Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»
статья по математике (2 класс) по теме

Колесникова Наталья Владимировна

 

На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по  следующим  направлениям:

·         пространственный анализ  и  синтез;

·         счёт  и  математические  операции;

·         последовательность  чисел, математические  знаки, термины, понятия;

·         зрительные представления  геометрических   фигур;

·         логические  мыслительные  операции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  С  УГЛУБЛЁННЫМ    ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ  №3

Методическое  объединение  воспитателей  ГПД

Доклад

 «Развитие  математических  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста  в  ГПД»

 

                                             Воспитатель  ГПД

         МОУ  СОШ  УИП  №3

        Колесникова  Наталья  Владимировна        

г.  Лабытнанги

2010 г.

  С  древнейших  времён  известно, что  математика  учит  нас  правильно  и  последовательно  мыслить, логически  рассуждать.

   Кто  с  детских  лет  занимается  математикой, тот  развивает  свой  ум  и  внимание, воспитывает  волю  и  настойчивость. А  эти  качества  нужны  всем  без  исключения: и  врачу, и  артисту, и  учителю, и  художнику.

   На  занятиях  в  ГПД  развиваю  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по  следующим  направлениям:

  1. пространственный анализ  и  синтез;
  2. счёт  и  математические  операции;
  3. последовательность  чисел, математические  знаки, термины, понятия;
  4. зрительные представления  геометрических   фигур;
  5. логические  мыслительные  операции.

Пространственный  анализ  и  синтез.

    Сформированность  пространственных  представлений, пространственного  анализа  и  синтеза, пространственного  мышления  имеет  первоочередное  значение  для  успешного  овладения  ребёнком  математикой (Лурия А. Р.,1973, Семаго  Н. Я., 2007; Сунцова  А. В., Курдюкова С., В., 2008).

     Упражнения  и  игры,  которые  помогут  ребёнку  сформировать  пространственные  представления, научат  планировать  свои  действия, побудят  его  рассуждать, анализировать  и  прогнозировать:

  1. «Ход  конём»
  2. «Бумажный  тир»
  3. «Квадратики»
  4. «Графический  диктант»
  5. «Муха  и  оса»
  6. «Крестики – нолики»
  7. «Красочные  квадраты»
  8. «Гексамино»
  9. «Бридж-ит»
  10. «Футбол»
  11. «Кто  живёт  по  адресу»
  12. «Четыре  цвета»

«Ход  конём»

Такая  игра  развивает  пространственные  представления, прогностическую  функцию  мышления, концентрацию  внимания.

Материалы:  лист  бумаги  с  игральным  полем.

Количество  играющих:  2  человека.

Возраст  играющих: от  7  лет  и  старше.

Правила  игры:  на  листке  в  клеточку  чертится  квадрат  со  сторонами  5  на  5  клеток ( в  дальнейшем  можно  чертить квадрат  6  на  6, 7 на  7  и т.д.). Начинающий  игру  ставит  в  любой  клеточке  цифру  1. Соперник  должен  поставить  цифру  2, «сходив  конём»»  от  клеточки  с  единицей.( Если  ребёнок  не  знает, как  ходит  шахматный  конь, перед  началом  игры  надо  нарисовать  и  объяснить  ему  все  возможные  варианты  ходов). Далее  начинавший  игру  делает  ход  уже  от  цифры  2. Игра  продолжается  до  тех  пор, пока  кто-то не  окажется  без  возможности  хода. Выиграет  тот, кто  поставил  последнюю  цифру.  

   Вариант  заполненного  поля  на  рисунке (выиграл  игрок, поставивший  число   13).

9

12

5

2

7

8

11

4

13

10

3

6

1

«Муха   и  оса»

 Эта  игра  развивает пространственные  представления, концентрацию  внимания.

Материалы: лист  бумаги  с  игральным  полем.

Количество  играющих:  2  человека.

Возраст  играющих: от   7  лет  и  старше.

Правила  игры:  на  поле  в  36  клеток, где  каждая  клетка  имеет  свои  координаты (а1, б2, в3 и т.д.), «муха» и  «оса»  могут  шагать  вверх, вниз, вправо  или  влево.  Каждый  шаг – это  одна  клетка. Ведущий  задаёт движение поочерёдно  для  «мухи»  и  «осы», называя  координаты  их  перемещений, ребёнок  визуально  представляет  себе  их  путь, рисовать  и  следить  пальчиком  по  листку  нельзя. Как  только  ведущий  назовёт  несуществующие  координаты ( например:а7  или ж2), куда  якобы  переместилась  «муха»  или  «оса», ребёнок  должен  хлопнуть  по  листку, тем  самым  «поймав»  насекомое, вылетевшее  за  пределы  игрального  поля. Если  ребёнок  отвлёкся  и  не  успел  вовремя  хлопнуть, то насекомое  улетает  на  волю.  В  конце  игры  подсчитывается  количество  пойманных  и  улетевших  насекомых.

