рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Кравченко Лидия Григорьевна

рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Рабочая программа курса "Математика",    4 класс

Пояснительная записка

                 Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и на основе программы УМК «Планета знаний».

              Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

      Учебные:

      - формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

      - формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

      - формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

      Развивающие:

      - развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

      - развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

      - формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

      Общеучебные:

      - знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

      - формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

      - формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

      - формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

      Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

      Учебный материал выстроен по тематическому принципу - он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

      Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

      При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта "Планета знаний". Так тема "Величины, измерение величин" поддерживается в курсе "Окружающий мир" изучением темы "Приборы и инструменты". Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики обусловлено необходимостью ее использования при изучении исторической составляющей курса "Окружающий мир".

      Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

      Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).

      Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования.

      Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.

     Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.

      В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках "Учащийся должен знать" и» должен уметь". В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике "Проверочные задания".

      Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности.

        Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.

      В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

      Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

      Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений, широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур.

      Содержание программы представлено в разделах "Общие свойства предметов и групп предметов", "Числа и величины", "Операции над числами", "Наглядная геометрия". Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах "Числа и величины" и "Операции над числами".

      Раздел "Числа и величины" включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.

      Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов ит.д.

      Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

      Материал раздела "Операции над числами" традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

      В программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

      Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел.

      В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.

      Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.

      Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.

      При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.

      Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).

      Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Раздел программы "Общие свойства предметов и групп предметов" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.

      Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.

      Раздел программы "Наглядная геометрия" на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.

     

                Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:

      1. знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами;

      2. развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);

      3. формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей);

      4. развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.

      Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.

      Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики "Учащиеся должны знать" и "должны уметь").

      Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках "Учащиеся могут знать" и "могут уметь").

      Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.

4 класс (136 ч)

      Числа и величины (15 ч)

      Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

      Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

      Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

      Арифметические действия (45 ч)

      Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приемы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т. д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

      Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

      Действия с величинами.

      Текстовые задачи (55 ч)

      Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

      Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объема работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.

      Геометрические фигуры и величины (20 ч)

      Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

      Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

      Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

      Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.

      Работа с данными (6 ч)

      Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

4 класс

      Учащиеся должны знать:

     

 - названия разрядов и классов (единицы, десятки, сотни, тысячи);

      - названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое), умножения (множители) и деления (делимое, делитель);

      - порядок выполнения действий в числовых выражениях;

      - свойства арифметических действий;

      - названия изученных единиц измерения длины, площади, объема, массы, времени;

   

  должны уметь:

   

  - читать, записывать и сравнивать числа;

      - устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;

      - проверять результаты арифметических действий обратными арифметическими действиями;

      - владеть изученными письменными алгоритмами сложения, вычитания, умножения и деления чисел;

      - выполнять арифметические действия с многозначными числами с помощью калькулятора;

      - решать задачи в 2-3 действия;

   

   могут знать:

 

    - соотношения между разрядами и классами чисел; принцип строения десятичной системы счисления;

      - правило округления чисел;

      - отдельные свойства геометрических фигур;

   

  могут уметь:

   

   - вычислять значения числовых выражений рациональными способами;

      - решать простые уравнения;

      - оценивать приближенно результаты арифметических действий;

      - изображать пространственные фигуры на клетчатой бумаге.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА В 4 КЛАССЕ по математике

№ урока

Название урока

Тема и цели урока

№ страниц

учебника

Дата

проведения

1-я четверть (36 ч)

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Многозначные числа (10 ч)

1        

Прибавляем

Тема. Десятичная система чисел

Часть 1

по единице

Цель. Повторение: принцип построения системы чисел; устные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание

6-7

2

Называем большие числа

Тема. Классы

Цели. Знакомство с названиями классов (единицы, тысячи,    миллионы,    миллиарды).    Формирование умений разбивать многозначные числа на классы; называть многозначные числа. Повторение: устные

8-9

вычисления;   решение  текстовых  задач   на  увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько

