Мастер – класс для учителей «Чистая речь за 20 минут»
консультация по логопедии

Яхина Регина Рафаиловна

В ходе мастер - класса педагоги знакомятся с различными вариантами речевых разминок в начале урока чтения / литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_chistaya_rech_za_20_minut.docx26 КБ
PDF icon mk_chistaya_rech_za_20_minut.pdf411.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для учителей «Чистая речь за 20 минут»

Здравствуйте!

Сегодня я познакомлю вас с одним из полезных разделов логопедической практики, который находится на стыке со всеми учебными предметами.

Прослушайте аудиофайл с речью ребёнка, обучающегося в 7 классе, ответьте на вопрос: соответствует ли речь говорящего произносительным нормам? Это звукопроизношение, темп речи, соблюдение логических и интонационных пауз.

(аудиофайл с записью голоса ребёнка)        (ответы аудитории)

  • К каким последствиям может привести неправильная речь у девочки?
  • Может ли учитель помочь ребёнку?
  • Обсудим тему правильной, чёткой речи. Тема мастер – класса «Чистая речь за 20 минут».

        Согласно статистике ежегодно увеличивается процент детей, имеющих функциональные и органические нарушения речевого развития.

Согласно результатам логопедического обследования обучающихся первых классов в нашей школе в сентябре 2023 года около 50% обучающихся имели нарушения звукопроизношения. Нарушенными были звуки в количестве от 1 до 6 – 8.

Речевое развитие определяет результативность усвоения различных школьных дисциплин.  Обучающиеся, имеющие проблемы звукопроизношения и дикции, также не могут в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией, которая помогает вести конструктивные диалоги, достигать взаимопонимание, сотрудничать с людьми в разных сферах деятельности.

Педагоги – практики - Е.Н. Краузе, Е.В. Архипова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, сходятся во мнении, что для чёткой дикции, которая облегчит коммуникацию и взаимопонимание, необходима хорошая артикуляция и правильно поставленное дыхание, для развития которых следует выполнять специальные упражнения. Наука говорит, что 20 минут занятий в день, помогут улучшить четкость и красоту речи уже через месяц.

Но обучающиеся редко осознают необходимость дополнительной работы над качеством речи.

Вопросы формирования речевых умений успешнее всего можно решить на уроках чтения и литературы, где ребята развивают речевые умения, воспроизводя прочитанное художественное произведение, создают своё собственное высказывание на основе прочитанного.

Начало учебного занятия, посвящённого речевой разминке и выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, помогут существенно улучшить качество речи обучающихся (одним исправить недостатки речи, другим – не потерять приобретенные ранее навыки, всем – настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению).

Перейдём к практическому блоку, в ходе которого создадим мини – руководства по речевой разминке для разных уровней школьного обучения.

  • В начале мастер – класса мы организовали активные команды для начального, основного и среднего уровня школьного обучения /
  • Организуем активные команды для начального, основного и среднего уровня школьного обучения. Состав команды – 2 человека.

Для проверки эффективности разминки - прочитайте текст. Самостоятельно оцените качество речи при произнесении текста – легкость произношения, темп речи, количество ошибок.

Разминку проведём по четырём блокам - предлагаем традиционную дыхательную и артикуляционную гимнастики дополнить выполнением упражнений на развитие фонематического слуха и проговаривания скороговорок.

  1. Дыхательные упражнения (Цель – научить различать элементы речевого дыхания, выработать умение делать правильный вдох, научить «увеличивать объём лёгких» за счёт правильного распределения воздуха, развить  умения правильно выдыхать);
  2. Артикуляционные упражнения (Цель – выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения слов, «разогрев» мышц артикуляционного аппарата, что обеспечивает их подвижность при говорении);
  3. Развитие фонематического слуха (Цель - демонстрация смыслоразличительной функции чёткого артикулирования звуков, добить отчётливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, формирование умения слышать артикуляционные недочёты в своей речи);
  4. Речевая зарядка (Цель – научить отчётливо произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание, формирование умения произносить разные сочетания звуков, демонстрация образцов четкого проговаривания скороговорок в любом темпе)

После проведения каждого блока я буду выдавать командам несколько вариантов упражнений, и вы сами выберите задания, подходящие возрасту вашей категории детей. Его необходимо приклеить на специальный бланк.

Для того чтобы вас слушались губы и язык, необходимо «освободить» мышцы шеи и плечевого пояса. Научитесь управлять дыханием, и ваша речь будет плавной и напевной.