        А        Б         В        Г        Д                Е

Счёт  и  математические  операции.

 Счётные  операции  требуют  от  ребёнка  устойчивости, высокой  избирательности  и  подвижности  процессов  памяти, внимания  и  мышления.

 На  занятиях  ГПД  использую  игры, которые  помогают  ребятам  закрепить  навыки  счёта, знание  последовательности  чисел, развивают  быструю  реакцию, произвольное  внимание  и  контроль.

  1. «Летающий  пример»
  2. «Уборка  цифр»
  3. «Числовые  домики»
  4. «Разрезанные  цифры»

«Разрезанные  цифры»

 Игра  закрепляет  зрительные  образы  цифр.

Материалы: вырезанные  из  цветного  картона  цифры  от  0  до 9, которые  следует  разрезать  на  две  или  три  части.  У  каждой  цифры – свой  цвет. Усложнить  игру  можно, сделав  все   цифры  одного  цвета.  (Количество  комплектов  разрезанных  цифр  соответствует количеству  игроков).

Количество  играющих: 1  человек  и  больше.

Возраст  играющих: от  5  лет  и  старше.

Правила  игры: перед  каждым  играющим  выкладываются  все  детали  разрезанных  цифр. По  команде  «Начали!»  дети  должны  собрать  все  цифры   и  разложить  их  по  порядку.  Выигрывает  тот, кто  справился  первым.

«Летающий  пример»

 Эта  игра  тренирует  навыки  счёта  в  уме  и  моторную  координацию.

Материалы: мяч.

Количество  играющих: от  2  человек  и  больше.

Возраст  играющих: любой (дети, умеющие  считать).

Правила  игры: начинающий  кидает  другому  игроку  мяч  и  произносит  любой  пример, допустим «3+5». Игрок, поймавший  мяч, должен  назвать  ответ, это  число «8» и  придумать  любой  пример  с   этим  числом, например: «8-6», передав  мяч  следующему  игроку. Сложность  примеров  может  варьироваться  в  зависимости  от  возраста  играющих. Детям  постарше  можно  задавать  примеры  на  умножение, деление. Называть  ответ  нужно  как  можно  быстрее. Ошибающийся  или  затягивающий  с  ответом  игрок  выбывает  из  игры  (или  получает  штрафное  очко). Выигрывает  тот, кто ни  разу  не  ошибся  и  не  получил  штрафных  очков.

Последовательность  чисел, математические  знаки, термины  и  понятия.

   В  этой  главе  предлагаю  задания, которые  в  игровой  форме  помогают  понять  и  закрепить  знание  последовательности  чисел, развить  зрительное  и  слухоречевое  восприятие  и  память, научат  быть  внимательными  и  рассуждать.

  1. «Путешествие  по  математике»
  2. «Цифровые  прятки»
  3. «Один  орёл»
  4. «Борьба  за  числа»
  5. «Расставь  знаки»
  6. «Запретные  числа»
  7. «Ой! Ай!»
  8. «Угадай-ка»

«Один  орёл»

 Данная  игра  закрепляет  знание  порядкового  счёта, тренирует  внимание, слухоречевую  память, развивает  сообразительность.

  Материал: игра  не  требует  специального  материала.

 Количество  играющих:  от   6  лет  и  старше.

 Правила  игры: начинающий  игру  произносит  фразу:  «Один  орёл», эту  фразу  повторяет  следующий  игрок  и  добавляет  к  ней  фразу, подразумевающую  два  предмета.  Обязательное  условие:   слова  должны  начинаться   с  одной  буквы  (например: «Два  дерева» ). Следующий  игрок повторяет  уже  две  фразы  и  добавляет  третью.  Так  порядковый  счёт  предметов  передаётся  по  кругу. Вот  пример  фразы  со  счётом  до  10-ти: «Один   орёл, два  дерева, три  тарелки, четыре  чёрточки, пять  пирожков, шесть  шариков, семь  скамеек, восемь  варежек, девять  дорог, десять  домов…». Игрок, допустивший  ошибку, выбывает  из  игры. Побеждает  последний  оставшийся  в   игре  участник.  

