Урок математики по теме "Увеличилось или уменьшилось". 1 класс
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

 

Урок разработан в соответствии с учебной  программой по математике УМК «Планета знаний» для учащихся 1 класса.

На этапе актуализации знаний предлагаю задания развивающего характера, требующие от детей активной мыслительной деятельности, наряду с повторением уже изученного материала, необходимого для работы над новой темой.

Для открытия новых знаний использую метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт детей.

Первичное закрепление осуществляю через комментирование, проговаривание вслух.  При самостоятельной  работе я всегда использую приём взаимопомощи.

При подготовке к уроку использую данные психологической диагностики. Для снятия напряжения провожу физминутку.

На уроке применяю деятельностный метод, коллективный диалог, подводящий диалог, работу с рабочей тетрадью. Урок динамичен, благодаря использованию различных форм и методов, занимательного материала, что  позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего времени.

Форма обучения – классно-урочная, работа в парах.

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока:  Увеличилось или уменьшилось.

Цель урока: дать представление о выборе арифметического действия в соответствии со смыслом задания.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 10; упражнять в увеличении и уменьшении числа в пределах 10; упражнять в умении читать математические выражения разными способами: увеличить на.., уменьшить на…, найти сумму чисел, найти разность чисел.
  2.  Развивать  умение детей ориентироваться в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
  3. Воспитывать толерантное отношение  друг другу; прививать интерес к урокам математики.

План урока:

  1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Физминутка.
  5. Работа над новым материалом.
  6. Закрепление изученного.
  7. Итог урока. Рефлексия.

Конспект урока

  1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

(Слайд №1)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

  1. Постановка темы и целей урока.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это… (математика) (Слайд №2)

- Скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения)

– Урок у нас сегодня необычный!

Мы в лес за наукой сегодня пойдем.

 Смекалку, фантазию нашу возьмем.

 Дорогой с пути никуда не свернем.

– Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке, а по какой, выузнаете если  отгадаете  загадку сами.

Перед волком не дрожал,

 От медведя убежал,

 А лисице на зубок

 Все ж попался… (колобок)   (Слайд №3)

– Да, это русская народная сказка “Колобок”.

- Ребята, какие русские народные сказки вы знаете еще? («Репка», «Лисичка – Сестричка и Серый Волк», «Теремок»)

  1. Актуализация знаний

а) - Ребята, на какую геометрическую фигуру похож наш колобок? (на круг). Попробуйте сложить колобка из деталей,  которые находятся у вас на партах.

 (Учащиеся складывают в парах колобка из деталей-пазлов)

- Молодцы! С заданием вы справились и оказались в сказке… (Колобок)
- Вспомним начало сказки. («Жили-были старик со старухой. Вот и просит

старик: - Испеки мне, старуха, колобок. (Слайд №4) Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться.) (Слайд №5)

- Прослышал колобок о том, что есть такой дом, в котором можно научиться читать, считать, писать, много полезного узнать.  А как называется такой дом? (школа)
- И вот решил Колобок  отправиться в школу. Соскочил он  с подоконника и покатился по дорожке в математический лес.
(Слайд №6)

Побежал он по дорожке,

Погулять решил немножко.

Долго ль, мало ли бежал,

И вдруг зайца повстречал.

Говорит ему косой:

 “Ну-ка, не спеши, постой!

Я сейчас  тебя  ведь съем”. (Слайд №7)

Колобок: Не ешь меня, Заяц, лучше подскажи дорогу  до школы.

Заяц: Выполни, Колобок, мои задания, а то я тебя съем.

- Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Заяц может съесть его.

ЗаданияЗайца:

-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Сколько орехов в пустом стакане?
(нуль)
 - Если съесть одну сливу, что останется? (к
осточки)
 - У кого больше лап: у утки или утенка? (
одинаково, по две)
- Сколько хвостов у трех котов? (3) (Слайд №8)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)  
(Слайд №9)

- На березе росло 4 яблоко, 2 упало, сколько осталось? (на березе яблоки не растут)

- Вспомните правило сравнения числа и выражения, поставьте  знаки «>», «<» или «=». (Чем ближе число к 0, тем оно меньше. Чем дальше число от 0, тем оно больше. Любое число больше всех предыдущих и меньше всех последующих)

