Разработка урока математики для 1 класса по теме "Точки и линии"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Николайчук Ольга Дмитриевна

 Данный материал содержит конспект урока математики для 1 класса по теме "Точки и линии" (программа Л.Г. Петерсон). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС-2, способствует формированию универсальных учебных действий, отвечает принципам деятельностного метода, содержит задания, позволяющие реализовать дифференцированный подход . В конспекте подробно отражены все этапы урока: организационный момент, разминка, устный счёт, введение нового материала, первичное закрепление, физминутка, связанная с темой урока, задания для работы в группах, самостоятельная работа. Урок получил высокую оценку эксперта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nikolaychuk_tochki_i_linii.docx550.43 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка

На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок" по _второму_ направлению. 
(анкету-заявку надо отправить вместе с работой).2011-2012 учебный год

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью) _Николайчук Ольга Дмитриевна_________________________________

2. Год, месяц день рождения _17.02.1977г.______________________

3. Место работы___МОБУ СОШ №37_________________________________

полный адрес: индекс 347931 город __Таганрог улица  П.Тольятти   26/4

федеральный телефонный код города__8634_телефон/факс _601-444_______

e-mail ____ mousosh37@pbox.ttn.ru________________ (указать обязательно)

4.Должность___учитель__________________________________________________

5. Педагогический стаж работы__14 лет____________________________________

6. Преподаваемый предмет__начальные     классы___________________________

7. Класс проведения урока __1___ количество детей в классе ___30_____________

8. Домашний адрес автора(полностью) индекс _347910__ город___ Таганрог _________ область_Ростовская__ федеральный телефонный код города___8634_____________ телефон_654818__ Сотовый телефон _8928-773-33-87_ Е- mail _zhukovz@gmail.com_____

(указать обязательно)

9. ФИО руководителя образовательного учреждения

Половинка  Татьяна Александровна_______________________________

телефон для связи _______601444_________ федеральный код города__8634_________ телефон_601444_____факс__601444___e-mail:__ mousosh37@pbox.ttn.ru _____

(указать обязательно)

10. Рекомендация по итогам первого этапа (занятое место) _____________

11. Название органа управления образования направившего участника на финал _________________________________________________________________

Подпись председателя жюри _____________________________ 

(расшифровка подписи, должность)_________________________________________________

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.

Подпись руководителя образовательного учреждения ____Половинка  Т.А._______

М.П. Дата заполнения_28.10.2011г._

Телефон: (499)-760-77-45    Мобильный: (901)-535-44-01   Мобильный: (910)-401-41-29 
E-mail: depobraz@mail.ru 
127422, Москва, Дмитровский проезд, 10.
 

http://www.mendeleev.upeg.net/urok/rules/rules.htm

Конкурсная работа

«Мой лучший урок»

Николайчук Ольги Дмитриевны,

учителя начальных классов

муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения средней

 общеобразовательной школы № 37

с углублённым изучением

 искусств и английского языка

г. Таганрога  

                                                                      Урок математики

                                                                     в первом классе

по теме «Точки и линии»

Т аганрог

2011 г.

Урок математики в 1 классе

Тема урока: «Точки и линии»

Целью урока является достижение следующих результатов:

  1. Предметных  - развитие умения различать точки и линии, находить в окружающей обстановке примеры замкнутых и незамкнутых линий, умения ориентироваться в пространстве;

знать нумерацию и выполнять арифметические действия в пределах 6 .

  1. Метапредметных - формирование  универсальных учебных действий:  умения ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебник, делать выводы в результате совместной работы, группировать предметы, находить общие признаки – познавательные УУД; составлять план действий по выполнению задания, проговаривать последовательность действий,  высказывать свои версии, работать по предложенному плану, выполнять проверку результата по заданному образцу – регулятивные УУД; оформлять свою мысль в устной речи, выполнять задания в паре – коммуникативные УУД;
  2. Личностных – формирование внутренней позиции школьника, развитие учебной мотивации, умения делать свой выбор, обосновывать своё мнение, считаться с мнением товарищей, с уважением относиться к точке зрения, отличной от собственной.

Оборудование к уроку:

  1. Учебник «Математика 1 класс» Л.Г. Петерсон (М.,«Ювента», 2011 г.)
  2. Рабочие тетради в клетку
  3. Электронное приложение к уроку
  4. Разрезные карточки (приложения 1, 2)
  5. Магнитно-маркерные доски у учащихся, цветные магниты.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Будем мы старательны, прилежны и внимательны.

