Конспект урока "Сложение многозначных чисел"
план-конспект урока математики (4 класс) по теме

Дмитриева   Елена Анатольевна

Тема: Сложение многозначных чисел.
Тип урока: открытие нового материала.
Цель: Научить письменному алгоритму сложения многозначных чисел.
Задачи:1) Повторить нумерацию многозначных чисел; 2) Научить детей складывать многозначные числа с опорой на сложение трехзначных чисел; 3)Развитие математической речи, логического мышления; 4) Воспитывать интерес к уроку, умение организовано работать на уроке;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_slozhenie_mnogoznachnyh_chisel.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По математике

в 4-ом классе.

Тема: Сложение многозначных чисел.

Программа Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века».

Автор разработки:

Учитель начальных классов

Лицея №15 г. Саратова

Лукьянова Елена Анатольевна

Саратов 2011

Тема: Сложение многозначных чисел.

Тип урока: открытие нового материала.

Цель: Научить письменному алгоритму сложения многозначных чисел.

Задачи:1) Повторить нумерацию многозначных чисел; 2) Научить детей складывать многозначные числа с опорой на сложение трехзначных чисел; 3)Развитие математической речи, логического мышления; 4) Воспитывать интерес к уроку, умение организовано работать на уроке;

Оборудование: презентация, учебник В.Н. Рудницкой «Математика 4 класс», рабочая тетрадь по математике, записи на доске;

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

2. Устный счёт. Повторение нумерации многозначных чисел.

- Посмотрите на доску, здесь даны числовые ряды, но они с пропусками.

Ваша задача восстановить числовой ряд:

9 000  ___ ___ ___  ___  ___  ___  9 007;

(9 000, 9 001, 9 002, 9 003, 9 004, 9 005, 9 006, 9 007)

99 998  ___  ___  ___  ___  ___  ___  100 005.

(99 998, 99 999, 100 000, 100 001, 100 002, 100 003, 100 004, 100 005)

- Следующее задание, будьте внимательны:

1)К какому числу надо прибавить 1, чтобы получилось число 100 000? (99 999).

- Запишите это число. Назовите мне его.

- Проверим, так ли это. (Ответ на презентации)

2) К какому числу надо прибавить 1, чтобы получился миллион? (999 999)

- Что это за число?

- Давайте проверим. (Ответ на презентации)

3)Из какого четырехзначного числа надо вычесть 1, чтобы получилось трехзначное число? (1 000)

- Назовите это число.

- Посмотрим, так ли это. (Ответ на презентации)

 - Давайте устно с вами посчитаем. Повторим устные приемы сложения трехзначных чисел.

320+70=390,             120+120=240,

260+40=300,             605+5=610,

300+90=390,             400+250=650,

500+200=700,           715+20=735.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

- Ребята, сейчас мы с вами повторили устные приемы сложения, а теперь давайте вспомним письменные приемы сложения.

- Открываем рабочую тетрадь на странице 13 №43

Сложите трехзначные числа.

436         308         732         296

251         167         196         487

687         475         928         783

- Здесь числовые выражения  записаны уже столбиком.

- С чего начнем складывать? (Начинаем складывать с разряда единиц)

- Решаем, с комментированием.

3. Объяснение нового материала.

- Мы сейчас с вами складывали трехзначные числа. Ребята, а посмотрите на доску, здесь записано числовое выражение с многозначными числами:

296 375 + 38 007

- А как же здесь быть? Как посчитать? (Точно также как трехзначные, столбиком)

- А как будем подписывать эти числа? (Класс под классом, разряд под разрядом).

- Хорошо, давайте вместе со мной сложим эти два числа.

- Подписываем числа друг под другом.

- Смотрим,  во втором числе в классе тысяч какой разряд отсутствует? (Отсутствует разряд сотен тысяч)

- Значит, начинаем подписывать второе число под разрядом десятков тысяч, так как разряда сотен тысяч у нас нет.

296 375

  38 007

334 382

- Не забываем о том, что в классе единиц всегда должно быть 3 разряда, проверьте.

- Давайте посчитаем, с чего начинаем складывать? (С класса единиц, с разряда единиц)

5+7=12, 2 записываем под единицами, 1 запоминаем; 7+0 и ещё 1 получаем 8, записываем под десятками; 3+0 = 3, записываем под сотнями; Переходим к классу тысяч, складываем единицы тысяч 6+8=14, 4 пишем под единицами, 1 запоминаем; 9+3 и ещё 1 получим 13, 3 записываем под десятками, 1 переходит в следующий разряд; 2+1+3, записываем 3 под сотнями.

- Прочитайте ответ. (334 382)

- Так как же нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно).

- Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом).

-  С какого класса начинаем складывать? (С класса единиц)

- С какого разряда? (С разряда единиц).

- Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Какова тема нашего урока? (Мы будем складывать многозначные числа)

- Совершенно верно, тема нашего урока «Сложение многозначных чисел».

4. Первичное закрепление нового материала.

