Мастер – класс для учителей «Чистая речь за 20 минут»
консультация по логопедии
В ходе мастер - класса педагоги знакомятся с различными вариантами речевых разминок в начале урока чтения / литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_chistaya_rech_za_20_minut.docx | 26 КБ |
mk_chistaya_rech_za_20_minut.pdf | 411.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для учителей «Чистая речь за 20 минут»
Здравствуйте!
Сегодня я познакомлю вас с одним из полезных разделов логопедической практики, который находится на стыке со всеми учебными предметами.
Прослушайте аудиофайл с речью ребёнка, обучающегося в 7 классе, ответьте на вопрос: соответствует ли речь говорящего произносительным нормам? Это звукопроизношение, темп речи, соблюдение логических и интонационных пауз.
(аудиофайл с записью голоса ребёнка) (ответы аудитории)
- К каким последствиям может привести неправильная речь у девочки?
- Может ли учитель помочь ребёнку?
- Обсудим тему правильной, чёткой речи. Тема мастер – класса «Чистая речь за 20 минут».
Согласно статистике ежегодно увеличивается процент детей, имеющих функциональные и органические нарушения речевого развития.
Согласно результатам логопедического обследования обучающихся первых классов в нашей школе в сентябре 2023 года около 50% обучающихся имели нарушения звукопроизношения. Нарушенными были звуки в количестве от 1 до 6 – 8.
Речевое развитие определяет результативность усвоения различных школьных дисциплин. Обучающиеся, имеющие проблемы звукопроизношения и дикции, также не могут в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией, которая помогает вести конструктивные диалоги, достигать взаимопонимание, сотрудничать с людьми в разных сферах деятельности.
Педагоги – практики - Е.Н. Краузе, Е.В. Архипова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, сходятся во мнении, что для чёткой дикции, которая облегчит коммуникацию и взаимопонимание, необходима хорошая артикуляция и правильно поставленное дыхание, для развития которых следует выполнять специальные упражнения. Наука говорит, что 20 минут занятий в день, помогут улучшить четкость и красоту речи уже через месяц.
Но обучающиеся редко осознают необходимость дополнительной работы над качеством речи.
Вопросы формирования речевых умений успешнее всего можно решить на уроках чтения и литературы, где ребята развивают речевые умения, воспроизводя прочитанное художественное произведение, создают своё собственное высказывание на основе прочитанного.
Начало учебного занятия, посвящённого речевой разминке и выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, помогут существенно улучшить качество речи обучающихся (одним исправить недостатки речи, другим – не потерять приобретенные ранее навыки, всем – настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению).
Перейдём к практическому блоку, в ходе которого создадим мини – руководства по речевой разминке для разных уровней школьного обучения.
- В начале мастер – класса мы организовали активные команды для начального, основного и среднего уровня школьного обучения /
- Организуем активные команды для начального, основного и среднего уровня школьного обучения. Состав команды – 2 человека.
Для проверки эффективности разминки - прочитайте текст. Самостоятельно оцените качество речи при произнесении текста – легкость произношения, темп речи, количество ошибок.
Разминку проведём по четырём блокам - предлагаем традиционную дыхательную и артикуляционную гимнастики дополнить выполнением упражнений на развитие фонематического слуха и проговаривания скороговорок.
- Дыхательные упражнения (Цель – научить различать элементы речевого дыхания, выработать умение делать правильный вдох, научить «увеличивать объём лёгких» за счёт правильного распределения воздуха, развить умения правильно выдыхать);
- Артикуляционные упражнения (Цель – выработать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения слов, «разогрев» мышц артикуляционного аппарата, что обеспечивает их подвижность при говорении);
- Развитие фонематического слуха (Цель - демонстрация смыслоразличительной функции чёткого артикулирования звуков, добить отчётливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, формирование умения слышать артикуляционные недочёты в своей речи);
- Речевая зарядка (Цель – научить отчётливо произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание, формирование умения произносить разные сочетания звуков, демонстрация образцов четкого проговаривания скороговорок в любом темпе)
После проведения каждого блока я буду выдавать командам несколько вариантов упражнений, и вы сами выберите задания, подходящие возрасту вашей категории детей. Его необходимо приклеить на специальный бланк.
Для того чтобы вас слушались губы и язык, необходимо «освободить» мышцы шеи и плечевого пояса. Научитесь управлять дыханием, и ваша речь будет плавной и напевной.
Исходное положение: сидя или стоя.
- Поднимаем и опускаем плечи. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (выполняем по 2 раза);
- Поднимаем и опускаем плечи поочерёдно. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. Вдох! (выполняем по 2 раза);
- Повороты головы в стороны. При повороте – вдох носом, при возврате в исходное положение – выдох ртом. Начинаем влево. Вдох! (выполняем по 2 раза);
- Сделаем глубокий вдох и резко выдохнем, как будто задуваем свечу.