«Цифровые  прятки»

Такая  игра  закрепляет  знание  порядкового  счёта  и  развивает  зрительную  память.

Материал:  карточки  с  цифрами.

Количество  играющих: от  1  до  5  человек.

Возраст  играющих: от  6  лет  и  старше.

 

Правила  игры: для  детей  6  лет  понадобятся  карточки  с  числами  от  1 до 10, для  детей  постарше – до  15, 20 (но  не  больше  25 – 30).  Ведущий  раскладывает  карточки  перед  играющими  рубашками  кверху  и  даёт  инструкцию: «Сейчас  нам  предстоит  рассекретить  спрятавшиеся  от  нас  цифры  от 1 до  10 (15 и т.д.)  по  порядку. За  один  ход  каждый  может  открывать  только  одну  карточку, и  вначале  нам  надо  найти  цифру  1. Наверное, мы найдём  её  не  сразу, и  все  другие  цифры, которые  будут  попадаться  нам, мы  будем  запоминать!  Ведь  когда  мы  дойдём  до  них  в  счёте,  надо  будет  вспомнить, где  они  прячутся. Тот,  кто  найдёт  цифру  1, имеет  право  ещё  одного  хода,  только  теперь  уже  будем  искать  цифру 2, и  так  далее. Если  нужная  цифра  не  находится, значит,  право  хода  переходит  к  следующему  игроку,  а  все  открытые  карточки  закрываются, и  игрок  открывает  их заново  по  порядку». Выигрывает  тот, кто  вспомнит  и  без  ошибок  откроет  последовательно  все  карточки.

Зрительные   представления  геометрических   фигур.

 Полезными  для  развития  пространственного  мышления,  комбинаторных  способностей, знания  и  закрепления  зрительного  образа  и  свойств  геометрических  фигур  будут  собирание  различных  конструкторов, пазлов,  мозаик,  разглядывание  окружающих  предметов  и  сравнение  их  с  фигурами.  Предлагаю  упражнения,  которые  помогут  развитию  зрительных  представлений  геометрических  фигур.

  1. «Треугольники»
  2. «Правда  или  нет?»
  3. «Собери  фигуры»
  4. «Геометрический  шифр»
  5. «Логические  таблицы»
  6. «На  что  похоже?»
  7. «Цепочка»
  8. «Геометрическая  мозаика»
  9. «Волшебный  мешочек»
  10. «Геометрический  диктант»

«Треугольники»

  Эта  игра  формирует  у  ребёнка  понятие  о  треугольнике, его  составных  элементах,  закрепляет  зрительный  образ  треугольника, создаёт  элементарные навыки  черчения, развивает  зрительно-моторную  координацию.

Материал:  лист  бумаги  или  доска, на  которой  нарисовано  множество  точек.  Цветные  фломастеры  или  мелки.  

Количество  играющих:  2  человека.

Возраст  играющих:  от  7  до  12 лет.

Правила  игры:  каждый  игрок  по  очереди  соединяет  по  две  точки  так, чтобы  в  итоге  получались  треугольники.  Тот, кто  построил  последний  отрезок, в  результате  которого  получился  треугольник, помечает  его  своим  знаком  ( первая  буква  имени  или  какая-нибудь  цифра ).  При  соединении  точек  отрезками  нельзя, чтобы  они  пересекали  уже  имеющиеся  на  листе  линии  и  выделенные  области. Если  какая-либо  точка  оказалась  внутри  выделенной  области, то  в  дальнейшем  для  игры  она  использоваться  не  может.  Выигрывает  тот  игрок, у  которого  оказалось  больше  выделенных  областей  ( построенных  треугольников).

«На  что  похоже?»

  Данная  игра  формирует  понятие  о  геометрических  фигурах  и  развивает  ассоциативное  мышление.

Материал:  рисунки  геометрических  фигур, листы  бумаги  для  играющих.

Количество  играющих: от  1  человека  и  больше.

Возраст  играющих: от  5  лет  и  старше.

Правила игры: ведущий  показывает  играющим  какую-либо  геометрическую  фигуру, рассказывает  о  её  свойствах  и  даёт  задание: «Сейчас  каждый  из  вас  должен  вспомнить  и  нарисовать  как  можно  больше  предметов, которые  похожи  на  фигуру, показанную  мной, и  имеют  точно  такую  же  форму. Выиграет  тот, кто  больше  нарисует  таких  предметов».

«Волшебный  мешочек»

  С  помощью  тактильного  восприятия  в  этой  игре  у  ребёнка  формируются такие  понятия,  как  «форма»  и  «размер» предмета.

