключевых пунктах.

Для орфографического чтения можно использовать любые тексты, но лучше всего метод применять при выполнении домашних упражнений по русскому языку.

При орфочтении необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Все словосочетания произносятся максимально чётко, медленно, как и любое другое отдельное слово.
  • Частицы, союзы, предлоги нужно произносить отдельно, то есть как самостоятельные частицы речи. Такой подход позволяет детям запомнить, что они пишутся со словами отдельно, а значит, таким образом повышается их уровень грамотности.
  • Для лучшего запоминания трудных слов они выписываются из текста, а правописание дополнительно закрепляется правилами русского языка. Если в каких-то словах часто встречаются ошибки, то их рекомендуется по несколько раз громко и медленно повторять, сопровождая процесс активным артикулированием.

После орфографического чтения желательно продиктовать ребёнку прочитанный текст, что значительно повысит качество запоминания слов. Ещё один эффективный приём – самостоятельное составление ребёнком текста для орфочтения, но здесь важно, чтобы в него входили слова, в которых часто совершаются ошибки.

Методика орфографического чтения позволяет задействовать не только зрительный анализатор, но и слух, а также речедвигательный аппарат. Это означает, что ребёнок одновременно запоминает облик (правописание) слова одновременно тремя видами памяти: артикуляционной, слуховой, зрительной. А именно так и формируется «природная грамотность».

Метод орфографического чтения по Тоцкому


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя - логопеда родителям

Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста, возможно ли заниматься с ребенком самому, без по...

Советы учителя-логопеда для родителей.

 Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, про...

Советы учителя-логопеда,родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущим первоклассникам...

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников

Советы учителя-логопеда родителям первоклассников...

Советы учителя-логопеда для родителей

Рекомендации, которые нужно соблюдать родителям....

Советы учителя-логопеда " КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ" 800 часов Дмитрия Емца

Для того чтобы полюбить чтение, нужно 800 часов читательского опыта. Как помочь своему ребёнку набрать эти 800 часов...

Советы учителя-логопеда родителям о пользе чтения вслух. Зашумленные тексты.

Учителя и родители замечают, что дети не хотят читать. Читать для ребенка оказывается сложно, неинтересно и скучно. Чтобы сделать сам процесс чтения увлекательным и игровым создаются "Зашумленные...