единиц

3

Классы и разряды

Тема. Классы и разряды

Цели. Знакомство с таблицей разрядов. Формирование  представлений  о разрядном  строении  многозначных чисел. Формирование умений называть многозначные числа и записывать их в виде суммы разрядных слагаемых. Повторение: письменное сложение; решение текстовых задач на сложение и вычитание

10-11

4

Считаем

Тема. Таблица разрядов

Цели.   Формирование   представлений   о   разрядном строении многозначных чисел, о сложении разрядных слагаемых. Формирование умений называть и записывать многозначные числа. Повторение: устные

12-13

устно

и письменно

и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание

5

Называем,

записываем,

сравниваем

Тема. Сравнение многозначных чисел

Цели. Распространение правил сравнения чисел на сравнение многозначных чисел.  Повторение: письменное вычитание из круглого числа; решение текстовых задач

14-15

6

Считаем деньги

Тема. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: решение текстовых задач на умножение

16-17

7

Сколько человек на земле?

Тема. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений называть, записывать, сравнивать многозначные числа. Пропедевтика сложения и вычитания многозначных чисел по разрядам. Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач на сложение и вычитание

18-19

8-10

Повторение, обобщение изученного

20-25

Сложение и вычитание многозначных чисел (14 ч)

11

Складываем и вычитаем разрядные слагаемые

Тема. Сложение и вычитание разрядных слагаемых

 Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых (устно). Повторение: устные и письменные вычисления; решение текстовых задач

26-27

12

Складываем круглые числа

Тема. Сложение круглых чисел

Цели.  Формирование  умений  выполнять сложение круглых чисел (устно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел. Пов-

28-29

торение: определение длины пути

13

Складываем и вычитаем тысячи и миллионы

Тема. Сложение круглых чисел

Цели.  Формирование  умений  выполнять  сложение круглых чисел (устно и письменно). Решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) многозначных чисел

30-31

14

Меняем число

единиц

в разряде

Тема. Сложение и вычитание по разрядам

32   33

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание по разрядам (простые случаи)

15-16

Повторение, обобщение изученного

34-35

17

Складываем и вычитаем большие числа

Тема. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно

36-37

18

Вычитаем из чисел с нулями

Тема. Вычитание из круглого числа

Цели. Формирование умений выполнять вычитание из круглого числа, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно

38-39

19

Свойства сложения

Тема. Свойства сложения

Цели. Знакомство с обозначением чисел буквами. Повторение: переместительное и сочетательное свойство сложения, сложение с числом 0; нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания; решение задач на определение длины пути. Формирование умений, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно

40-41

20

Вычисляем

разными

способами

Тема. Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях

Цели. Повторение: правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; вычитание числа 0. Формирование умений  выполнять сложение  и вычитание многозначных чисел письменно

42-43

21

Считаем в прямом и обратном порядке

Тема. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания

Цели. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания (сложные случаи). Формирование умений выполнять сложение и вычитание многозначных чисел письменно

44-45

22-24

Повторение, обобщение изученного

46-49

Длина и ее измерение (10 ч)

25

Метр

и километр

Тема. Соотношение между единицами длины (1 км = = 1000 м)

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м - км, км - м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков

50-51

26

Сравниваем, вычисляем, решаем задачи

Тема. Решение задач на определение длины пути

 Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков

52-53

27

Метр

и сантиметр

Тема. Соотношение между единицами длины (1 м =  100 см)

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м — см, см — м); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков

54-55

28

Меньше метра

Тема. Соотношение между единицами длины (1 м =  10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм)

Цели. Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м — дм, дм — см); сравнивать величины; решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины. Отработка вычислительных навыков

56-57

29

Вычисляем периметр многоугольника

Тема. Периметр многоугольника

 Цели.   Повторение:   вычисление   периметра   многоугольника   Первичное знакомство с формулой периметра прямоугольника. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков

58-59

30

Переводим

единицы

длины

Тема. Закрепление изученного

Цели. Знакомство с приемами перевода единиц длины. Формирование умений решать текстовые задачи, в которых используются единицы длины; находить

