Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Акимова Любовь Николаевна

Конспект урока по математике в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogougolniki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Многоугольники.

Цель: расширить дошкольные представления детей о многоугольниках, сформировать представление о прямом угле, познакомить детей с многоугольником и его элементами (углы, вершины, стороны); всю работу провести на основе исследований и практической работы; развивать наглядно-образное и логическое мышление; воспитывать стремление к точности и аккуратности.

Ход урока:

I Организационный момент

II Сообщение темы и цели урока

- Сегодня, ребята, мы продолжаем необычное путешествие в страну Геометрию. В этот сказочный рейс нас повезет знакомый нам поезд. Билеты достанутся сегодня тем туристам, которые смогут быстро решить цепочку примеров.

1

+1          +1

1

 +1            –1           +1

1

 +1            –1           +1           +1           –1            –1

2

 +1            +1           –1           –1            +2

2

 +1            +1           –1           +2

II Повторение изученного о числах

- Работа с рядом чисел 1-5

а) счет в прямом направлении

б) счет в обратном направлении

в) Что происходит с числами, считая справа налево?

г) Что происходит с числами, считая слева направо?

д) назвать числа на 1>5, на 1<5.

III Повторение изученного геометрического материала

- Итак, в дорогу, друзья-туристы. Но поезд не трогается с места. Попробуем узнать у начальника поезда Знайки, в чем дело. Он советует свернуть маршрутные листы и выполнить в них несколько заданий из повторения.

1. Выполняется задание в маршрутных листах

- Найдите на чертеже похожие линии.

- Обведите линии каждой группы одним цветом.

- Что знаете про прямую линию?

Задание успешно выполнено, и поезд трогается с мета.

2. Из первого вагона видна такая картина

- Что это такое?

- Что вы знаете об отрезке?

- Учитель ставит в середине (.)

- Сколько здесь отрезков?

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли точки погулять

Друг резинка выбегает

И одну из них стирает.

Что тут делать? Как тут быть?

Как названья раздарить?

          Отрезок                       Луч

IV Практическая работа

- Выполнить модели отрезка и луча из палочек и пластилина

- Чем отличается отрезок от луча?

V Закрепление изученного материала

Выполняется задание в маршрутном листе.

- Обвести рамки чертежей, на которых отрезки начерчены верно

- Из 2 вагона видна картина

- Что нарисовано между двумя лучами?

VII Знакомство с новым материалом

- Ребята, а вы узнали, кто сегодня к нам на урок пришел. Конечно, это точка-мастерица рассказывать геометрические сказки. Вы помните, на чем остановились в последний раз? (Ножницы разрезали прямую на отрезок и несколько лучей). Хотите продолжение сказки?

- Значит, из прямой вот что получилось: мой отрезок, - сказала Точка, - и два луча. А прямой не стало. Ножницы, миленькие, сделайте, пожалуйста, прямую снова. Нет, сказали ножницы, здесь тебе поможет мой друг, Циркуль. Как это? – удивилась точка. – А вот давай посмотрим. Циркуль подтянул лучи друг другу и вот что получилось, соединил их концами. Да, - воскликнула точка, это не прямая. Здесь прямо не пройдешь, придется поворачивать.

- Что же это такое? Как называется?

- Это угол, - сказал Циркуль.

- Угол, угол – несколько раз повторила Точка.

Правило

Два луча исходящих из одной начальной точки, образуют угол

- Циркуль, а как называется то место, где соединяются лучи?

- Догадайся сама! Куда идет турист-скалолаз?

- На вершину, вверх. Это называется вершина. Развернем треугольник так, чтобы скалолаз поочередно двигался к каждой вершине.

- Сколько всего вершин у треугольника?

От вершины по лучу,

Словно с горки покачу.

Только луч теперь «она» -

Он зовется сторона.

- Сколько сторон  треугольника, сколько углов?

VII Практическая работа

1) – Взять лист бумаги, дважды сложить пополам (уголком), сравнить путем наложения друг на друга.