Будем  руку поднимать, будем правильно… СЧИТАТЬ!

  1. Минутка чистописания:

Начинаем наш урок с минутки чистописания. Отгадайте загадку  и узнайте, какую цифру мы сегодня будем писать.

Один заметил: «Нуль с хвостом!»

Другой: «С хвостом, но только кошка».

А третий помолчал немножко.

О какой цифре идёт речь? (6).

Верно, мы будем писать цифру 6. Посмотрите, как мы её напишем.

Рогалик к бублику приклей,

Да только есть его не смей.

Не крендель это, чтобы есть,

А просто цифра 6 .

    Поупражняемся в написании цифры 6.  Можно  писать её через клетку, а можно составить ритмическую последовательность. Как это можно сделать?

    Подчеркните простым карандашом самую удачную цифру.

  1. Повторение нумерации чисел.

    На доске карточки с изображением овощей (капуста – 5, морковь – 6, помидор  - 4 ). Дайте общее название этим предметам (овощи).  Какие овощи вы здесь видите?  (на доске карточки со словами : помидоры, морковь, капуста – см. приложение 1)

Осенью – это наши верные друзья, источники витаминов. Каким овощам мы подарим цифру 6?  Почему? (Моркови -6 штук). Ученик выходит к доске и напротив слова «морковь» пишет цифру 6. А какие цифры мы подарим остальным овощам? (аналогичная работа)

  1. Устный счёт.(СЛАЙД № 1- в кругах по ходу проверки появляются ответы задач.)

     Сейчас мы повторим счёт в пределах 6. Внимательно слушайте задачу, а ответ запишите на дощечке. Можно написать не только ответ, но и решение задачи.

  1. Собирали молодцы в огороде огурцы.

Их на грядке 6 поспело, а 4 сразу съели.

Сколько же у молодцов теперь осталось огурцов? (2, 6 – 4 =2)

  1. В тарелке у Егора 5 красных помидоров.

Есть мальчик захотел, 1 из них он съел.

Сосчитайте помидоры, что остались у Егора.(4; 5 – 1 = 4)

  1. Положил в котёл Иван 2 морковки, баклажан,

Две картошки он добавил и рагу варить поставил.

Посчитайте поскорей, сколько было овощей?(5; 2+1+2=5)

  1. Стоит горка крутая, на ней тыква большая.

А пониже тоже три тыквы помоложе.

А под горкою в траве ещё две.

Ну-ка, кто скажет сейчас,

Сколько тыкв всего  у нас? (6; 1 + 3 + 2 = 6)

  1. Лежали на грядке  кабачки в порядке.

Было их всего шесть штук.

Но пришли тут дед и внук.

Дед сорвал два кабачка и один взял для внучка.

У кого ответ готов? Осталось сколько кабачков? (3; 6 – 2 – 1 =3)

Запишите эти числа в порядке убывания.

Проверьте себя. (СЛАЙД № 2 – числа выстраиваются в порядке убывания: 6,5,4,3,2)

  1. Поиск новых знаний:

  Под этими цифрами спряталось слово    - имя героини нашего урока. Хотите его узнать? Произнесите волшебные слова: «Цифра, цифра, покрутись! Буква, буква, появись!» (СЛАЙД № 2 – Круги с цифрами вращаются - получилось слово ТОЧКА).

Где вы уже встречали точки?(На уроке русского языка, вы тексте, в предложении, в тетради…)

А в математике точка – это геометрическая фигура, как и квадрат, круг, треугольник. В нашем учебнике есть интересное задание, посвящённое точке.

    Откройте учебник на странице 56.

С 56,№1. Сколько точек на рисунке? Чтобы изобразить точку, надо коснуться бумаги остро отточенным карандашом. У каждой точки есть своё имя. Точка маленькая, и имя тоже маленькое – всего 1 буква, но заглавная. Почему?

Возьмите красный карандаш и соедините точки в следующем порядке: М, Е, В, Д, А, Б.

Что у нас получилось? (Дорожка,линия).

  Тема нашего урока –«Точки и линии». На уроке вы научитесь различать точки и линии, рисовать их. А также узнаете, какие бывают линии.

СЛАЙД №3 (несколько разноцветных точек и линий). Перед вами точки и линии.

Задание для девочек: сколько точек? (6)

Задание для мальчиков: сколько линий? (5) Ответы записываются на дощечках.

Физминутка. Игра: «Точки или линии?»

