Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».
консультация по логопедии

Волкова  Юлия Ивановна

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма – Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.

Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами:

- несформированность внимания.

Это может быть по причине гиперактивности ребенка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.

         Также, возможно у ребенка просто не развили должный уровень внимания еще в дошкольном возрасте.

- несформированность  слогового, звукового анализа и синтеза.

         Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове(анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане. Например, слово рука из звуков [р],[у],[к],[а]. Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.

-несформированность звукопроизношения и звукоразличения.(фонетико-фонематические нарушения)

           В случае, если ребенок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.

-несформированность слоговой структуры слова.

           При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа: баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, трансформатор, экскурсовод и тому подобное. Школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и , следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.

-несформированность графомоторного навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchitelya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.

«Пропуски букв - проблема для школьного обучения».

Уважаемые родители, многие из вас столкнулись со специфическими ошибками у своих детей, таких как пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма – Дисграфии. Но не забывайте, что ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер.

Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами:

- несформированность внимания.

Это может быть по причине гиперактивности ребенка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.

Также, возможно у ребенка просто не развили должный уровень внимания еще в дошкольном возрасте.

- несформированность слогового, звукового анализа и синтеза.

Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове(анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане. Например, слово рука из звуков [р],[у],[к],[а]. Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.

-несформированность звукопроизношения и звукоразличения.(фонетико-фонематические нарушения)

В случае, если ребенок не произносит звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.

-несформированность слоговой структуры слова.

При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа: баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, трансформатор, экскурсовод и тому подобное. Школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и , следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.

-несформированность графомоторного навыка.

Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным) актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем дает школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.

-различные физиологические проблемы

Например, если ребенок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом ; может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по- разному.

Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а кому медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.

Основные направления работы при коррекции пропуска букв.

-Развивать слоговой и звукобуквенный анализ

Если проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются гласные. Дети часто считают их частью согласных. Поэтому очень важно научить ребенка выделять в первую очередь гласные звуки.

Упражнения.

  1. «Подсчёт слогов и звуков в слове»

Попросите ребенка произнести слово по слогам; затем выделить гласный в каждом слоге. Затем назвать все гласные по порядку. Затем последовательно перечисляем все звуки слова, т.к. согласные тоже пропускаются (для такой работы лучше брать слова без мягких согласных, без йотированных гласных), чтобы не было путаницы при несовпадении количества звуков и букв, это всё мы делаем устно, лучше с помощью цифрового ряда. Двигаемся в порядке от более простого к сложному:

-односложные слова, типа мак, дом, куст;

- двусложные слова, типа луна,карта,парус, дракон;

-трехсложные слова, типа рукава, капуста, скалолаз;

-четырехсложные слова, типа сарафаны, барабаны и т.д.

Для школьников 2-х,3-х классов важно, чтобы при перечислении звуков не было пауз, при которых они мысленно могут возвращаться к началу слова, заново пытаясь вычленить каждый звук. Это означает, что этот навык у них еще недостаточно сформирован.

  1. «Назови порядковый номер звука».

Можно задавать два вида вопросов:

-Какой по счету звук «т» в слове каток ?

-Назови третий по счету звук в слове каток.

Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:

-Какой звук идет после звука «а» в слове каток ?

-Какой звук идет перед звуком «о» в слове каток ?

-Какой звук идет между звуком «а» и звуком «о» в слове каток ?

3. «Схемы слов»

-выкладываем звуковые схемы слова с помощью красных, синих и зеленых квадратов;

- подбираем слова к заданной схеме.

4. «Пишем буквы разным цветом»

Можно использовать такие методы, как: запись только гласных слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные -красной, твердые согласные-синей, мягкие согласные-зеленой).

-Развивать внимание.

1. «Найди отличия» «Найди буквы (слова)».

Предлагается найти заданные буквы или слова среди лишних букв.

Например:

- подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;

-найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.

Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшипыьщптицыщв;

-чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв);

-чтение и запись склеенных предложений ( с использованием лишних букв).

2. «Спиши буквы»

Предлагается списать ряд хаотично стоящих букв.

НТЩАКТЖВХИ

;Чтение с использованием алфавита»

-отгадай слова, заменяя каждую букву другой, той, которая стоит после записанной буквы.

Например: ЛТФЯ-муха

Можно использовать предыдущую букву.

-Развивать навык самоконтроля

Не забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие «мелкие детали» , как отсутствие одной буквы не замечают.

Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.

Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.

Главное, чтобы проверка вошла в привычку.

Самое главное, понять, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии и способностях и поэтому надо искать соответствующие ему подходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»

В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....

Дипломная работа на тему: «Работа с учащимися, имеющими нарушения письменной речи"

Специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4 класса общеобразовательной школы....

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)

Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи.

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся, имеющих нарушение письменной речи....