60-61

неизвестный компонент сложения и вычитания. Отработка вычислительных навыков

31

Геометрические задачи

Тема. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений вычислять периметр многоугольника; решать задачи, в которых используются

62-63

единицы длины. Отработка вычислительных навыков

32-34

Повторение, обобщение изученного

64-69

Резерв 2 ч

                                                                          2-я четверть (28 ч)

                                              УМНОЖЕНИЕ И  ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

                            Умножение на однозначное число (7 ч)

35

Вспоминаем письменное умножение

Тема. Письменное умножение

Цели. Повторение: алгоритм письменного умножения на однозначное число. Распространение алгоритма на умножение многозначного числа на однозначное

72-73

36

Свойства умножения

Тема. Свойства умножения

Цели. Повторение: переместительное, сочетательное, распределительное свойства умножения; умножение с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять умножение многозначного числа на однозначное

74-75

37

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглого числа (и на круглое число)

Цель. Формирование умений письменно выполнять умножение круглого числа на однозначное и многозначного числа на круглое число

76-77

38

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглых чисел

Цель. Формирование умений письменно выполнять

умножение круглых чисел

78-79

39

Вычисляем площадь

Тема. Площадь прямоугольника

 Цели. Повторение: определение площади прямоугольника,   вычисление  стороны   прямоугольника   (если известны площадь и одна из сторон). Знакомство с формулой площади прямоугольника. Отработка вычислительных навыков

80-81

40-41

Повторение, обобщение изученного

    82-83

Деление на однозначное число (12 ч)

42

Вспоминаем письменное деление

Тема. Письменное деление

Цель.   Повторение:   деление   с   остатком;   алгоритм

письменного деления на однозначное число

84-85

43

Делим большие числа

Тема. Письменное деление многозначного числа

 Цель. Распространение алгоритма письменного деления на деление многозначного числа

86-87

44

Свойства деления. Делим круглые числа

Тема. Свойства деления. Деление круглых чисел

Цели. Повторение: деление суммы на число, деление с числами 0 и 1. Формирование умений выполнять деление круглого числа на однозначное

88-89

45

Находим неизвестное

Тема. Нахождение неизвестного компонента умножения и деления

Цели. Повторение: нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Знакомство с приемами нахождения неизвестного компонента умножения и деления в более сложных случаях. Формирование умений   выполнять  умножение   и  деление   многозначного числа на однозначное

90-91

46-47

Повторение, обобщение изученного

92-93

48

Делим числа с нулями

Тема. Деление чисел, в записи которых встречаются нули

Цель. Формирование умений выполнять деление чисел, в записи которых встречаются нули (случай, когда в середине частного получается 0)

94-95

49

В частном 0?

Тема. Деление чисел (случай — нуль в середине частного)

Цель. Формирование умений выполнять деление чисел (случай, когда в середине частного получается 0)

96-97

50

Делим на круглое число

Тема. Деление круглых чисел

Цель.   Формирование   умений   выполнять   деление

круглых чисел

98-99

51

Вычисляем

устно

и письменно

Тема. Закрепление изученного

Цели. Формирование умений прогнозировать результат вычислений (последняя цифра суммы, разности, произведения; первая цифра частного; число цифр в ответе). Формирование умений выполнять умножение и деление многозначных чисел

100-101

52-53

Повторение, обобщение изученного

102-105

Геометрические фигуры (8 ч)

54

Что изучает геометрия

Тема. Геометрические фигуры

Цели.  Формирование  первичных  представлений  о плоских и пространственных геометрических фигурах.   Развитие   пространственных  представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков

106-107

55

Четырехугольники

Тема. Четырехугольники

Цели. Систематизация знаний учащихся о четырехугольниках. Формирование представлений об общих свойствах и различиях прямоугольника и квадрата. Развитие пространственных представлений учащих-

