Своя игра
план-конспект по логопедии

Юлия Александровна Орлова
Расширить кругозор обучающихся, обобщить и углубить знания по русскому языку; развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения; воспитывать чувство коллективизма, любовь и уважение к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra.docx211.81 КБ

Предварительный просмотр:

Своя игра.

Цели и задачи:

  • расширить кругозор обучающихся, обобщить и углубить знания по русскому языку;
  • развивать внимание, память, мышление, умение сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения;
  • воспитывать чувство коллективизма, любовь и уважение к русскому языку

Оборудование и материалы к уроку: компьютер; проектор; экран; презентация в программе Power Point.

Ход урока

  1. Орг. МОМЕНТ

   Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. И у нас с вами весеннее настроение и с таким настроением мы с вами оказались в телестудии Останкино, где собрались знатоки для участия в логопедической викторине «Своя игра».

2. ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Класс делится на 2 команды. Одновременно играют все команды. Участникам предлагается 5 тем хорошо известных вам 1. Путешествие по сказкам.

2. Парные согласные 3. Родной русский язык. 4. Части речи 5. Разное Каждая тема состоит из 5 вопросов разной степени сложности – от 10 до 50 баллов.

Начинает игру команда, первой правильно разгадавшая загадку.

Загадка:

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.( ветер)

Она выбирает тему и уровень сложности вопроса. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим.

Игроки могут отвечать не в любой момент после того, как вопрос был выведен на экран.

В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса и получает право выбрать следующий вопрос. В случае неправильного ответа команда теряет количество очков, равное стоимости вопроса. В этом случае оставшиеся команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение 10 секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий. Если команда вообще не дает ответа, то ничего не происходит.

Специальные вопросы

Помимо обычных вопросов, существуют специальные - «Кот в мешке»,

Кот в мешке

Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его соперникам. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили «Кота». Ведущий называет тему «Кота» . Команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

Полноту и правильность ответов оценивает жюри.

4. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Блок 1. Путешествие по сказкам

10 баллов:  Кто был знаменитым начальником умывальников?(Мойдодыр)

20 баллов: Назови, из какого произведения К.И.Чуковского эти строки.

А теперь, душа-девица

На тебе хочу жениться…(Муха-Цокотуха)

 30 баллов: Что висит на дубе у лукоморья? (златая цепь)

40 баллов: (кот в мешке) В какой сказке все герои-овощи?(Чипполино)

 50 балов: Как называется сказка, у главной героини, которой  имя содержит в себе меру длины?(Дюймовочка)

Блок 2. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

10 баллов: Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить  в них начальные звонкие согласные парными им глухими? башня – пашня борт - порт, бочка - почка,  быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.

 20 баллов: Прочитай. Найди ошибки.Исправь ошибки.

прозрачный лёт(лёд)          больной зуп(зуб)

 длинный клюф(клюв)          острый нош (нож)

песчаный берег                    сильный морос (мороз)

30 баллов:(кот в мешке) Выберите слова, в которых допущена ошибка.

Хлеб                 сапог                     завот

тетрать            зупки                     снежки

шубки             дорошка                снег           (тетрадь, зубки, дорожка, завод)

 40 баллов:

 

(вкусная конфета      факельное шествие    

вязаная кофта           почтовые конверты

высокий шкаф           шёлковый шарфик      

свежий кефир            цветущие фиалки)

 50 балов: 

(В светофоре зажёгся зелёный свет.

Старый пёс грызёт косточку.

Зина взяла сестру с собой в магазин.)

 Блок 3. Родной русский язык

10 баллов: Сколько букв в русском алфавите?(33 буквы)

 20 баллов: Какие буквы не обозначают звука?(ь,ъ)

30 баллов: Выбери из текста имена собственные.

Россия – моя родина. Город Москва стоит на реке Москве. Корней Чуковский писал сказки для детей. Иванова Поля пришла с поля. Таня получила письмо с Курска. Гена Ростов уехал в город Ростов. ( Россия  Гена Ростов Москва                          Ростов Корней Чуковский Иванова Поля Таня  Курск)

40 баллов: Сколько предложений в тексте?

