Конкретный смысл действия умножения
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur1_umnozhenie.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №16

города  Альметьевска

Республики Татарстан

Конкретный смысл действия умножения

        

Автор:  Иргалиева З.Р.

учитель II квалификационной категории

2011 год

Урок математики во 2 классе разработан Иргалиевой З.Р., МАОУ СОШ №16 г.  Альметьевска по традиционной программе  «Школа России» . М.И.Моро.

Урок №1

Тип урока: ОНЗ

Тема урока:  Конкретный смысл действия  умножения.

Основные цели:

Сформировать представление о конкретном смысле действия умножения.

Способствовать ознакомлению с соответствующей математической символикой и терминологией.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогию, обобщение, сравнение.

Способствовать пониманию математических  отношений  как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе.

Демонстрационный материал:

1.Образцы для проверки заданий.

2.Лист бумаги с заданием на каждого ученика

3. Краткая запись к задаче.

4. Пособие «3000 примеров по математики».  Авторы: О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. 2 класс.2 часть)

        

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы в классе.

2. Организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности

 ( «надо»).

3.Организация деятельности учащихся по установки  тематических рамок ( «могу»).

4. Создание условия для возникновения у ученика внутренней  потребности включения в учебную деятельность ( «хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1

-Как ваше настроение?

-Начнём подготовку к уроку с гимнастики.

«Мозговая гимнастика»

Качание  головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы); дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону; пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслаблении шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»

(Упражнение активизирует структуры мозга,  обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания);  нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь):  «наденьте  шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

« Моргания»

(полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-6с,  затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на  4-6секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть  на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 раза.

-Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. А наш урок будет успешным и интересным!

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель:

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания.
  2. Зафиксировать  актуализированные способы в речи

Организация работы на этапе 2.

1. Арифметический диктант.

- Приготовьтесь писать арифметический диктант.

-Я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится 21. Какое число я задумала?

-Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?

-Я задумала число, вычла из него 6 и получила 24. Какое число я задумала?

-Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?

-Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?

-Какое число больше 9 на 7?

-Увеличьте 33 на 8.

-Найдите сумму чисел 16 и 5.

-Найдите разность чисел 82 и5.

-Кто хочет поделиться своим  результатом?

(Проверка по образцу: 7,9,30,17.55,16,41.21,77)

2.Отработка навыков быстрого счёта.

-Раз вы так хорошо умеете считать, тогда продолжим. Перед вами примеры. Каков наш следующий «шаг»?

( Будем  учиться бегло   считать)

-Я засекаю время. Начинаем!

(Отработка навыков быстрого счёта ведётся по пособию «3000 примеров по математики».  Авторы: О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. 2 класс.2 часть)

3.Вычислительные навыки.

-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?

-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.

9+4+1+4+4        5+5+5+5+5

7+7+7+20        8+7+5+8

2+2+2+2+2        32+32+32

-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?

(Незнаем)

(Проблема!)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1.Организовать восстановление выполненных операций.

2.Организовать фиксацию шага, где возникло затруднение.

3.Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами.

Организация учебного процесса на этапе 3.

-Так в чём затруднение?

(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи  сокращённого выражения)

-Что будем делать дальше?

(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)

-Какова цель нашего урока?

(Договорится о записи выражений с одинаковыми слагаемыми)

-Что же нам поможет это сделать?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1.Организовать  построение проекта выхода из затруднения.

2. Сформулировать шаги, необходимые для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на  этапе 4.

-Попробуем выполнить ещё одно задание. У каждого на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты. Что изображено на листе?

(На листе изображены точки)

-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)

-Сосчитаем  число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе. Сколько групп получилось?

(Получилось 8 групп)

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?

(По пять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

-При подсчёте видно, что удобнее  укрупнить единицу счёта   - вести счёт по 5.

-Какое выражение получается?

 5+5+5+5+5+5+5+5=40.

