Технология коррекции звукопроизношения в работе учителя-логопеда в школе.
статья по логопедии

Панкратова Юлия Николаевна

Статья повествует об актуальности, целях и задачах данной технологии. Подробно рассказывается о внедрении технологии коррекции звукопроизношения в учебный процесс, а также о планируемых результатах. Учитель-логопед рассказывает об использовании в работе логопедического тренажёра " Дельфа-142.1". Затрагиваются в статье методические и аналитические компоненты технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_korrektsii_zvukoproiznosheniya._v_papku.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коррекции звукопроизношения

Актуальность проблемы

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит- служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Многие дети , нуждающиеся в коррекции звуков, не посещают логопедические занятия в детском саду в силу каких-либо причин, или совсем не посещают детский сад. В таких случаях школьный логопед устраняет недостатки звукопроизношения на своих занятиях.

Цель: формирование и коррекция звукопроизношения.

 Задачи:

  1. Формирование речевого дыхания.
  2. Развитие слухового внимания на базе речевых и неречевых звуков.
  3. Формирование артикуляторных навыков. Нормализация моторики речевого аппарата. Выработка основных артикуляторных укладов.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Постановка звука.
  6. Автоматизация звука.
  7. Дифференциация звука.
  8. Тренировка дикции на базе правильно произносимых звуков.
  9. Развитие интонационной выразительности речи.
  10. Формирование у детей умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Эффективность технологии

Эффективность работы по коррекции звукопроизношения доказана высокими  показателями по выпуску детей из логопункта Результаты работы наглядно продемонстрированы на  диаграмме.

Прогнозируемые результаты

- у детей укреплены мышцы артикуляционного аппарата;

- выработаны полноценные движения органов артикуляционного аппарата;

- выработаны точность и плавность движений органов артикуляционного аппарата;

- сформированы речевое и слуховое внимание;

- развита сила и высота голоса;

- дети правильно произносят все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи, дифференцируют все изученные звуки;

- у детей развиты коммуникативные навыки.

Внедрение технологии

Проводится индивидуально-групповая коррекционно- развивающая работа по формированию звукопроизношения у детей. На первом этапе проводится  работа над развитием и укреплением артикуляционного аппарата детей. Для этого использую индивидуальные папки Весёлая артикуляционная гимнастика. На занятиях дети с удовольствием  закрепляют изученные упражнения и знакомятся с новыми , работая перед индивидуальными зеркалами. Параллельно также проводится  Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. На данном этапе некоторые дети нуждаются в дополнительных упражнениях по  коррекции речевого дыхания, темпа, ритма речи, голоса. В своей работе с детьми я использую логопедический тренажер «Дельфа - 142.1 », который  представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Для работы необходим специальный блок обработки речевого сигнала и микрофон (входят в комплект поставки). Включает 19 упражнений, распределенных по типам. Например, упражнения  "Задуй свечки», "Колобок", "Космический стрелок" и т.д.

Блок программы «Звук» помогает логопеду:

  • Отрабатывать диафрагмальное дыхание
  • Проводить постановку длительного плавного ротового выдоха
  • Работать над изменением силы голоса
  • Работать над устранением призвуков (назальных, фарингальных, гласных в стечениях и на конце слов)
  • Закреплять и автоматизировать правильное произношение согласных звуков
  • Работать над темпо-ритмической и мелодической сторонами речи

«Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка», «Росток» предназначены предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха его плавности и длительности; также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.

«Салют», «Космический стрелок» предназначены для коррекции назального оттенка голоса, тренировки темпа произнесения.

««Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

Чем громче звук, тем шире Бегемотик раскрывает рот

«Бабочка», «Сказочный замок», «Мельница» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

«Машины», «Маяк», «Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.

При правильном произнесении звуков с, ш, х и ф дымок паровозного дыма поднимается соответственно до Солнца, до воздушного шара и до флажка. При дефектном произнесении положение дымка заметно отличается от эталонного.

 Следующий этап предполагает знакомство с артикуляцией изучаемого звука. Здесь работа ведётся индивидуально или в подгруппах. В тетрадях для домашних работ  обязательно помещаю памятку Артикуляция звука ,чтобы ребёнок закреплял полученные на занятиях навыки. Когда звук поставлен, требуется закрепление его в самостоятельной речи ребёнка. Для этого использую Дидактический материал для исправления недостатков произношения звуков. С целью закрепления полученных навыков по формированию звукопроизношения, дети и родители получают упражнения в тетрадях для индивидуальной работы дома. Звук отрабатывается в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках ит.д. Затем проводится дифференциация акустически сходных фонем, закрепление в самостоятельной речи. Для этого использую красочные Рассказы с картинками, которые даю и для домашней работы. Для развития связной речи и в целях закрепления поставленных звуков использую пособие Что нас окружает Времена года.

В ходе работы по данному направлению проводится индивидуальное консультирование родителей.

Также проводятся консультации учителей для закрепления поставленных звуков в самостоятельной речи.

По данному направлению коррекционно-развивающей работы размещены теоретические и практические материалы на персональном сайте логопеда и сайте школы.

С целью оптимизации коррекционно- развивающей работ с детьми по коррекции звукопроизношения  также применяю логопедический тренажер «Дельфа - 142.1

Для дальнейшей автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи, а также для развития лексической стороны речи и пополнения словарного запаса детей использую дидактический материал   Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у учащихся 1 классов , который содержит темы « Овощи»,  «Фрукты», « Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы»,  «Одежда» и др.

Формы:

- подгрупповые

- индивидуальные

Методы и приёмы:

- словесные

- игровые

- наглядные

- контроля и самоконтроля

- ТСО

Методический компонент технологии.

  1. Консультации и практикумы для родителей: «Приёмы и способы постановки звуков в домашних условиях», «Артикуляционная гимнастика. Рекомендации к проведению».
  2. Сообщения на родительских собраниях: «Специфика обучения и воспитания детей с речевой патологией. Роль семьи в преодолении дефектов речи», «Играем – речь развиваем!».
  3. Консультации и практикумы для учителей школ: сообщение на педагогическом совете «Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста», консультации: «Причины и виды речевых нарушений у детей», «Артикуляционная гимнастика на уроке», « Развитие мелкой моторики-залог успешного развития речи».

Аналитический компонент технологии

 Таким образом, в результате применения технологии коррекции звукопроизношения, к концу начальной школы  у детей, как правило, устранены недостатки произношения звуков, проведена дифференциация акустически сходных звуков. Большинство детей правильно произносят все звуки  во всех ситуациях речевого общения. Данная работа является основной профилактикой возможных нарушений письменной речи и ошибок при чтении детей-логопатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Использование информационных технологий в дистанционной форме работы учителя – логопеда

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Однако форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопе...

Технология QR-кодирования в работе учителя-логопеда

В 2022 -ом году стала  применять QR-коды на логопедических занятиях с детьми  с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развити.QR-код (в переводе с английского означает «бы...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...