 (Слайд №10)

 4….3               2….9               5 + 1…6

                        5….8               7….7               4 - 2….3

 (Число 4 больше, чем число 3, так как 4 на числовом луче находится дальше от 0, чем число 3;
число 5 меньше, чем число 8, так как 5 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 8;
число 2 меньше, чем число 9, так как 2 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 9;
число 7 равно числу 7, так как это два одинаковых числа;

сумма 5 и 1 равна 6; число 6 равно числу 6, так как это два одинаковых числа;

разность 4 и 2 равна 2; число 2 меньше, чем число 3, так как 2 на числовом луче находится ближе к 0, чем число 8;)

-Молодцы, Заяц показал дорогу до школы и отпустил  Колобка.

б)-Покатился дальше Колобок,

А навстречу ему Волк, (Слайд № 11)

Зубами щелк!

Преградил ему дорогу:

“Погоди, постой немного,

Колобочек, колобок

Я сейчас  тебя  ведь съем”.  

Колобок: Не ешь меня, Волк, лучше помоги до школы добраться и вопросы трудные предложи.

Волк: Ну, тогда скорей считай,

  Правильный ответ мне дай”.

Задания Волка

-Вспомните состав числа 9. (Слайд №12)

9 – это 6 и..

9 -  это 5 и…

9 – это 8 и…

9 – это 3 и…

9 – это 1 и…

9 – это 2 и…

- Решите примеры в рабочей тетради №1  «Математика» М.Г. Нефедова к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика» стр. 56 (Учащиеся выполняют 3-4 мин. самостоятельно, затем меняются тетрадями и проводят взаимопроверку в парах.)

-Молодцы, ребята! Справились с заданием волка. Волк отпустил Колобка и показал, по какой дороге нужно идти.

IV. Физминутка

- Колобок, бедняжка, устал, присел на пенёк отдохнуть.

 Утомился Колобок,

 Подрумяненный бочок.

 Утомился не на шутку,

 Надо сделать физминутку. (Слайд № 13 щелчок по колобку, начинается презентация к физкультминутке - песня «Колобок», учащиеся повторяют движение за колобком и учителем)

1.По дорожке, по тропинке,

Между сосен - прыг да скок

Очень весело, игриво

Покатился колобок.

Он от бабушки ушел,

И от дедушки ушел

Покатился, заблудился

Непослушный колобок!

 

2. Повстречался он с медведем

 На тропинке на лесной:

Мишка очень рассердился,

Топнул лапою большой!

Ты от бабушки ушел,

И от дедушки ушел:

Покатился, заблудился

Непослушный колобок!

Припев: Прыг - скок, колобок!

Вкусненький, румяненький:

Он похож на пирожок

С изюминкою маленькой.

- Вот и отдохнули вместе с колобком, сели на свои места тихо, спинки прямые – за работу. 

V.  Работа над новым материалом

- А наш Колобок дальше в путь отправился.

И пустился Колобок

По дорожке скок да скок.

Вдруг навстречу косолапый,

Преградил дорогу лапой.

Говорит ему Медведь:

 “На вопрос ты мой ответь!

А не то тебя я съем» (Слайд № 14)

Колобок: Не ешь меня, Медведь, лучше наитруднейшие задания скажи для меня, а то я в школу тороплюсь.

Задания Медведя

- Мне Мишка по секрету сказал, что он очень любит рыбу. Давайте мы для него наловим их в нашем озере. (Слайд № 15) (Один ученик выходит к доске, ему надевают кепку, он садится на стул и рыбачит с удочкой. На удочке магнитик, который вылавливает рыб. Пойманные рыбы складывает в ведро.)

- Ребята, когда Олег пришел на рыбалку, сколько у него было рыб в ведре? (0)

- А что произошло с количеством рыб в ведре, когда он немного порыбачил? (увеличилось)

- На сколько увеличилось? (на 2)

- Наш Олег  еще наловил рыб? Что теперь произошло с  количеством рыб в  ведре? (увеличилось на 3)

- Как мы запишем это выражением? (2+3=5 записывает один ученик у доски)

- Ребята, посмотрите, пока мы записывали выражение, наш медведь съел одну рыбку. Что произошло с количеством рыб в ведре? (уменьшилось на 1)

- Как мы теперь запишем это выражение? (5-1=4 второй ученик записывает на доске)

VI. Закрепление изученного

-Молодцы, справились заданием, но это еще не все. Медведь еще приготовил задачки, давайте мы их тоже решим.