(   Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит,  сумма та же самая 40)

-Удобно ли так записывать?  (Нет)

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового способа в речи.

3.Оорганизовать фиксацию нового способ с помощью ролевой игры.

4.Организовать уточнение общего характера нового знака (возможность применения нового способа действий для решения всех задач данного типа)

Организация учебного процесса на этапе 5.

-Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.

-Откройте учебники на с.40. Прочитайте  правило.

-Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?

(Можно записать умножением.)

-Как обозначается знак умножение на письме?

(На письме знак умножения обозначается точкой.)

-Попробуем заменить выражения, которые мы рассматривали по  другому. Посмотрите на свои листочки и запись на них.

5+5+5+5+5+5+5+5=40

-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?

(Слагаемое 5)

-Какой знак поставим вместо знака + ?

(Знак умножения)

-Какое число запишем потом? (8)

-Почему?

(Оно обозначает  то, сколько раз по 5 мы сложили)

- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x8=40.

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведём,

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай поскорей.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1.Организовать  усвоение учащимися данного способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6.

-А сейчас  опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.

Запишем и объясним.

2+2+2+2=2x4        (по 2 взяли 4 раза)

5+5+5+5+5=5x5   (по 5 взяли 5 раз)

32+32+32=32x3   (по 32 взяли 3 раза)

-Что обозначает первое число в выражении?  (Слагаемое)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1.Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 7

-Выполним задание  №1  по учебнику на с.40. Прочитайте внимательно.

-Что нужно сделать?        

(Рассмотреть рисунок и объяснить записи.)

-Что обозначает первая запись?

5+5+5=15

( Треугольники сгруппировали по 5. Сложили группы и получили результат.)

_Что обозначает вторая запись?

5x3=15

(По 5 взяли три раза. Применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)

-Замените , если возможно, сложение умножением.

8+8+8+8=        12+12+12=

3+3+3=4=        6+6+6=

2+7+2+7=        1+2+3+4=

(Проверка по образцу)

        8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Организовать  повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения

Организация учебного процесса на этапе 8.

Работа по учебнику.

1. Задача.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.

-Прочитайте задачу про себя.

-Запишем её кратко. Что  говорится в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?

(На 1 аллее  - 12л.

На 2 аллее - ?   4 л. меньше, чем на первой.

Поставьте разные вопросы к задаче.

(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?

-Сколько лип росло на двух аллеях?

-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)

(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)

-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.

2.Решение примеров изученных видов.

Решаем самостоятельно. Проверка выполняется у доски с комментированием.

-Какой порядок действия в  решении примеров?

(Сначала выполняем действие в скобках).

        9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

1.Организовать фиксацию нового содержания.

2.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

3.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4.Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9.

-Какое открытие сделали   на уроке?

(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)

-Замените сложение умножением  63+63+63=.

-Как оцените работу всех детей на уроке?

(Мы старательно выполняли все задания. Все  работали дружно.

А можете оценить свою работу?

- Перед вами лежат солнышки с различным выражением эмоций.

1.Если вы хорошо усвоили материал, можете объяснить товарищу, то показываете солнышко. Оно вам улыбается.

2.Если были ошибки или что –то не совсем поняли, показываете задумчивое «солнышко».

-Я очень рада за вас , рада тому как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали.  Молодцы!

А домашнее задание будет такое:  для тех, кто не боится трудностей нужно составить задачу под №3,с.40. решение примеров под№6,с.40 – для всех.

                                                                 

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».

Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

Конкретный смысл действия умножения

Формирование знания конкретного смысла умножения...

конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножения" по УМК "Школа России"

Урок формирует  представление о новом арифметическом действии – умножении , раскрыть его смысл , как сложение одинаковых слагаемых.В ходе урок используется ИКТ. Основная форма работы: индивидуаль...

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ    Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕЦель:·        раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слага...

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл действия умножения)" 2 класс

Контрольная работа по теме "Умножение (конкретный смысл умножения)" 2 класс....