Методическая разработка. Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Верещагина Наталья Валентиновна

конспект логопедического занятия в 1 классе по программе 4.1. по теме:"Слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект Слово23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1з класса (программа 4.1., класс «охраны зрения»)

(учитель-логопед Верещагина Наталья Валентиновна)

Логопедическая тема: «Слово».

Лексическая тема: «Лунтик пришел в гости»

Грамматическая тема: звуковая и смысловая стороны слова, границы слов, связь слов в предложении.

Дата 12 февраля 2024.

Форма организации – подгрупповое (дети с трудностями становления письменной речи).

Цель: закрепить у обучающихся представление о слове.

Задачи:

Обучающие:

- развивать фонематический слух детей (на материале слов со звуками Ц,Щ,Ч)

-совершенствовать у детей  фонематический синтез и анализ (находить заданный звук на слух в слове, определять его место в слове - в начале, середине, конце, подбирать слова с заданным звуком в заданной позиции)

-упражнять составлять предложения с заданным количеством слов с определенным звуком

-упражнять отвечать на вопрос полным предложением

-закреплять умение считать слова в предложении

-совершенствовать навык чтения слов (на материале рукописного шрифта)

-закреплять представления детей о соотношении звука, печатной и рукописных букв (Щ,Ц,Ч)

-закреплять умение детей правильно держать ручку при письме

- совершенствовать представления детей о звуковой и смысловой стороне слова

-упражнять правильно произносить слова сложной звукослоговой структуры (индивидуально для каждого ребенка)

Развивающие:

-развивать слухо-речевую память и произвольное внимание детей

-развивать мелкую моторику пальцев рук детей

-развивать зрительное восприятие в разных видах деятельности, при работе в  ближнем и дальнем поле

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность, умение оказать поддержку и помощь сверстнику

- поддерживать положительный настрой на выполнение заданий до конца

Оборудование:

 игрушки Лунтик, картинки - черепаха, щенок, цапля , картинки и мелкие игрушки со звуками Щ,Ч,Ц в разных позициях, карточки-символы слова с обозначением звуков в начале, в середине и в конце слова, разлинованная карточка на одно слово и подсказка -  алфавит письменных букв, прищепки, панно с шероховатыми дорожками (сенсорная доска), платок, печатные буквы на отдельных карточках Щ,Ч,Ц, палочки, черная ручка.

Ход.

Вводная часть.

Милана Щербинина, Макаров Семен, Калганов Иван, Микаилова Милана

Дети входят в кабинет, здороваются, садятся на стулья перед доской (перед столами).

Учитель - логопед: «Сегодня к нам пришел в гости Лунтик. Он очень добрый и приветливый малыш. Только как-то он непонятно говорит. Послушайте (издаются неречевые звуки). Лунтик, нам так непонятно, что ты хочешь сказать.

 Ребята, а как надо говорить , чтобы было понятно другим7

Дети: «Говорить надо словами. И выговаривать все звуки. А если не получается, то надо стараться».

Учитель-логопед: «Лунтик спрашивает, а что такое слово?»

Дети: «Слово - это когда звуки друг за другом идут и что-то обозначают».

Учитель-логопед: «А что такое звук? И чем он отличается от буквы?»

Дети: «Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем.»

Учитель-логопед: «Лунтик , ты все понял? Правильно, слово можно сказать и слово можно написать. Если звук или букву потерять, то можно не понять, о чем хочет другой человек сообщить. Поэтому надо быть внимательными и когда говоришь слова, и когда пишешь.»

Основная часть

Учитель-логопед: «Лунтик принес портреты своих друзей, о которых он хочет нам рассказать. Послушайте и назовите, кто первый друг у Лунтика.

 (Картинки с изображением щенка, цапли, черепахи перевернуты).

(Учитель - логопед называет слова по звукам, ребенок называет слово)

Щ-Э-Н-О-К - щенок

Ц-А-П-Л*-А - цапля

Ч-Э-Р*-Э-П-А-Х-А - черепаха

(После правильного ответа картинка поворачивается.)