Если то, что я назову, похоже на точки – вы прыгаете; если на линии – берётесь за ручки, чтобы получилась линия; А если это не похоже ни на точку, ни на линию, топаем ногами.

  Звёзды, след от самолёта, крупа, проволока,  бисер, скакалка, лужа, река, веснушки на носу, арбуз, лента.

  1. Закрепление.

Молодцы, ребята. Вы хорошо отличаете точки от линий, не сбиваетесь.

А теперь на дощечке создайте свою линию. А магнит будет точкой. Покажите мне зелёный магнит; красный; розовый; фиолетовый.

Каждый цвет получит своё задание.

  1. Зелёная точка – на линии;
  2. Красная – слева от линии;
  3. Розовая – под линией;
  4. Фиолетовая – над линией.

Покажите, что у вас получилось.

    А  теперь нарисуйте такую линию, чтобы ваша точка оказалась внутри неё. Кто знает, как называется такая линия? (замкнутая)

Повторим хором: «Замкнутая».

С. 56, №3. Рассмотрите линии. Какие это линии? (замкнутые). Сколько их? (3)

Нарисуйте замкнутую линию из точки К.

СЛАЙД 4 (изображены контурные геометрические фигуры: круг, ромб, трапеция, треугольник, квадрат...)  Дайте общее название группе предметов.  (геометрические фигуры). Можно ли сказать, что это линии? А какие они? (замкнутые).

Теперь мы знаем, что геометрические фигуры  - это тоже линии, замкнутые линии.

СЛАЙД 5 (изображены буквы и цифры: 2,П,Г,7,5,С…).  На какие две группы можно разбить эти предметы? (буквы и цифры). А  что вы ещё заметили? (это тоже линии) Это замкнутые линии? Как вы догадались? Это незамкнутые линии. Повторили вместе: «Незамкнутые!»

Вы убедились, что линии можно встретить везде.

У незамкнутых линий два конца – если мы выйдем из одного, то придём в другой. Сейчас мы отправимся в путешествие по незамкнутым линиям.

С.56,№4. Красным карандашом – из точки Д в точку Е.

          Синим – из Р в К.

          Зелёную линию СТ нарисуйте самостоятельно.

С какими линиями мы познакомились?

Какая линия говорит о себе так?

  1. Если ты по мне пойдёшь, то в начало попадёшь! (замкнутая)
  2. Я домой не тороплюсь, убежать вперёд стремлюсь! (незамкнутая)

  1. Физминутка.  Точка приготовила нам сюрприз – зарядку для глаз.  Следите за движущейся точкой и за вспыхивающей точкой  глазами, не поворачивая головы (СЛАЙДЫ 6,7).
  2. Работа в парах.

А теперь поработаем в паре. Постройте свою замкнутую линию из карандашей, незамкнутую линию.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. С. 56, №5. Объясните, как вы будете выполнять задание. (Замкнутые линии обводим синим цветом, а незамкнутые – синим).

(Выполняется самостоятельно, для проверки дети обмениваются тетрадями).

Если у вашего соседа нет ошибок, нарисуйте ему смайлик. Поднимите руки, кто получил смайлик.

А из каких геометрических  фигур он состоит? (круг – замкнутая линия, незамкнутая линия, точки).

Оказывается, точки и линии нужны не только в математике. С их помощбю можно порадовать друга – нарисовать весёлую картинку.

  1. Дополнительное задание.

С.57, №6.  Чтобы разложить фигурки по мешочкам, нам придут на помощь линии. Какие? (замкнутые)

Вы можете выбрать любой из столбиков, или выполнить все задания.

Выделите части, целое.

Передайте мне свои учебники.

  1. Подведение итогов

С какими геометрическими фигурами мы познакомились?

Что нового узнали?

Какая из фигур вам больше всего понравилась? Почему?

Где нам может пригодиться умение изображать точки и линии?

Какое задание показалось вам наиболее интересным?

   Вы очень хорошо поработали, и у меня для вас есть сюрприз. Вы догадались, какой? Это смайлик – символ нашего урока. Он поднимет вам настроение и ещё  раз напомнит о том, чему мы научились на уроке. (Раздать  детям смайлики – приложение 2).

Приложение 1.

ПОМИДОРЫ

КАПУСТА

МОРКОВЬ

Приложение 2.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Разработка урока математики 4 класс "Единицы измерения времени."

Цель: Систематизировать  знания  учащихся  о  единицах  времени.Задачи  урока:- учить сравнивать и  преобразовывать  единицы  времени  из  ...

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".

План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...