- Открывайте учебник на странице 27 №91. Выполняем это задание, читаем и находим сумму чисел.

Найди сумму чисел.

68 305 и 9 286             673 и 12 869

18 000 и 6 375             1 480 и 260 387

306 250 и 18 998         458 207 и 207 954

- Как будем решать? (Столбиком, записывая разряд под разрядом, класс под классом)

- С какого разряда начнем складывать? (С самого младшего разряда, разряда единиц, с класса единиц).

68 305     18 000      306 250          673          1 480       458 207

  9 286       6 375        18 998     12 869      260 387       207 954

77 591     24 375      325 248     13 552      261 867       666 161

- Ребята, давайте сделаем вывод, так как нам сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, столбиком, поразрядно).

- Как будем записывать числа? (Класс под классом, разряды под разрядом).

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз: Ребята, закройте глаза, я считаю до десяти, теперь откройте; посмотрите только глазами направо, налево, вниз, теперь нарисуйте глазами восьмерку. – Продолжаем работать.

6. Самостоятельная работа.

- А сейчас вы работаете самостоятельно. Открываем рабочую тетрадь на странице 13 №45. – Вам надо найти значения числовых выражений.

- 1-ый вариант выполняет первые два столбика, 2-ой вариант – вторые два столбика.

Будьте внимательны, потом проверим.

Выполните сложение.

48 356      209 366        2 874            687

12 974          1 793      19 057       29 630

61 330      211 159      21 931       30 317

- Проверяем ответы. Называете только результат.

7. Задача.

- Ребята, но ведь многозначные числа встречаются у нас не только в числовых выражениях, они могут встретиться и в задачах.

- Давайте сейчас с  вами решим задачу, послушайте ее внимательно:

Вулкан Везувий на Апеннинах расположен на высоте 1 277 м над уровнем моря. Вулкан Этна в Сицилии на 2 063 м выше Везувия, а вулкан Толима  выше вулкана Этна на 1 875 м. Чему равна высота вулкана Толима над уровнем моря?

- О чем идет речь в задаче? (О вулканах)

- О каких вулканах? (О Везувие, Этна и Толима)

- Что вы о них знаете, где они находятся?

- Посмотрите на доску.

-  Везу́вий — единственный действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Входит в Апеннинскую горную систему.

- Э́тна  - действующий вулкан, расположенный на восточном побережье Сицилии. На арабском языке Этна называется «Гора огня». Этна — наиболее высокий действующий вулкан в Европе. Следует заметить, что высота Этны меняется от извержения к извержению.

- Толима находится в Южной Америке, он действующий, достигает огромной высоты, так как горы, на которых он расположен, сами поднимаются высоко над уровнем моря.

(рисунки с изображением вулканов)

- Давайте решать задачу. Запишем условие:

- Какие слова выпишем для краткого условия?

В. – 1 277 м.,

Эт - ? м, на 2 063 м. выше

Т.- ? м, на 1875 м. выше

- Какой главный вопрос в задаче? (Какова высота вулкана Толима?)

- Обведем его в овал.

- Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (Нет, потому что мы не знаем ответа на первый вопрос)

- Каким арифметическим действием будем отвечать на первый вопрос? (Сложением)

- Записываем первое действие.

- Как будем считать? (столбиком)

- Записываем столбиком, класс под классом, разряд под разрядом.

1)  1 277

     2 063

     3 340

- С какого класса начинаем считать? (С класса единиц)

- С какого разряда? (С разряда единиц)

- Что запишем в наименовании? (Высота вулкана Этна)

- Теперь  мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Каким арифметическим действием? (сложением)

- Что с чем будем складывать? (3 340 и 1875)

- Записываем второе действие.

2)   3 340

      1 875

      5 215

- С чего начинаем складывать? (с класса единиц, с разряда единиц)

- Как запишем ответ? Прочитаем еще раз вопрос задачи. (Высота вулкана Толима 5 215 метров). - Записываем ответ.

8. Итог урока.

- Ребята, чему новому вы сегодня научились на уроке? (Сложению многозначных чисел).

- Как сложить два многозначных числа? (Точно также как и трехзначные числа, поразрядно)

- Как записываем числа? (класс под классом, разряд под разрядом).

- С какого разряда начинаем складывать? (с разряда единиц).

- С какого класса? (с класса единиц).

9. Домашнее задание.

Уч. с.28 № 97, р.т. с.13 №45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями....

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Интегрированный урок (математика + окружающий мир) в 4 классе по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"...

Конспект урока математики в 4 классе. Умножение и деление многозначных чисел

Урок повторения и закрепления темы: Умножение и деление многозначных чисел. Используется краеведческий материал, статистические данные района. УМК "Школа России"...

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел".

Памятка "Запись многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел"....

Конспект урока математики "Нумерация многозначных чисел. Чтение многозначных чисел" 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний   (ОНЗ).Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».Тема: «Нумерация многозначных чисел.  Чтение...