Учитель-логопед: «Правильно. Друзья Лунтика Черепаха, Цапля и Щенок. Каждый из них любит гулять по своей дорожке (достается сенсорная доска с тремя дорожками.)

На каждой дорожке живет одна буква, но она стесняется и спряталась. Назовите букву . ( Печатная буква Щ,Ч,Ц закрывается сеткой).

(Дети называют по очереди. Контроль звукопроизношения при необходимости.)

Скажи, по какой дорожке пойдет твоя буква?

Дети (ответы по очереди): «Моя буква пойдет по правой \ левой\ средней дорожке. (Закрепляет букву на дорожке  прищепкой. Если ребенок неправильно называет сторону, то даем подсказку.)»

Учитель-логопед: «По какой дорожке пойдет Щенок\ Цапля\ Черепаха? Есть подсказка: какой первый звук в слове, на той дорожке стоит буква, обозначающая этот звук. (Дети выбирают дорожку каждому герою. )  

Объясни, почему Черепаха будет жить на этой дорожке?

Дети (по очереди): «Черепаха будет жить на этой дорожке, потому что тут стоит буква Ч. А в слове Черепаха первый звук Ч. (Аналогично про Щ (щенок), Ц (цапля).)

Учитель-логопед: «Правильно, молодец. Ответил полным ответом.

Лунтик, послушай, как дети умеют произносить трудные звуки.

Наши пальчики шагают по дорожке,  рот звуки называет, а ушки слушают , правильно ли наш рот звук произносит.

(Каждый ребенок по своей выбранной дорожке пальчиками «шагает» и на каждый «шаг» звук называет. Контроль звукопроизношения по необходимости.  Сначала одной рукой, потом второй рукой. )

Хорошо наши пальчики прошагали и мы звуки называли. Теперь мы точно знаем, где какой друг Лунтика живет (Доска ставится под наклоном.)

Учитель-логопед: «Лунтик опять загрустил. Он никак не может вспомнить, в каких местах могут жить звуки в словах?

Дети: «Звук может быть в начале, в середине и в конце слова». (Логопед показывает карточки соответствующие.)

Учитель - логопед: «Расскажите, что знаете о звуке Щ \Ч \Ц?»

Дети (по очереди): «Звук Щ- согласный и всегда мягкий. Обозначаем зеленым цветом.

Звук Ц согласный, всегда твердый, обозначаем всегда синим цветом.

Звук Ч- согласный и всегда мягкий. Обозначаем зеленым цветом.»

Учитель - логопед: «Подберите карточки, где звук Щ\Ч\Ц в начале, в середине, в конце» (Дети подбирают и объясняют.)  Правильно, молодцы.

Иногда к  Черепахе, Щенку и  Цапле приходят гости. А вот по какой дорожке и кому куда идти, они забыли. Надо помочь. Давайте назовем, кто приходит в гости.

 Дети по очереди достают из волшебного мешочка и называют.

 (Мелкие игрушки\ картинки  выставляются перед доской с дорожками на поднос. На дорожки выкладываются схемы слов с указанием места звука в слове.)

Учитель- логопед : «Помогите игрушкам найти свое место на дорожке, кто за кем и к кому пойдет. (Дети выставляют игрушки\ картинки  на схемы.)

А теперь надо найти надписи для каждой картинки. Внимательно читайте и картинку подбирайте.

(Дети читают карточки с рукописными словами и накладывают на картинки.)

Учитель-логопед: «Карточек со словами не хватило, а Лунтик не умеет писать. Надо помочь, написать слова. А Вы, ребята, умеете писать слова?

(Дети садятся за парты.)

«Сейчас сядем на места, возьмем ручку и напишем то слово, которого не хватает. Каждый запомнит и напишет свое слово на карточке. (Сенсорная доска закрывается платком.)

Дети пишут.

«Помните, что пишем письменными буквами.» (Разлинованная карточка на одно слово и подсказка -  алфавит письменных букв. Дети пишут слово на выбор.) Прочитайте, что написали.  (Дети читают.) Оказывается, не всегда получается прочитать то, что написано. Надо писать ровные красивые буквы, чтобы другие могли прочитать.  

