Методическая разработка "Технологическая карта группового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ с использованием инновационных технологий"
методическая разработка по логопедии

Караваева Элина Владимировна

Представлена технологическач карта логопедического занятия для 1 доп класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zanyatiya_1dop_kl.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта группового логопедического занятия для учащихся с ОВЗ

с использованием инновационных технологий

Класс

1 доп. класс

Тема

«Понятие о предложении»

Тип занятия

Изучения нового материала

Цель

Организация деятельности учащихся, направленная на овладение понятием «предложение» как единицы речи

Задачи

Образовательная

- Формировать устойчивое представление о предложении;

- познакомить с графической схемой предложения.

Коррекционная

- Создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи путем тренировки в составлении предложений из слов, по картинке и без опоры на что-либо;

- учить определять количество слов в предложении;

- развивать фонематические представления, навыки звукового и языкового анализа, синтеза;

- развивать слуховое внимание, вербальное мышление.

Воспитательная

- Способствовать воспитанию самостоятельности при выполнении учебных заданий;

- увеличивать интерес к занятиям с логопедом через использование занимательных заданий;

- развивать аккуратность через поддержание порядка на рабочем месте.

Планируемые результаты

Личностные учебные действия

- Развитие самостоятельности в учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- формирование установки на результат в деятельности.

Коммуникативные учебные действия

- Активное использование речевых средств для решения задач;

- умение строить речевые высказывания в соответствии с задачами;

- умение слушать собеседника.

Регулятивные учебные действия

Принятие цели и произвольное включение в деятельность, следование предложенному плану и выполнение работы в общем темпе

Познавательные учебные действия

- Расширение лингвистического кругозора;

- развитие слухового внимания, вербального мышления;

- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- умение осуществлять операции звукового, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова

Оборудование для педагога и учеников

Интерактивная доска, презентация, тетради, канцелярские принадлежности, числовые веера, сюжетные картинки, листья


Структура занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Личностные УУД

Метапредметные УУД

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Приветствуют учителя-логопеда, проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на работу.

- освоение социальной роли ученика;

- развитие самостоятельности.

2. Определение темы занятия,

постановка цели

Просит открыть тетради, записать дату (запись на доске).

 

Предлагает задание: определить первые звуки в словах: снег, лужи, облако, вода, октябрь; записать их. Прочитать какое слово получилось?

Просит вспомнить, что такое слово? Предлагает придумать слова-предметы, слова-действия, слова признаки.

Предлагает послушать слова, которые придумал учитель-логопед: пошел, Саша, школу, в. Узнает,

Записывают дату.

Записывают буквы, читают получившееся слово.

Отвечают на вопросы, придумывают существительные, глаголы и прилагательные (повторение).

Формирование мотивации к работе на результат

Познавательные:

 - развитие звукового анализа и синтеза;

- развитие умения определять цель;

- освоение элементарных лингвистических представлений;

- развитие вербального мышления.

Регулятивные:

развитие слухового внимания

Коммуникативные:

формирование готовности слушать собеседника и вести

поняли ли что-то ученики.

Предлагает поставить слова в правильном порядке. Говорит, что получилось предложение.

Узнает, догадались ли ученики, какая тема занятия. Помогает сформулировать цель занятия. Учитель-логопед озвучивает тему занятия: «Предложение».

Задает вопрос, что такое предложение? Из чего состоит предложение?

Рассказывает, что предложения бывают кроткие и длинные. Слова в предложении живут в согласии. Рассказывает, что чем длиннее предложение, тем больше мы узнаем, о чем либо. Предложения отделяются друг от друга паузой.

Составляют предложение.

Формулируют цель занятия.

диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

3. Первичное усвоение

новых знаний

Предлагает попрактиковаться в составлении предложений из слов.

Осень, наступила, золотая.

Класс, в, пошли, первый, дети.

Узнают, интересного, много, они, школе, в.

Классе, в, ребята, много, встретят, друзей.

Показывает сюжетные

картинки по теме «Осень» и

Составляют предложения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Познавательные:

- развитие вербального мышления;

- формирование умения  фиксировать предложения графически (схемы предложений);

- развитие навыков языкового анализа через умения определять количество слов в

предложении.

 «Лето» (1 картинка). Предлагает составить по ним предложения (получается рассказ «Осень»). Просит найти лишнее изображение и объяснить почему.

Задает вопрос, из чего состоят предложения? Напоминает детям придуманные ими предложения, просит посчитать количество слов. Объясняет, как графически изобразить предложение (запись на доске).

Составляют предложения (рассказ). Находят лишнюю картинку, объясняют свой выбор.

Считают количество слов в предложении. Графически изображают предложение.

Коммуникативные:

- формирование умения взаимодействовать с взрослым;

- развитие устной коммуникации.

4. Физкультминутка

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

В воздухе вьются, летят.

Птицы на юг улетают –

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Под чтение первого четверостишия выполняют произвольные движения с листьями в руках, а в заключении дуют на них.

Формирование чувства прекрасного, умения воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

5. Первичное закрепление и систематизация знаний

Предлагает ученикам взять на себя роль учителя: выйти к доске, придумать предложения (по картинкам,

самостоятельно), проверить правильно ли, одноклассники выполняют задание по определению количества слов.

Читает еще раз получившийся

рассказ по теме «Осень» без

Слушают придуманные предложения, считают в них слова и показывают соответствующую цифру на числовом веере.

- Формирование навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие умения сотрудничать с товарищами в процессе

Познавательные:

- формирование абстрактных и отвлеченных понятий;

- освоение способов решения задач творческого характера;

- развитие навыков звукового и языкового

анализа.

пауз. Узнает, все было понятно, почему было трудно понять? Напоминает, что в речи предложения отделяются паузами. Читает рассказ еще раз, с паузами, просит посчитать количество предложений.

Просит учеников вспомнить тему урока. Записывает это слово («предложение») на доске. Предлагает посчитать количество букв в нем. На каждую букву слова «предложение», ребята придумывают новое слово по цепочке. Повторяют их друг за другом (принцип игры «Снежный ком»).

Слушают текст, отвечают на вопросы. Определяют количество предложений, показывают соответствующую цифру на числовом веере.

Отвечают на вопросы. Читают слово на доске, определяют количество букв. Придумывают слова на заданные буквы, повторяют слова.

коллективной деятельности.

Регулятивные:

развитие способности сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

- умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;

- использовать речь в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками.

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Предлагает ученикам вспомнить, какая была тема занятия? Повторить, что такое предложение? Узнает, чему дети научились на занятии?

Просит оценить свою работу, поставить оценку в тетрадь (3 вида смайликов:  я молодец, ө могу и лучше, мало старался).

Подводят итоги занятия.

Осуществляют самооценку.

Развитие умения анализировать свои действия, овладение навыком самооценки.

Регулятивные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развитие умения

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....

Групповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса коррекционной школы 8 вида. Тема "Дикие животные"

Образование родительного падежа имени существительного.Цели: I.  - Формировать умение изменять существительные по родам....