Семинар-практикум для учителей и воспитателей ГПД: «Упражнения для развития дикции у учащихся и педагогов»
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Колач Диана Стефановна

Материал содержит практические упражнения для укрепления мышц языка, подборку серии слогов и скороговорок для улучшения дикции, а также описывает методику работы для совершенствования дикции у педагогов и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для учителей и воспитателей ГПД:

«Упражнения для развития дикции у учащихся и педагогов»

        Дикция – это произношение, степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации. Даже при правильном произношении всех звуков, работа над дикцией позволит вашей речи и речи ваших учащихся, стать более четкой, яркой и гармоничной.

        Итак, приступим непосредственно к практике.

        Заниматься систематично: 3 раза в неделю – 10-15 минут.

Содержание занятия:

  • Выполнить упражнения для мышц языка (1).
  •  Проговорить слоги (2).
  • Выучить и проговорить 1-2 пословицы (медленно и с выражением, в обычном темпе, быстро и без ошибок), начиная с более простых.

1. Укрепление мышц языка.

        Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

5. Растяните губы в улыбке, вытяните трубочкой.

        Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

2. Произношение слогов.

  1. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
  • Ба — бо — бу — бэ — би — бы
  • ва — во — ву — вэ — ви — вы
  • да — до — ду — дэ — ди — ды
  • Па — по — пу — пэ — пи — пы
  • фа — фо — фу — фэ — фи — фы
  • та — то — ту — тэ — ти — ты
  • Га — го — гу — гэ — ги — гы
  • ка — ко — ку — кэ — ки — кы
  • ха — хо — ху — хэ — хи — хы
  1. Произнесите:
  • Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы
  • Бба — ббо — ббу — бби — ббы
  • Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы
  1. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
  • лра — лро — лру — лрэ — лри — лры
  • рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы
  1. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
  • Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы
  • Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы
  • Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты

3. Скороговорки

        Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать. Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал!

Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Пришел Прокоп - кипит укроп, Ушел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Вез корабль карамель 
Наскочил корабль на мель 
И матросы три недели 
Карамель на мели ели.

На дворе трава, 
На траве дрова, 
Не руби дрова 
На траве двора.


Петя шел, шел, шел 
И горошину нашел, 
А горошина упала 
Покатилась и пропала, 
Ох-ох-ох-ох, 
Где-то вырастит горох. 

Думал - думал, думал – думал, 
Думал - думал, думал – думал. 
В это время ветер дунул 
И забыл о чем я думал.

Учитель-логопед                                                                           Колач Диана Стефановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Семинар-практикум, стажировочная площадка учителей начальных классов (Муниципальный уровень)

Семинар-практикум, стажировочная площадка учителей  начальных классов (Муниципальный уровень)...

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с особенностями развития"

Важность и актуальность интегрированного и инклюзивного образования активно признается и осуществляется в жизнь сообществом учителей, воспитателей и коррекционных педагогов.А как сами дети понимают &l...

Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики

В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...

Технологическая карта занятия по теме "Упражнения для развития дикции"

Технологическая карта занятия по теме "Упражнения для развития дикции". Театр-студия "Премьера", МКУ ДО ДТ "Островок"...