Положите карточки с написанными словами  там, где их не хватает. (Дети кладут.)

Учитель-логопед: «Теперь все подписаны гости. Так кто пришел первый к черепахе\ щенку\ цапле?»

Дети (по очереди отвечают с опорой на рукописные слова): «К черепахе сначала пришла врач, потом пришел червяк.» (аналогичные ответы  про щенка и цаплю. При необходимости оказывается помощь в ориентировке в последовательности «сначала-потом».)

Динамическая пауза.

Учитель-логопед: «Встаньте , задвиньте стул и повернитесь ко мне спиной. Закройте глаза. Я напишу на спине букву, а Вы мне ее назовете.

(Дети отвечают.) Молодцы, садитесь.»

(Учитель- логопед выкладывает перед каждым ребенком по два комплекта разрезных букв, предварительно перемешав)

Учитель- логопед: «Лунтик так за Вас радуется: и буквы знаете, и слова подбираете, и слова пишете, и буквы на спине угадываете. А вот он никак не может запомнить буквы своих друзей. Помогите ему собрать буквы. (Дети собирают разрезные буквы рукописного шрифта Щ,Ц,Ч)».

Учитель- логопед: «Лунтик, ты в школу собираешься? Ты запомнил, чем отличается буква от звука? А что такое слово помнишь? Ребята, напомните Лунтику, пожалуйста.

Ответы детей.

Учитель-логопед: «Лунтик, из слов состоят предложения. Мы сейчас тебя научим составлять из слов предложения.

(Учитель - логопед дает палочки для схемы предложения.)

Выложите схему предложения из  4 слов.  (Дети выкладывают.)

Придумайте и скажите предложение. Внимательно считайте слова.

(Дети придумывают и называют предложения.)

Возьмите любую букву и поставьте ее на второе место в предложении (дети выбирают из перевернутых букв).

Составьте предложение, посчитайте слова. (Дети придумывают и называют предложение.)

Теперь мы добавим по одному слову (дети добавляют палочку). Выберите себе любую букву, поставьте на любое место в предложении и придумайте предложение. Внимательно считайте слова, а потом назовите свое предложение.

(Дети составляют предложение и называют его.)

Заключительная часть.

Учитель- логопед:

«Какие мы сегодня молодцы, много с чем познакомили Лунтика.

Давайте вспомним.

Ответы детей: «У слова есть начало и конец.

Любой звук может входить в любое слово.

Каждое слово что-то обозначает, имеет свое значение.

Слова выстраиваются в предложение.»

Учитель - логопед: «Умницы, наше занятие завершено.»

ГБОУ СОШ №383 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия с обучающимися 1з класса

(программа 4.1., класс «охраны зрения») на тему: «Слово».

Провела:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Верещагина Наталья Валентиновна

Дата 12 февраля 2024.

Санкт- Петербург

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Методическая разработка индивидуально- подгруппового логопедического занятия для 2-го коррекционного класса «Дифференциация звуков Р-Л»

Логопедическое занятие по теме: « Дифференциация звуков Р-Л»Цели занятия:- обогащать и систематизировать словарный запас;- упражнять в согласовании числительных с существительными;- формировать умение...

Конспект подгруппового логопедического занятия в классе адаптации по теме Дифференциация звуков [В – В’]

Дифференциация звуков [В – В’] в словосочетаниях, предложениях, текстах.Цель: совершенствовать навык дифференциации звуков [В-В’]...

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Данный конспект занятия был разработан к теме: «Дифференциация гласных звуков [и], [ы] и букв Ии и Ыы» для 2 класса....

Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия во 2 классе

Методическая разработка. Конспект подгруппового занятия во 2 классеТема: Связь существительных и прилагательных....

Методическая разработка: Конспект индивидуального логопедического занятия: В гостях у сказки «Рукавичка».

Цель: Учить  слушать сказку, понимать её содержание.Задачи:- развитие импрессивной и экспрессивной речи, умения понимать простые вопросы по содержанию сказки и отвечать на них доступными способам...