108-109

ся. Отработка вычислительных навыков

56

Решаем задачи

Тема. Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника

Цели. Знакомство с формулами периметра и площади прямоугольника. Формирование умений решать задачи (усложненные) на определение площади и периметра прямоугольника. Отработка вычислительных навыков

110-111

57

Треугольники

Тема. Треугольники

Цели. Систематизация знаний учащихся о видах треугольников. Формирование умений изображать гео-

112-113

метрические  фигуры   на  клетчатой  бумаге;   решать задачи   (усложненные)   на  определение   площади   и периметра прямоугольника. Развитие пространственных представлений учащихся.  Отработка вычислительных навыков

58

Куб

Тема. Куб

Цели. Знакомство с многогранниками (на примере куба). Формирование умений изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Развитие пространственных представлений учащихся.  Отработка вычислительных навыков

114-115


59-61

Повторение, обобщение изученного

116-121

Резерв   1

ч

3-я четверть (40 ч)

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (продолжение)

Масса и ее измерение (4 ч)

62

Центнер

Тема. Центнер

Цели. Знакомство с новой единицей массы «центнер». Формирование представлений о соотношениях между изученными единицами массы (1 ц = 100 кг,  1 т =  10 ц)

Часть 2

 6-7

63

Переводим единицы массы

Тема. Соотношения между единицами массы

Цели. Формирование умений выражать массу предметов в разных единицах; сравнивать массу предметов; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков

8-9

64

Ровно столько же

Тема. Решение текстовых задач

Цели. Формирование умений; решать текстовые задачи, содержащие единицы массы. Отработка вычислительных навыков

10-11

65

Повторение, обобщение изученного

12-13

                       Умножение многозначных чисел (12 ч)

66

Как умножают на двузначное число

Тема. Умножение на двузначное число

Цели. Знакомство с алгоритмом умножения на двузначное число

14-15

67

Умножаем круглые числа

Тема. Умножение круглых чисел

Цель. Формирование умений выполнять умножение

круглых чисел; решать текстовые задачи на стоимость

16-17

68

Приемы умножения

Тема. Приемы умножения

Цели.  Знакомство с  приемами устного умножения. Формирование   умений   выполнять   умножение   на двузначное число; применять свойства арифметических действий при вычислениях; решать текстовые задачи разными способами

18-19

69

Движение в противоположных направлениях

Тема. Задачи на движение в противоположных направлениях

Цели. Формирование умений решать задачи на движение в противоположных направлениях. Формирование умений выполнять умножение на двузначное число

20-21

70-71

Повторение, обобщение изученного

22-23

72

Умножение на

трехзначное

число

Тема. Умножение на трехзначное число

Цели. Знакомство с алгоритмом умножения на трехзначное число. Формирование первичных представлений о приближенных вычислениях

24-25

73

Тренируемся в логике

Тема. Значение произведения

Цели. Знакомство с частными свойствами умножения (зависимость значения  произведения  от изменения одного из множителей). Формирование умений решать текстовые задачи, используя свойства умножения, выполнять умножение трехзначных чисел. Формирование умений понимать логические конструкции «если..., то...»

26-27

74

Повторяем, что узнали

Тема. Повторение

Цели. Формирование умений решать текстовые задачи. Отработка навыков устных и письменных вычислений

28-29

75

Практическая работа

Тема. Практическая работа

Цели. Формирование умений решать текстовые задачи на стоимость. Развитие умений планировать деятельность, выбирать оптимальный вариант из возможных. Развитие коммуникативных навыков

30-31

76-77

Повторение, обобщение изученного

32-37

                           Площадь и ее измерение (5 ч)

78

Квадратный метр

Тема. Единицы площади (квадратный метр)

Цели. Повторение: квадратный метр — основная единица площади (смысл, обозначение); доли, нахождение доли числа. Формирование умений применять представления о площади при решении текстовых задач.

