Использование дидактических игр в начальной школе
методическая разработка по математике (1,2,3,4 класс) по теме

В работе представлена информация по использованию дидактических игр в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_nachalnoy_shkole.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       Актуальность. В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную    идею   и  основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение,  информационно-коммуникационные  технологии и другие. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается  такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является  следствием целенаправленных управленческих  воздействий и организации  педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

При поступлении детей в школу  мною проводится  педагогическая диагностика по определению  готовности к школьному обучению. В результате чего выявлено: предпосылки к овладению звуковым анализом сформированы у 30% детей, зрительное восприятие -50%, пространственное восприятие -  90%, фонематический слух - 50%,  произвольность - 30%.

 Младший школьный возраст  - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому  в данном возрасте  в игре развивается:

-мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение  для ребёнка, чем личные);

- появляется познавательный интерес  (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);

- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)

-развиваются умственные действия.

         Цель: Изучение влияния  дидактической игры на эффективность обучения.

Задачи: На основе анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы систематизировать знания о дидактических играх.

Определить классификацию дидактических игр, используемых  в обучении младших школьников.

Определить значение использования дидактических игр в учебном процессе.

                         

Основные концептуальные положения опыта.

Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему  использования дидактических игр  невозможно без должной теоретической базы.  Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина,  П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

В возрастной периодизации детей (Д. Б.Эльконин) особая роль  отведена  ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. Игра – ведущий  вид деятельности для дошкольного возраста,  все следующие периоды    со своими ведущими  видами деятельности не вытесняют игру.  А продолжают включать её в  процесс развития. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Психологический механизм дидактической игры  опирается  на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и    ценностям общества, адаптация  к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,  обучение общению.

Большинству игр присущи  четыре главные  черты (по С.А.Шмакову):

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, реализация целей, анализ результатов. В структуру игры как процесса  входит: взятие на себя роли, игровые действия,  как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, т. е, замещение реальных вещей игровыми, условными, реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Дидактическая игра обучающего характера  сближает  новую познавательную деятельность ребёнка  с уже  привычной  для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, позволяет  сделать  любой  учебный материал  увлекательным, вызывает у ученика глубокое удовлетворение.  

В дидактической игре  основным типом деятельности является  учебная, которая вплетается в игровую. Дидактическая игра это вид учебной деятельности  в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью.

Описание опыта.

Одно из эффективных средств развития  интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Ещё Ушинский  советовал включать  элементы  занимательности, игровые моменты в учебный труд  учащихся для того, чтобы процесс познания  был продуктивным. В своей  работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля».

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются  карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи  в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи   закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные  на материале различной  степени трудности,  дают возможность осуществлять  дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем   развития.

Использование дидактических игр на уроках различных типов.

Тип урока.

Дидактические игры.

Назначение игры.

Реализация диф. подхода

Изучение нового материала.

Игры, связанные с  исполнительской деятельностью детей

Усвоение новых понятий и способов

Распределение ролей

Закрепление ЗУН.

Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование.

Выработка умений и навыков, применение их  на практике.

Содержа ние заданий

Обобщение и систематизация ЗУН.

Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности.

Установление уровня овладения  теоретическими знаниями и способами познавательной

деятельности.

Распределение ролей и содержание заданий.

         

  Характер деятельности учащихся  зависит от места  игры на уроке, в системе  уроков. Если игра  используется   при объяснении  нового материала, то в ней должна быть продумана  практическая деятельность детей  с группами  предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются  правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей  в  процессе обучения.

Указанная выше классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия, но позволяет  ориентироваться в обилии  игр и успешно применять их на практике.

Использование  дидактических игр в учебном процессе  способствует:

-формированию  уверенности в себе, заинтересованность в учении;

-повышению   самостоятельности;

-развитию  внимания, снятию  напряжения, особенно при изучении нового  и проверке знаний;

-изменилась самооценка  и взаимооценка. (Приложение 3.)

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения  дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.  В итоге среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний 2005/2006 -57% , 2006/2007-57%, 2007-2008 -63%.  Удовлетворённость школьной жизнью 2005/2006 -3,5;  2006/2007 - 3,5; 2007/2008 -3,6.  (Приложение 4)

Как говорил К.Д.Ушинский: «Приучить  ребёнка  делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны.

Я пришла к выводу, что игра  мощный стимул в обучении. Посредством игры  активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание  к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.  

Библиографический список

1.Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к  газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.

2.Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994

3.Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва,1996

4.Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000

5. Лерненр П.Я. Дидактика средней школы. Москва. Просвещение, 1992, стр.166

6.Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации. Омск, 2007

7.Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1996 Российское пед. агенство.

8. Селивко Г.К  Современные  образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 1998

9. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва,1979, т.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в начальной школе

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическ...

Сборник дидактических игр для начальной школы.

Здесь Вы можете посмотреть игры по разным предметам в начальной школе и использовать их в своей педагогической деятельности....

Учебно-дидактический комплекс для начальной школы

Учебно-дидактический комплекс для начальной школы...

Роль дидактической игры в начальной школе.

«… Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».( В.А.Сухомлинский).      Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых , начинает играть с окружающими его ...

Дидактические карточки для начальной школы

Дидактические карточки по прусскому и математике....

Дидактические игры в начальной школе

Игры развивающие, волеологические,разной степени сложности....

Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"

Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...