Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие.                                         Логопед: Аверкина Г.Н.

Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятия.

Цель: Продолжать развитие функциональной грамотности с использованием литературных произведений.

Задачи:  Развивать смысловое чтение, зрительного гнозиса. Учить детей работать с текстом, находить практическое применение информации из литературного источника.

Материалы: канцелярские принадлежности, карточки с заданиями, иллюстративный материал.

План урока:

  1. Организационный момент

Найдите в строчке букв слова. И тогда мы вы узнаете название рассказа.

  1. Основная часть занятия
  1. Чтение рассказа «Крапивное счастье»
  2. Ответы на вопросы к рассказу. Выяснение лексического значения слов: «смутилась», «бесталанная», «талант», «счастье»
  3. Составление плана пересказа. Пересказ текста.
  4. Расшифруйте пословицу: «Не по виду суди, а по делам гляди». (запись в тетрадь)

Беседа о сущности пословицы.

  1. Составление «цветных предложений». Из предложение составить рассказ. Ответ на вопрос: Какую пользу приносит крапива?

Можно ли сказать , что о крапиве говорится в пословице «Не по виду суди, а по делам гляди»

  1. Расшифруйте ещё одну пословицу: В каждой травинке – своя витаминка.
  1. Итог занятия

О каком растении мы сегодня читали рассказ. Какие пословицы мы узнали.

Задание: Узнать, чем полезны ромашка, земляника, шиповник.

Что такое счастье?

Ход занятия

  1. Организационный момент

Найдите в строчке букв слова. И тогда мы вы узнаете название рассказа.

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

Название рассказа, который сегодня будем читать на занятии – «Крапивное счастье»

  1. Основная часть занятия

2.1. Читаем текст по очереди. В тексте пропущены буквы (закрыты листиками), впишем окончания.

Крапивное счастье.

        Вырос   на краю поляны крапива. Поднясь над   травами и смутилась. Цветы вокруг красив    и душист,   ягоды вкус-

н. Одна она бесталанная: ни вкуса приятно, ни ярко   цвета, ни сладко   запаха!

И вдруг слышит крапива:

– Не велико счастье красивым быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это бел  ромашки прошепта.

– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелест шиповник.

– Хуже всего быть вкусной! – покача   головкой земляника. – Каждый съесть хочет.

– Вот так-так! – удивиль    крапива.

– Выходит, что самая счастлив тут я? Меня ведь никто не трога: не нюха, не срыва.

– Мы завиду  твоей спокойн  жизни! – хором пропел  цветы и ягоды.

– Как я рад,  как я счастли! – крикну   обрадованная крапива.

– Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...

И вдруг крапива всхлипнула:

– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!

Цветы и ягоды внимательно слушали крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

2.2 Повторно прочитаем текст, постараемся с выражением.

2.3 Обсуждение текста

Л.: Назовите главных героев рассказа

У: Главные герои рассказа: крапива, ромашка, шиповник, земляника. (показ иллюстраций-фото растений)

Л: Прочитаем первые два предложения из текста

У: Выросла   на краю поляны крапива. Поднялась над   травами и смутилась.

Л: Как вы понимаете слово «смутилась». Кто смутилась? – Поляна смутилась? Крапива смутилась? Как понять выражение «крапива смутилась»?

У: «Смутиться» - значит «прийти в беспокойство»,  «прийти в волнение».то есть забеспокоиться, заволноваться.

Л: О чем забеспокоилась крапива? Какое обстоятельство взволновало крапиву?

У: Крапива забеспокоилась о том, что все кругом красивые, душистые, а ягоды – вкусные. А крапива – «бесталанная»

Л: Как вы понимаете, что означает бесталанная?

У: Бесталанная – это значит – нет талантов

Л: Как вы объясните, что такое «талант»

У: Талант – это особая врожденная способность, одаренность делать что-то лучше других. Например, ребенок от рождения наделен очень красивым голосом, другой – рисует…

Л: Назовите, чем от рождения были одарены ромашка, шиповник, земляника.

У: Ромашка – очень красивая, шиповник – душистый, то есть с приятным запахом, земляника – вкусная.

Л: Обладает ли крапива хоть одним из этих таланов растений?

У: Крапива не имеет ярких цветов, насыщенного приятного запаха и на вкус неприятна, еще «сжет».

Л: Почему все растения считали, что крапива – счастливая?

У: Крапиву считали счастливой, потому что её никто не сорвёт, не съест.

Л: Крапива обрадовалась тому, что её никто не сорвёт и не съест, и все за это её считают счастливой?

У: Крапива обрадовалась.

Л: Чувствовала себя крапива в этот момент счастливой? (Да)

Л: Так что же такое «Счастье».

У: Счастье – чувство радости, удовлетворенности, то есть рад тому, что есть.

Л: Когда крапива поразмыслила о том, что «Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят... Будто меня и не было совсем, будто я и не жила!»

Л: Когда крапива поняла, что никому не нужна, почувствовала она себя счастливой?

Л: Что крапива назвала своё счастье, когда поняла, что никто на неё даже внимания не обратит?