На краю леса росла сосна на сосне было старое гнездо там жили вороны пришла осень льют дожди  лес стоит серый тихо шумят деревья. (На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. Там жили вороны. Пришла осень. Льют дожди . Лес стоит серый. Тихо шумят деревья.)

7 предложений

 50 балов: (кот в мешке) Охарактеризуйте третий звук в слове бежать.      (Согласный, твердый, звонкий)

Блок 4. Части речи

10 баллов: (кот в мешке)Перечислите все известные Вам части речи (Существительное

Прилагательное Глагол Местоимения)

 20 баллов: Подобрать к именам существительным родственные прилагательные и глаголы.

Образец: свет – светлый, светить.

Встреча - _________________

Звон- ____________________

Шум - ___________________

Ложь - ___________________

Старость -________________

Зелень - _____________

Встреча –встречный, встретить.

звон -  звонкий, звонить.

Шум – шумный, шуметь.

Ложь – лживый, лгать.

Старость – старый, стареть.

Зелень- зелёный,зеленеть.

30 баллов: Собрать рассыпавшиеся буквы в слова. Определить число имён существительных.

Б Т А Н_______________________

Ч Ы С А______________________

Х Г О Р О______________________

М Н А И Ш А____________________

Б О К Я Л О_____________________

Бант Часы Горох Машина  Яблоко

 40 баллов: К каким частям речи относятся слова:

•        быт – быть,

•        ел – ель,

•        плач – плачь?

Быт(сущ.) – быть(глаг.)

Ел(глагол)- ель(сущ.)

Плач(сущ.)- плачь(глаг.)

50 балов: Определить какой части речи эти слова? По этим словам определить о каком предмете идёт речь.

Хрупкое, прозрачное, плоское

Высокое, голубое, чистое

Маленькая, серая, юркая

Извилистая, лесная, узкая

Часть речи - прилагательное

1.Стекло

2.Небо

3.Мышка

4.Тропинка            

Блок 5. Разное

10 баллов: Загадки – шутки

1. Чем кончаются день и ночь?

2. Что стоит посередине земли?

3. Чем кончается лето и начинается осень? 

1. Мягким знаком.

2. Буква М.

 3.  Буквой О.

20 баллов:  (кот в мешке) Назовите противоположные слова в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Мир строит – война разрушает.
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а недруг поддакивает

Противоположные слова в пословицах:
Ученье – неученье, свет – тьма.
Сытый – голодный.
Мир – война, строит – разрушает.
Старый – новый.
Друг – недруг,

 спорит –поддакивает

30 баллов: Решите народную скороговорку-загадку.

   Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок? 

Три палки и четыре галки

40 баллов: К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСИТСЯ СЛОВО ПЕЧЬ? 

(ЧТО ДЕЛАТЬ?) ПЕЧЬ – ГЛАГОЛ

(ЧТО?) ПЕЧЬ – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 50 балов: «Чудесный квадрат»                

По горизонтали запишите:      

1) вид топлива;

2) упрямое животное;              

3) корнеплод,                                

4) синоним к слову знамя.

А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!

Т

О

Р

Ф

О

С

Ё

Л

Р

Е

П

А

Ф

Л

А

Г

5. РЕФЛЕКСИЯ

Обсуждение игры. Каждый учащийся отмечает плюсы и минусы своей игры, отвечая на вопросы:

  • Что понравилось? В чём испытывал трудности?
  • Хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?
  • Комфортно чувствовал себя в команде или нет?
  • Оцени свою работу и работу своей команды по пятибалльной системе.

6. РЕЗУЛЬТАТ ИГРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра 4класс" Величины. Своя игра"

Эта игра рассчитана на развитие интереса  учеников к уроку математике по теме ,, Величины\'\'...

Игра "Своя игра"

Игра-викторина сделана по принципу телеигры "Своя игра". Ребёнок или команда выбирают раздел и вопрос на определённое количество баллов. Ответив на него, зарабатывает баллы, если не ответил, то баллы ...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

Интеллектуальная игра "Своя игра"

Игра проводиться во  внеурочное время, для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях. Загадки подобраны по темам: "Животные", "Растения", "Явления ...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...