38-39

79

Меньше

квадратного

метра

Тема.   Единицы   площади   (квадратный   дециметр, квадратный сантиметр)

Цели. Знакомство с новой единицей площади (квадратный дециметр).  Формирование  представлений о соотношении 1 дм2 = 100 см2. Формирование умений выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади

40-41

80

Составляем таблицу единиц площади

Тема. Соотношения между единицами площади

Цели.   Формирование   представлений   о  квадратном миллиметре и соотношениях между единицами площади.  Формирование умений  выражать площадь в разных единицах; сравнивать площади; решать текстовые задачи, используя представления о площади предметов

42-43

81

Измерение

больших

участков

Тема. Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр)

Цели. Знакомство с единицами площади, которые используются при измерении больших участков. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы площади

44-45

82

Повторение, обобщение изученного

46-47

                        Деление многозначных чисел (14 ч)

83

Деление — действие, обратное умножению

Тема. Деление — действие, обратное умножению

 Цели. Повторение: взаимосвязь умножения и деления. Формирование умения подбирать цифру частного (в частном однозначное число)

48-49

84

Делим

с остатком

Тема. Деление с остатком

Цели. Повторение: деление с остатком. Формирование умений  подбирать цифру частного;  выполнять деление на двузначное число (в частном двузначное число)

50-51

85

Что в частном?

Тема. Нуль в середине частного

Цель. Формирование умений подбирать цифру частного; выполнять деление на двузначное число (в частном трехзначное число); решать текстовые задачи на

52-53

расход материалов

86

Оцениваем частное

Тема. Деление многозначного числа на двузначное Цель.Формирование умений выполнять деление многозначных

54-55

 чисел на двузначное число; решать текстовые задачи на расход материалов

87-89

Повторение, обобщение изученного

56-59

90

Скорость

Тема. Расширение понятия «скорость»

 Цели. Формирование представлений о скорости работы, чтения, расхода материалов. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число

60-61

91

Производительность труда

Тема. Производительность труда

Цели. Формирование представлений о производительности труда, о взаимосвязи производительности, времени работы и общего объема работы. Формирование умений выполнять деление многозначных чисел на двузначное число; определять общий объем работы, производительность, время работы

62-63

92

Делим на

трехзначное

число

Тема. Деление на трехзначное число

 Цели. Формирование умений выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность

64-65

93

Оцениваем

результат вычислений

Тема. Оценивание результата вычислений

Цели. Формирование умений округлять результаты действий; выполнять деление на трехзначное число; решать текстовые задачи на производительность

66-67

94-96

Повторение, обобщение изученного

68-71

                      Время и его измерение (4 ч)

97

Единицы времени

Тема. Единицы времени

Цели. Повторение; соотношения между единицами времени.  Формирование умений выражать промежутки времени в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы  времени.  Отработка вычислительных навыков

72-73

98

Календарь и часы

Тема. Календарь и часы

Цели. Формирование представлений о веке. Формирование  умений  выражать промежутки  времени  в разных единицах; решать текстовые задачи, содержащие единицы времени. Отработка вычислительных навыков

74-75

99-100

Повторение, обобщение изученного

76-79

Резерв 1ч


                          4-я четверть (32 ч)   

                        Работа с данными(6ч)

101

Представление информации

Тема. Представление информации

Цели. Обобщение знаний учащихся о способах представления информации (текст, таблица, схема, рисунок). Отработка вычислительных навыков

80-81

102

Таблицы

Тема. Работа с таблицами

Цели. Формирование умений находить нужную информацию в таблице; заполнять таблицы; объяснять данные, представленные в таблице. Отработка вычислительных навыков

82-83

103

Диаграммы

Тема. Диаграммы

Цели. Знакомство с диаграммами разного вида. Формирование умений находить нужную информацию по диаграмме. Отработка вычислительных навыков

84-85

104

Планирование

Тема. Планирование действий

Цели. Развитие представлений учащихся о планировании действий при решении арифметических задач и упражнений, в бытовых ситуациях. Знакомство с понятием «алгоритм». Отработка вычислительных навыков