Задуем три свечки тремя короткими выдохами.
Восстанавливаем дыхание – глубокий вдох, выдох (3 мин).
Выдаю варианты заданий!
Переходим к выполнению артикуляционных упражнений. Одним из важных правил выполнения упражнений является наличие зеркала, использование которого позволяет обучающемуся заметить неправильное выполнение задания и вовремя его исправить.
Выучим базовые упражнения:
- «Улыбка» - растягиваем губы в улыбке, слегка обнажая зубы.
- «Дудочка» - с напряжением вытягиваем губы вперёд.
- «Окошко» - с напряжением вытянуть губы вперёд так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
- «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
- «Иголочка» - открыть широко рот, показать узенький язычок.
- «Качели» - рот открыт, двигаем языком вверх – вниз, вправо - влево;
- «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами;
- «Парус» - широкий кончик языка с силой упирается в альвеолы.
- «Горка» - кончик языка с силой упираем в нижние зубы, прогибаем язык.
- «Грибок» - рот широко открыть, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка.
- «Лошадка» - рот широко открыть, прижать язык к нёбу, с силой отрываем язычок, цокаем язычком.
В начальной школе упражнения рекомендуется выполнять под музыку. Каждой строчке песни соответствует упражнение. Вы можете выбрать удобный для вас вариант выполнения – ориентироваться на текст или на меня.
От улыбки хмурый день светлей, | «Улыбка» |
От улыбки в небе радуга проснётся… | «Дудочка» |
Поделись улыбкою своей, | «Улыбочка» |
И она к тебе не раз ещё вернётся! | «Заборчик» |
И тогда наверняка вдруг запляшут облака | «Лопаточка» |
И кузнечик запиликает на скрипке | «Иголочка» |
С голубого ручейка начинается река | «Лопаточка» |
Ну а дружба начинается с улыбки | «Иголочка» |
В юном месяце апреле в старом парке тает снег, И крылатые качели начинают свой разбег. | «Качели» (вправо - влево) (вверх - вниз) |
Позабыто всё на свете, сердце замерло в груди» | «Барабанщик» |
Только небо, только ветер, только радость впереди! | «Парус» |
Взмывая выше ели, не ведая преград, | «Горка» |
Крылатые качели | «Грибок» |
Летят, летят, летят! | «Лошадка» |
Артикуляционная гимнастика закончена.
Выдаю варианты заданий!
Материал для упражнений третьего этапа представляет собой часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с ними.
Объём материала к уроку составляет 15 – 20 буквосочетаний, которые записываются в столбик или ряд, что также способствует тренировке глазных мышц.
Выполним самое простое упражнение – прочитайте буквосочетание с ударением на первый слог, затем на второй и на третий:
дА– да – да! да– дА – да! да– да – дА!
Сложность материала увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний. Попробуем по очереди прочитать примеры из разных блоков.
Выдаю варианты заданий!
Переходим к последнему, четвёртому этапу – работа со скороговорками.
Прочитаем скороговорку вместе (читаем три раза, постепенно увеличивая темп)
О ком скороговорка? Что обозначает слово «турист» (человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия)? В пути он встречается с разными людьми, с которыми ему нужно разговаривать. Попробуйте сказать скороговорку с разной интонацией (вопросительная, удивленная, радостная).
Выдаю варианты заданий!
Вспомним текст, по которому вы оценивали речь. Прочитайте ещё раз текст. Сравните качество речи до и после разминки. Есть ли У ВАС изменения?
(участники озвучивают ответ)
Большое спасибо! Речевая разминка закончена.
Активные команды работали над созданием мини – руководств по проведению разминки в разных классах школы. Предлагаю озвучить один из вариантов. Какая команда желает?
Активная команда озвучивает план речевой разминки
Начало учебного занятия по предложенному плану, проведённого в течение 3 – 4 минут, помогут улучшить качество речи обучающихся.
Для того чтобы понять степень полезности представленных знаний, прошу активным команды подчеркнуть в предложенном тексте (а активным слушателям назвать) прилагательные, характеризующие мастер – класс. Прошу озвучить Ваши прилагательные.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"
Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....
Мастер- класс для учителей начальных классов по работе с интерактивной доской.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все н...
Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения. ...
Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:"Изучение достопримечательностей Пермского края в начальной школе (ВПР по окружающему миру, задание 10.3)"
Ежегодно, являясь экспертами при проверке работ ВПР по окружающему миру, мы пришли к выводу, что при выполнении задания 10.3 дети делают много ошибок СЛАЙД 2 (не могут пе...
Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»
Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...
Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».
Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...
Мастер – класс для учителей начальных классов на тему: «Использование дидактических игр в работе учителя для улучшения слоговой структуры слова младших школьников».
Повысить профессиональное масстерство педагогов....