Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии (1 класс)

Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и  патологическим  усвоением норм языка.

Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза. При специфических заменах должное окончание заменяется:

  1. окончаниями других падежей;
  2. окончанием, относящимся к разным падежам;
  3. окончаниями, не существующими в парадигме склонения.

Названные замены часто доминируют у детей с ОНР. Больше ошибок в употреблении окончаний наблюдается в дательном, творительном и предложном падежах.

Анализ ошибок у детей с ОНР выявляет наряду с названными еще две существенные особенности в склонении существительных.

Первая, свойственная всем детям — это непостоянство в маркировке падежных значений. При выражении значений слов в одном и том же падеже ребенок один раз может употребить правильное окончание, другой раз - неправильное, третий раз — также неправильное, но иное, отличающееся от предыдущего.

Вторая особенность, которая отмечается у большинства детей с ОНР, — это наличие у них полной парадигмы окончаний, но неумение пользоваться ею, незнание, в каких случаях какие окончания следует употреблять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция нарушений употребления падежных окончаний существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи характеризуется отставанием в сроках усвоения языка и  патологическим  усвоением норм языка.

Дети с ОНР совершают специфические замены окончаний одного падежа на окончания другого, что не соответствует закономерностям нормального онтогенеза.

При специфических заменах должное окончание заменяется:

  1. окончаниями других падежей;
  2. окончанием, относящимся к разным падежам;
  3. окончаниями, не существующими в парадигме склонения.

Названные замены часто доминируют у детей с ОНР. Больше ошибок в употреблении окончаний наблюдается в дательном, творительном и предложном падежах.

Анализ ошибок у детей с ОНР выявляет наряду с названными еще две существенные особенности в склонении существительных.

Первая, свойственная всем детям — это непостоянство в маркировке падежных значений. При выражении значений слов в одном и том же падеже ребенок один раз может употребить правильное окончание, другой раз - неправильное, третий раз — также неправильное, но иное, отличающееся от предыдущего.

Вторая особенность, которая отмечается у большинства детей с ОНР, — это наличие у них полной парадигмы окончаний, но неумение пользоваться ею, незнание, в каких случаях какие окончания следует употреблять.

В моей работе успешно используется метод моделирования. Так как использование различных моделей и условных заместителей позволяет зрительно представить ребенку с ОНР абстрактные понятия и научится работать с ними, ведь наглядный материал усваивается лучше вербального. 

Для коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных,  мною используются карточки-схематичное изображение "человечка" выполняющего определенные действие

Эти карточки используются при составлении словосочетаний и предложений.

Модель именительного падежа -  У меня есть(кто? что?)…

Модель родительного падежа - У меня нет ( кого? чего?)….

Модель дательного падежа - Рад  (кому? чему?)…

 Модель винительного падежа -  Вижу (кого? что?)…

Модель творительного падежа - Любуюсь (кем? чем?)…

Модель предложного падежа - Думаю (о ком? О чем?)…

На пустое поле прикладывается любая картинка для отработки склонения существительного. 

В коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных нужно придерживаться определенной последовательности.

Формировать у детей правильные окончания сначала желательно внутри определенного падежа. Скажем, внутри винительного падежа сначала формируется окончание -у для существительных женского рода с окончанием -а в именительном падеже.

Аналогично поступаем с существитеными, имеющими другие признаки (языковые, семантические и формальные).

После усвоения двух (и более) флексий, относящихся к определенному падежу, нужно переходить к их дифференциации. Например, дифференцируются флексии винительного падежа. Последовательность формирования падежей должна соответствовать последовательности их усвоения в нормальном онтогенезе речи: винительный — родительный — дательный, предложный — творительный. Это, однако, не означает, что к следующему падежу нужно приступать лишь после того, как полностью усвоены значения и формы предыдущего. Можно одновременно работать с несколькими падежами, но на первых этапах работы желательно не более чем с двумя.

Данная система работы положительно зарекомендовала себя в коррекционной работе над автоматизацией звуков, когда на пустое поле прикладывается карточка или игрушка с автоматизируемым звуком.

Список используемой литературы:

1.Ковшиков В. А. « Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных». — СПб.: КАРО, 2006

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития р...

Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

В проекте представлен опыт работы по развитию связной  речи  в процессе физического воспитания  детей с общим недоразвитием речи....

Нарушения чтения у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи

Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказы...

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...