Материал:  мешочек  с  различными  объёмными  геометрическими  фигурами, выполненными  из  дерева. Количество  предметов  от  5  до  12  ( в  зависимости  от  возраста  ребёнка).

Количество  играющих:  от  1  до  5  человек.

Возраст  играющих:  от  5  до  12  лет.

Правила  игры: Ребёнку  предлагается  на  ощупь  определить, какой  предмет  находится  в  мешочке.  Если  ребёнок затрудняется  назвать  предмет, то  ему  можно  предложить  просто  описать  его, а  другие  игроки  помогают  угадать  название.  Правильно  описанный  предмет  ребёнок  вытаскивает  и  берёт  себе.  В  конце  игры  каждый  подсчитывает, сколько  у  него  фигур, и  определяется  победитель.

Логические  мыслительные  операции.

  На  ранних этапах  развития  мышление  носит  развёрнутый, наглядно-действенный  характер  и  опирается  на  внешние  материальные  средства,  далее  оно  осуществляется  в  виде  развёрнутой  громкой  речи, и  постепенно, по  мере  развития  «внутренней»  речи, оно  сворачивается  и  принимает  характер  сокращённого  умственного  действия. «Подтолкнуть»  развитие  математического  мышления  может  проговаривание  и  обсуждение  хода  всех  математических  действий  вместе  с  ребёнком, причём  начинать  лучше  с  раннего  детства:  разговаривать  с  ребёнком  обо  всём,  отвечать  на  все  его  вопросы,  рассуждать, вместе  анализировать  поступки,  ситуации,  явления  и  предметы.  Разгадывать  кроссворды,  головоломки  и  ребусы  чрезвычайно  полезно  для  развития  аналитического  и  пространственного  мышления.  Любые  игры  с  правилами  помогут  ребёнку  понимать,  удерживать  и  следовать  инструкции,  разовьют  произвольный  контроль.

  В  своей  работе  использую  игровые  методы  развития  логических  мыслительных  операций, которые  помогают  овладеть  умением  следовать  правилам.  

  1. «Игра  Баше»
  2. «Записки»
  3. «Докажи»
  4. «Спраутс» (Побеги)
  5. «Магические  квадраты»

«Игра  Баше»

  Эта  игра  названа  именем  французского  математика  и  поэта  Баше  де  Мезириака, развивает  аналитические  способности  и  счётные  операции.

Материалы:  любые  однородные  предметы  ( камешки, спички, пуговицы  и т.д.).

Количество  играющих:  2  человека.

Возраст  играющих:  7  лет  и  старше.

Правила  игры: ведущий  даёт  следующую  инструкцию:  «Перед  нами лежат  камешки,  мы  с  тобой  будем  брать  их  по  очереди.  За  один  ход  можно  взять  один  или  два  камешка. Выигрывает тот, кто  забирает  последний  камешек». Целью  игры  является  открытие  выигрышной  стратегии  ребёнком.  Чтобы  всегда  выигрывать, нужно  знать  «проигрышные  числа»: 3,6,9,12,15  и т.д.  Это  значит,  что  если  на  столе  лежит  такое  количество  камешков,  надо  отдать  первый  ход сопернику  и  в  процессе  игры  оставлять  ему  каждый  раз  «проигрышное»  количество  камней. Если  же  на  столе  лежит  не  «проигрышное»  число  камней, то  надо  ходить  первым  и  сразу  же  оставлять  сопернику  «проигрышное»  количество  камней.  Таким  образом, выигрыш  всегда  предопределён  тем, кто  ходит  первым  и  сколько  камешков  лежит  на  столе  в  начале  игры.

  Таким  образом,  дети  учатся  мыслить, и  мыслить  с  удовольствием, потому  что  именно  любовь  к  предмету и  способности  к  нему  даёт  игровая  форма  обучения.

  Все  положительные  изменения  в  успеваемости  детей  объясняются  взаимодействием  игр. В  ходе  занятий  повышается  произвольное  внимание  и  память, улучшается  мелкая  моторика  рук,  формируются  зрительно-пространственные  функции  и  логическое  мышление, что  не  только  позитивно  влияет  на  преодоление  разных  механизмов  математического  мышления, но  и  положительно  влияет  на  успеваемость  по  всем  предметам, поведение  и  желание  учиться.

Литература.

Соболева  А. Е., Печак  Е. Е.  Математика.  Считаем  уверенно. - М., «Эксмо», 2009.

Акимова  С.  Занимательная  математика. – Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.