  1. Я принёс  из леса 4 бочонка мёда, а потом еще 3. Сколько бочонков у меня стало? (7) (Слайд № 16, 3 щелчка для того чтоб появилось еще 3 бочонка меда)

- Какое равенство у нас получится?   Прочитайте разными способами данное выражение.

(4+3=7

-сумма 4 и 3 равна 7;

-4 плюс 3 равно 7;

-4 увеличить на 3 получится 7;

-4 прибавить 3 равно 7)

  1. Я собрал 6 корзин ягод.  Из 2-х корзин ягод сварил варенье.   Сколько корзин  с ягодами  осталось? (4) (Слайд № 17, 2 щелчка и убираются две корзины)

- Какое  равенство у нас получилось? Прочитайте разными способами данное выражение.

(6-2=4

-6 минус 2 равно 4;

-6 уменьшить на 2,  получится 4;

- из 6 вычесть 2 равно 4)

- Молодцы ребята справились заданием медведя, отпустил он нашего Колобка.

И опять пустился в путь.

На поляне в том лесу

Встретил рыжую лису. (Слайд № 18)

Говорит ему Лиса:

«Ото всех ушел ты ловко,

И от бабушки ушел,

И от дедушки ушел.

А от меня ты не уйдешь.

Ты румян, ты так хорош!

Я услышал от медведя

Что задачки ты решал

Вот реши мою задачу,

А то съем тебя иначе».

- Ребята, поможем нашему колобку?

Задания Лисы
- Решение примеров в рабочей тетради №1  «Математика» М.Г. Нефедова к учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика» стр. 56 №1,2. (задачи решаются с объяснением)

- Колобок поблагодарил Лису и покатился дальше  по дорожке. 

По пути встретился со многими лесными жителями, узнал много нового и свои знания передал другим. Преодолев все испытания на своём пути, Колобок прикатился к нам,  в школу – интернат. (Слайд №19)

- Для вас, ребята, Колобок оставил задание.

 (Слайд №20)

  1. Колобок принес с собой из леса 6 красных цветочка и 2 желтых цветочка. Какая схема подходит к нашей задаче? (ни одна не подходит)

  1. Колобок собрал по дороге 8 зеленых яблок, но два по пути съел. Какая схема подходит? (2 схема) Увеличилось или уменьшилось яблок у колобка? (уменьшилось на 2)


-Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.


VII.   Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, получилась у нас сказка? Что нового узнали? Чему научились? (уменьшать и увеличивать числа, записывать выражения)

- Как вы чувствовали себя на уроке? На партах лежат кружочки вашего настроения, покажите.

Желтый круг – легко, понравилось

Зелёный – затруднялись.

Синий – было трудно.

- Мне с вами было легко и интересно, я дарю вам желтого колобка. Наклейте его на той странице в тетради, где мы с вами сегодня работали.  Спасибо за работу. Урок окончен. (Слайд №21)

Литература:

  1. Мищенкова Л.В.  25 развивающих занятий с первоклассниками. Ярославль: Академия развития, 2007
  2. М.И. Башмакова, М.Г. Нефедова. Учебник. Математика. 1 класс. 2011г.
  3. http://nsportal.ru/sites/default/files/Urok_matematiki_v_1_klasse.doc
  4. http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_zanyatiya_po_matem.doc
  5. http://detsad-kitty.ru/engine/download.php?id=4565


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

презентация к уроку математики "Деление с остатком" 3 класс урок № 2

УМК "Школа России" презентация у уроку математики "Деление с остатком" урок №2...

Конспект урока математики Учитель: Жигилиева Е.А. Класс: 2б Тема урока: Угол. Виды углов. УМК «Школа России»

Урок «открытия» нового знания.Цель:  познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»...

Сценарий урока математики "Увеличиваем на 1, уменьшаем на 1". 1 класс

Цель: формировать математические представления о последующем и предыдущем числе, умение увеличивать число на 1, уменьшать число на 1Задачи:уточнить  термины   «следующее  чис...