У: Крапива всхлипнула: «Пропади пропадом такое крапивное счастье!»

2.4 Разгадайте пословицу. Начните путь со слога, который обведен цветным карандашом.

Ответ: «Не по виду суди, а по делам гляди»

                                                                

                                                ЛАМ         НЕ

                                                                                                     ДУ

                                        

                                   ДИ

                                                                                                ПО

                                                                                                    ДИ

                            ВИ

                                                                                                    ПО

                                   ДЕ

                                           ГЛЯ                                  

                                                             СУ

Л: Как вы понимаете пословицу: «Не по виду суди, а по делам гляди»

У: Бывает, что внешность ничем неприметная, а умеет делать что-то хорошо.

Л: Крапива имеет яркую внешность?

У: Крапива имеет непримечательную внешность.

Л: Для того, чтобы узнать, какую пользу приносит крапива , составим «Цветные предложения». (Предложения разрезаны на части. Слова одного цвета, принадлежат одному предложению)

Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту.  Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.

Л: Мы с вами узнали о том, какую пользу приносит крапива. И доказали, что судить по внешности не стоит, надо судить по делам.

Для того, чтобы подвести итог нашему занятию, расшифруйте ещё одну пословицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

П

В

А

Н

К

А

Р

У

Ж

И

Д

Ы

Ф

М

О

Й

г

Т

Б

Р

А

Ж

Я

Ч

В

С

И

Э

Д

Н

К

Л

Е

в

Ю

С

Й

В

Ц

О

Я

Н

В

И

Г

Т

Ш

А

Щ

М

Г

И

Б

Т

Н

С

Я

К

Д

Л

Р

А

П

Ы

Ф

З

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

б

в

г

В

к

а

ж

д

о

й

т

р

а

в

и

н

к

е

-

с

в

о

я

в

и

т

А

м

и

н

к

а

.

Л: Чему учит пословица «В каждой травинке – своя витаминка»

У: Это пословица говорит о том, что от любой травинки есть польза.

Л: Можно ли сказать, что если «В каждой травинке – своя витаминка»,

что все, что рождается на этой планете, приносит пользу?

Можно ли сказать, что в каждом есть какое-то неповторимое врожденное качество – талант?

  1. Подведение итогов занятия

Л:  О каких растениях мы сегодня читали?

- Какие пословицы мы сегодня узнали?

У: «Не по виду суди, а по делам гляди»

Л: Как эту пословицу вы будите применять в жизни?

У: Надо обращать внимание на то что человек делает, как старается делать хорошо, а не по внешней красоте.

Л: Как вы поняли пословицу «В каждой травинке своя половинка»?

У: В любой травке есть что-то полезное. Из крапивы можно приготовить и суп, и салат. Так же полезны и земляника, и ромашка, и шиповник.

                                                                

                                                ЛАМ         НЕ

                                                                                                     ДУ

                                        

                                   ДИ

                                                                                                ПО

                                                                                                    ДИ

                            ВИ

                                                                                                    ПО

                                   ДЕ

                                           ГЛЯ                                  

                                                             СУ

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту.  Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

П

В

А

Н

К

А

Р

У

Ж

И

Д

Ы

Ф

М

О

Й

г

Т

Б

Р

А

Ж

Я

Ч

В

С

И

Э

Д

Н

К

Л

Е

в

Ю

С

Й

В

Ц

О

Я

Н

В

И

Г

Т

Ш

А

Щ

М

Г

И

Б

Т

Н

С

Я

К

Д

Л

Р

А

П

Ы

Ф

З

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

б

в

г

-

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

П

В

А

Н

К

А

Р

У

Ж

И

Д

Ы

Ф

М

О

Й

г

Т

Б

Р

А

Ж

Я

Ч

В

С

И

Э

Д

Н

К

Л

Е

в

Ю

С

Й

В

Ц

О

Я

Н

В

И

Г

Т

Ш

А

Щ

М

Г

И

Б

Т

Н

С

Я

К

Д

Л

Р

А

П

Ы

Ф

З

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

б

в

Г

-

.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

П

В

А

Н

К

А

Р

У

Ж

И

Д

Ы

Ф

М

О

Й

Г

Т

Б

Р

А

Ж

Я

Ч

В

С

И

Э

Д

Н

К

Л

Е

В

Ю

С

Й

В

Ц

О

Я

Н

В

И

Г

Т

Ш

А

Щ

М

Г

И

Б

Т

Н

С

Я

К

Д

Л

Р

А

П

Ы

Ф

З

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В

Г

-

.

Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит витамины А, В, С, серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту.  Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.

Крапива богата полезными веществами. Витамина С в ней больше, чем в лимоне. Крапива содержит серу, железо, калий, кальций, хром, медь, марганец, алюминий, муравьиную кислоту, витамины А, В, С.  Из крапивы готовят щи, салаты и варят отвары.

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм

МаДоЧепКурХитрйКрапивноейцукгшзнолжысчастьеясчсм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо  традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР)  третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...

Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития (7.2)

Рабочая программа коррекционного курса по коррекции устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...