Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Ликторас Ирина Денисовна

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда

1.Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

2.У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей других категорий ОВЗ, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

3.Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

Другими словами, нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит.

4.На слайде представлена таблица, в которой отражено, что и левое и правое полушарие участвуют в порождение и восприятия речи, но каждое из них отвечают за свою сторону, поэтому важно развивать межполушарное взаимодействие. (Унилитеральный электросудорожный шок)

Левое полушарие

Правое полушарие

Записывают рассказ, но не могут его изобразить. ЛЕКСИКА

Могут нарисовать изображение, но ничего не объясняют. ОБРАЗЫ

Не понимают кто говорит, стиль, тип текста

Темпо ритмическое членение речи

Богатый лексикон

Клишированные фразы

Понимают различные синтаксические конструкции (Ваня побил Петю, Петя побит Ваней)

Используют фразеологизмы, метафоры, сравнения

Информация воспринимается частями (пересказ текста затруднён или вовсе не возможен)

Воспринимают информацию целиком (могут пересказать текст)

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.

5.1.Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

«Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

Вновь тепло несет она»

«Тает снег, уходит лед,

И на речке – ледоход.

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель»

 

6.2.Кулак-ребо-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

7.3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

8.6. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

7. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

9.Упражнения для нормализации тонуса.

«Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

«Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

10.Упражнения на развитие внимания.

«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши. (на слайде представлена другая вариация этой игры, более сложная)

«Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда Ликторас Ирина Денисовна МАОУ НШ-ДС №14

Слайд 2

Различные нарушения речи по происхождению и проявлению Разнообразные методики и технологии в коррекционной деятельности

Слайд 3

Нейропсихология детского возраста – область нейропсихологии , изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психологических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающей работы.

Слайд 4

Левое полушарие Правое полушарие Записывают рассказ, но не могут его изобразить. ЛЕКСИКА Могут нарисовать изображение, но ничего не объясняют. ОБРАЗЫ Не понимают кто говорит, стиль, тип текста Темпо ритмическое членение речи Богатый лексикон Клишированные фразы Понимают различные синтаксические конструкции (Ваня побил Петю, Петя побит Ваней) Используют фразеологизмы, метафоры, сравнения Информация воспринимается частями (пересказ текста затруднён или вовсе не возможен) Воспринимают информацию целиком (могут пересказать текст)

Слайд 5

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Мы, конечно, любим лето: Летом все теплом согрето, Но за ним приходит осень, Хоть ее мы и не просим, А потом идет зима – И бела, и холодна. За зимой идет весна – Вновь тепло несет она »

Слайд 6

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь), Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь ).

Слайд 7

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Мы играли в ладушки— Жарили оладушки. Так пожарим, повернем И опять играть начнем

Слайд 8

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Слайд 9

Упражнения для нормализации тонуса «Силачи» «Огонь и лёд»

Слайд 10

Упражнения на развитие внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.

Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут  от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».

Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии.  Для того, чтобы глубже понимать пр...

Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в коррекционной работе учителя - логопеда.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжёлых нарушений речи, и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, зрительно - простра...