Исходное положение: сидя или стоя.

  1. Поднимаем и опускаем плечи. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (выполняем по 2 раза);
  2. Поднимаем и опускаем плечи поочерёдно. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (выполняем по 2 раза);
  3. Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом. Начинаем влево. Вдох! (выполняем по 2 раза);
  4. Сделаем глубокий вдох и резко выдохнем, как будто задуваем свечу.

Задуем три свечки тремя короткими выдохами.

Восстанавливаем дыхание – глубокий вдох, выдох (3 мин).

Выдаю варианты заданий!

Переходим к выполнению артикуляционных упражнений. Одним из важных правил выполнения упражнений является наличие зеркала, использование которого позволяет обучающемуся заметить неправильное выполнение задания и вовремя его исправить.

Выучим базовые упражнения:

  • «Улыбка» - растягиваем губы в улыбке, слегка обнажая зубы.
  • «Дудочка» - с напряжением вытягиваем губы вперёд.
  • «Окошко» - с напряжением вытянуть губы вперёд так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • «Иголочка» - открыть широко рот, показать узенький язычок.
  • «Качели» - рот открыт, двигаем языком вверх – вниз, вправо - влево;
  • «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами;
  • «Парус» - широкий кончик языка с силой упирается в альвеолы.
  • «Горка» - кончик языка с силой упираем в нижние зубы, прогибаем язык.
  • «Грибок» - рот широко открыть, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка.
  • «Лошадка» - рот широко открыть, прижать язык к нёбу, с силой отрываем язычок, цокаем язычком.

В начальной школе упражнения рекомендуется выполнять под музыку. Каждой строчке песни соответствует упражнение. Вы можете выбрать удобный для вас вариант выполнения – ориентироваться на текст или на меня.

От улыбки хмурый день светлей,

«Улыбка»

От улыбки в небе радуга проснётся…

«Дудочка»

Поделись улыбкою своей,

«Улыбочка»

И она к тебе не раз ещё вернётся!

«Заборчик»

И тогда наверняка вдруг запляшут облака

«Лопаточка»

И кузнечик запиликает на скрипке

«Иголочка»

С голубого ручейка начинается река

«Лопаточка»

Ну а дружба начинается с улыбки

«Иголочка»

В юном месяце апреле в старом парке тает снег,

И крылатые качели начинают свой разбег.

«Качели» (вправо - влево)

(вверх - вниз)

Позабыто всё на свете, сердце замерло в  груди»

«Барабанщик»

Только небо, только ветер, только радость впереди!

«Парус»

Взмывая выше ели, не ведая преград,

«Горка»

Крылатые качели

«Грибок»

Летят, летят, летят!

«Лошадка»

Артикуляционная гимнастика закончена.

Выдаю варианты заданий!         

Материал для упражнений третьего этапа представляет собой часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с ними.

Объём материала к уроку составляет 15 – 20 буквосочетаний, которые записываются в столбик или ряд, что также способствует тренировке глазных мышц.

Выполним самое простое упражнение – прочитайте буквосочетание с ударением на первый слог, затем на второй и на третий:

дА– да – да!        да– дА – да!        да– да – дА!

Сложность материала увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний. Попробуем по очереди прочитать примеры из разных блоков.

Выдаю варианты заданий!

Переходим к последнему, четвёртому этапу – работа со скороговорками.

Прочитаем скороговорку вместе (читаем три раза, постепенно увеличивая темп)

О ком скороговорка? Что обозначает слово «турист» (человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия)? В пути он встречается с разными людьми, с которыми ему нужно разговаривать. Попробуйте сказать скороговорку с разной интонацией (вопросительная, удивленная, радостная).        

Выдаю варианты заданий!

Вспомним текст, по которому вы оценивали речь. Прочитайте ещё раз текст. Сравните качество речи до и после разминки. Есть ли У ВАС изменения?

(участники озвучивают ответ)

Большое спасибо! Речевая разминка закончена.

Активные команды работали над созданием мини – руководств по проведению разминки в разных классах школы. Предлагаю озвучить один из вариантов. Какая команда желает?

Активная команда озвучивает план речевой разминки

Начало учебного занятия по предложенному плану, проведённого в течение 3 – 4 минут, помогут улучшить качество речи обучающихся.

Для того чтобы понять степень полезности представленных знаний, прошу активным команды подчеркнуть в предложенном тексте (а активным слушателям назвать) прилагательные, характеризующие мастер – класс. Прошу озвучить Ваши прилагательные.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"

Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3      дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...

Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...