86-87

105

Контроль

Тема. Контроль

Цели. Обобщение знаний учащихся о способах проверки правильности результатов вычислений. Формирование умений выполнять взаимо- и самопроверку. Отработка вычислительных навыков и умений решать текстовые задачи

88—89

106

Повторение, обобщение изученного

90-91

ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ (26 ч)

Числа и величины (7 ч)

107

Запись чисел

Тема. Чтение и запись чисел

Цели. Обобщение представлений учащихся о десятичной системе записи чисел. Повторение: называние и запись многозначных чисел

94-95

108

Сравнение чисел

Тема. Сравнение чисел

Цели. Обобщение знаний учащихся о сравнении чисел. Повторение: правила сравнения чисел

96-97

109

Задачи

на сравнение

Тема. Задачи на сравнение

Цели. Обобщение знаний учащихся о способах решения задач на разностное и кратное сравнение. Отработка умений решать текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. Отработка вычислительных навыков

98-99

110

Масса

и вместимость

Тема. Масса и вместимость

Цели. Обобщение знаний учащихся о единицах массы и вместимости. Повторение: соотношения между единицами массы; сравнение масс, упорядочивание предметов по массе; сравнение вместимости сосудов; действия с именованными числами

100-101

111

Время

Тема. Единицы измерения времени

Цель. Обобщение знаний учащихся о единицах времени. Повторение: соотношения между единицами времени; сравнение промежутков времени, упорядочивание промежутков времени по длительности; действия с именованными числами

102-103

112-113

Комплексное повторение изученного

104-107

Арифметические действия (7 ч)

114

Сложение и вычитание

Тема. Сложение и вычитание

Цели. Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях сложения и вычитания. Повторение: решение текстовых задач на сложение и вычитание; отработка вычислительных навыков

108-109

115

Умножение и деление

Тема. Умножение и деление

Цели. Обобщение знаний учащихся об арифметических действиях умножения  и деления.   Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление; отработка вычислительных навыков

110-111

116

Числовое выражение

Тема. Числовое выражение

Цели. Обобщение знаний учащихся о числовых выражениях (названия числовых выражений, порядок действий в выражении, использование скобок в записи числового выражения). Повторение: составление выражений при решении текстовых задач; отработка вычислительных навыков

112-113

117

Свойства арифметических действий

Тема. Свойства арифметических действий

 Цели. Обобщение знаний учащихся о свойствах арифметических действий. Повторение: решение текстовых задач разными способами

114-115

118

Способы проверки вычислений

Тема. Способы проверки вычислений

 Цели. Формирование умений оценивать результат вычислений разными способами

116-117

119-120

Комплексное повторение изученного

118-119

                              Фигуры и величины (5 ч)

121

Распознавание

геометрических

фигур

Тема. Распознавание геометрических фигур

 Цель. Отработка умений различать геометрические фигуры на рисунке, выделять их общие свойства и отличия

120-121

122

Построение

геометрических

фигур

Тема. Построение геометрических фигур

Цель. Отработка умений изображать геометрические

фигуры с помощью линейки и циркуля

122-123

123

Длина

Тема. Измерение длины

Цели. Обобщение знаний учащихся о единицах длины. Отработка умений измерять длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; вычислять периметр прямоугольника

124-125

124

Площадь

Тема. Измерение площади

Цели. Обобщение знаний учащихся о единицах площади.  Отработка умений определять площадь геометрической фигуры на клетчатой бумаге; вычислять площадь прямоугольника

126-127

125

Комплексное повторение изученного

128-129

126-130

Решение текстовых задач (5 ч)

130-137

131-132

Комплексное повторение изученного

138-143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа поматематике моро 3 класс фгос

В данной программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа поматематике. 3 класс. ФГОС.

Рабочая программа к учебнику Моро М.И....

Рабочая программа поматематике. 1 класс. ФГОС.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа поматематике 4 класс. УМК "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Фед...

Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.

Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа поматематике 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа поматематике 1 класс

Рабочая программа по математике  1 класс разработана на основе авторской программы под редакцией М. И. Моро, М. А.Бантовой ...