Вывод: Все углы равны независимо от того, в каком направлении мы перегибали листы. Полученный угол называется прямым.

2) Углы на чертеже имеют имена

        А

  О

        М        К

- Слово угол в математике заменяют значком <.

3) Ребята, углы бывают разные.

- Найдите на чертеже прямой угол.

- Как он называется?

- Что вы можете сказать о двух других < ?

- <, меньше прямого, называется острым

- <, больше прямого, называется тупым

- С помощью угольника находим прямые, острые и тупые углы.

VIII Практическая работа

- Определение прямых углов у четырехугольников: прямоугольника и квадрата.

- Что вы можете сказать об углах всех этих фигур?

IX Сказка. Полезный прямоугольник

- Прямоугольники бывают разные «толстые», «тонкие», «хмурые» и «веселые». Посмотрите вокруг! Каких только нет геометрических фигур! И все они полезные, играют важную роль в человеческой деятельности. Об этом и рассказывается в истории, которая произошла с прямоугольником и квадратом.

Полезный прямоугольник

Прямоугольник все время завидовал Квадрату.

- Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост,  то стану длинным и узким. Вот таким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким.

- А ты всегда останешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к квадрату. И стоя, и сидя, и лежа!

- Да уже, - с гордостью говорил важный квадрат. У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, то блин-блином.

И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

- Все эти фигуры многоугольники.

- Назови многоугольники с меньшим числом углов.

- Ты узнаешь их название? Это треугольники:

- Почему их так назвали?

- Какие названия дашь другим многоугольникам на рисунке? Почему?

Работа с учебником

3. Работа в маршрутном листе

             2 .        2 .        . 3              2 .                . 3

                    . 4

1 .        . 3        1 .        . 4           1 .

        5 .

- Дать названия многоугольникам

X Получение многоугольников

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал спрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я – Квадрат!»

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!»

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он, нет Квадрата,

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

- Что у нас получилось?

- Сколько у фигуры углов? Сторон?

- Какое название  дадите этой фигуре?

XI Знакомство с свойствами квадрата

- Поезд подошел к морю. Как вы думаете переправиться через него? Лодку построить занятие трудоемкое и отнимает много времени. Что будем строить? Плоты! А из чего узнаете, отгадав геометрическую загадку:

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины

Вам его представить рад:

А зовут его… квадрат

Квадрат в дорогу собирается

И брата он с собой зовет

Чтоб в путешествие отправиться

Давай с тобой построим плот!

- Возьмем 6 маленьких квадратов и сконструируем из них плоты.

- У всех плоты получились разные.

- Как вы думаете, на каком плоту поместятся больше всего туристов?

- Почему?

XII Обобщение

- Мы подошли к городу Геометрии. Вход зашифрован. Разгадав его и продолжив ряд чисел, мы узнаем код.

        1   2   3

- Мы вошли в город Геометрию. Жители этого города рады вам и благодарят вас за дружбу и хорошие  ответы. Они дарят вам транспортиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация № 7 - "Многоугольники"

Материал для программы....

Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")

Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....

Урок "Точка. Линии. Углы. Многоугольники"

Данный урок проводится во 2 классе по предмету по выбору "Занимательная математика"....

Урок - проект по математике "Конструирование. Периметр и площадь многоугольника" 3 класс

Конспект + презентация.Цель: : создать занимательный геометрический материал для учащихся 1-х классов на уроках математики; закреплять умение находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника, п...

4 класс.Понятие периметр и способ нахождения периметра многоугольника

Формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, развитие познавательных процессов, формирование умения ориентироваться на плоскости листа....

Определение площади многоугольника

Математика. Тема: Определение площади многоугольника.   Цели: Специальные : -выделение существенных признаков прямоугольника и квадрата; - учить находить границы площади фигур; - р...

урок математики во 2-ом классе. ПЕриметр многоугольника

на уроке дети закрепляют изученный материал в игроой форме, задания прелагаются выполнить не только учителм, но и сказочными персонажами, которые присылают свои звуковые послания. Все задания проверяю...