Развитие познавательных способностей
методическая разработка по математике по теме

 

Развитие познавательных способностей на уроках математики

 

1. Теоретическая часть

 

        Основная цель данной разработки – это создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора детей младшего школьного возраста.

        Основное содержание математики в начальных классах представлено несколькими различными блоками: арифметический, алгебраический, геометрический, а также блоком содержательно-логических задач и заданий.

         Первые три блока – являются основными носителями математического курса, так как именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов, тем и разделов. Четвертый блок в содержательном плане выстраивается на базе трех первых блоков и представляет собой систему содержательно – логических задач и  упражнений, направленных на развитие познавательных способностей детей, основой чего служит развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важным являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

          Главная особенность- это направленность не только на то, чтобы дать школьникам числовую грамотность, но и на то, чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмете математика.

        Таким образом, основными компонентами математического образования являются:

q  Числовая грамотность учащихся, знакомство с элементами алгебры (буквенная символика, обобщения высокого уровня абстракции), начальные геометрические представления, знакомство и практическая работа с величинами, единицами измерения некоторых величин (длина, масса, площадь, время), изучение соотношений между различными единицами величин;

q  Целенаправленное развитие познавательных процессов и базирующее на нем начальное математическое развитие, включающее в себя умения наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, распространять на более широкую область математических закономерностей установленные свойства, проводить классификацию объектов, понятий и др. по заданному принципу, развитие способностей к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;        

 

Содержательно – логические задачи и задания, основанные на математическом содержании и направленные на развитие познавательных процессов у школьников:

 

Внимания:определение правильных ходов в обычных лабиринтах, выбор из них самого короткого; продвижение по лабиринтам, построенным по принципу «дерева решений», в том числе графическим и арифметическим; самостоятельное составление «писем» (графических и арифметических) к лабиринтам, составление лабиринтов;

 

Воображения:задания на подсчет общего числа изображения одной и той же фигуры, заданной своим контуром, при многочисленных взаимных пересечениях этих контуров; деление фигуры на части по заданным условиям; составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; преобразование фигур по заданным параметрам; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на дополнение заданной фигуры или объекта до целого с использованием предложенных частей; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т. п.);

 

 

Памяти:зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания, направленные на запоминание, прочное овладение математической терминологией и символикой, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического;

 

Мышления:простейший анализ сначала с практическим, а затем мысленным расчленением объекта на составные элементы; задания на сравнение предметов с указанием их свойства и различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки с последующим распространением используемой закономерности или свойства на более широкий класс объектов; на выявление закономерности с ее последующим использованием для выполнения заданий; на формулировку умозаключения  из двух условий, связывающих определенным отношением три объекта; на проведение классификации предметов, чисел, числовых выражений, величин, текстовых задач, геометрических фигур и др. по заданному или найденному принципу классификации; задачи комбинаторного характера, логические задачи, требующие построения цепочки рассуждений;

 

Для реализации блока содержательно – логических задач и заданий используются  в традиционной системе специальные альбомы с печатной основой, методические рекомендации к ним.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Занятие кружка в 1 классе по теме: «Развитие познавательных способностей».

Своей важной и необходимой задачей во внеурочной деятельности я считаю развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание и привитие у них любви к знаниям, интереса к интеллектуально-по...

Программа факультативого курса «Развитие познавательных способностей»

Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников включает в себя умения: наблюдать и срав¬нивать; замечать общее в различном; отличать главное от второстепенного; находить законом...

Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.

Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...