Урок математики "Решение задач на нахождение части и целого"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Конспект урока математики в 1 классе по программе Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_reshenie_zadach_1_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Решение задач на нахождение части и целого.

Цели:  1. Закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи «часть-целое»; тренировать навыки счёта в пределах 9.

             2. Развивать память, внимание, мышление, грамотную математическую речь.

             3. Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, уверенность в своих силах.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование

I.Cамоопределение к деят-ти.

II. Актуализация знаний.

Физ.минутка (под музыку)

III. Локализация затруднений (постановка проблемы)

IV.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» нового)

Физ. минутка.

V.Обобщение затруднений во внешней речи (первичное закрепление).

Работа в парах.

VI.Сам. работа с самопроверкой по образцу.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока)

-Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки мне, настройтесь на успешную работу.

-Ребята, вспомните, о чём мы говорили на последних уроках.

-Сегодня мы продолжим работать над составлением и решением задач.

Зарядка для ума.

1.Математический диктант.

-Первое слагаемое 4, второе 2. Чему равна сумма?

-Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Чему равна разность?

-На сколько 5 больше 4?

-Я задумала число, вычла из него 3 и получила 2.Какое число я задумала?

-Сколько нужно прибавить к 6, чтобы получить 9?

-Сколько нужно вычесть из 8, чтобы получить 4?

-Расставьте ответы в порядке убывания в таблицу и расшифруйте слово  (Печкин).

-Кто такой Печкин?

2. –Ребята, Печкин принёс нам корреспонденцию. А что это такое?

-Да, действительно, он нам принёс письма. А от кого мы узнаем  попозже.

-А сейчас давайте проследим путь, по которому Печкин добирался до нашей школы.

На доске отрезок.

- На сколько частей разделён отрезок? Назовите их.

- Какой буквой обозначен весь отрезок?

- Как найти неизвестную часть?

-Как найти целое?

-Составьте равенства, заполнив пустые клеточки.

-Молодцы!

3.  –А теперь посмотрим нашу корреспонденцию.

Достать 1 конверт (с.50 №4)

-Пишет вам, ребята, кот Матроскин. «Я составил по картинке несколько выражений, но затрудняюсь в составлении задач. Помогите мне, пожалуйста!

-На какие группы можно разделить всех малышей?

-Сколько щенков?

-Можно ли щенков разбить на группы? По какому признаку?

-Сколько котят?

-По какому признаку их можно разделить на группы?

-Составьте задачи по выражениям и подберите соответствующую схему.

На доске  - выражения и схемы на магнитах.

-Что узнавали целое или часть?

-Ребята, посмотрите на последнее выражение. Матроскин совсем растерялся. Он не может подобрать схему к данному выражению.

-Что необычного вы заметили в выражении? В чём затруднение?

-Попробуйте составить задачу.

-Есть ли схема для этого выражения на доске?

-Подумайте, можно ли её получить из известных схем?

-Измените уже готовую схему на доске.

-Так, что известно в задаче?

Что нужно найти?

Как записать решение?

-Молодцы! Помогли Матроскину разобраться с задачей.

«Лягушки»

Достать 2 конверт  с.50№3.

-А это письмо от Шарика.

Он пишет: «Ребята, вы уже первоклассники и стали ещё сообразительнее и умнее. Я хочу обратиться к вам за советом. Помогите  составить задачу и придумать к ней обратную».

-На сколько частей разделён отрезок ?

-Что показывает каждая часть?

-Что неизвестно в задаче?

-Составьте задачу.

-Решите.

-Составьте обратную задачу.

-Какие задачи наз. взаимно обратными?

Заполните схему и запишите решение своей задачи.

На доске схема.

-Заполните схемы на доске, покажите разные варианты обратных задач.

-Почему эти задачи взаимно обратные?

-Помогли мы Шарику?

Достать письмо от дядя Фёдора

«Ребята, я приглашаю летом вас в гости в Простоквашино, а сейчас предлагаю вам задание»  

1в.-с.50№1; 2в.-с.50 №2.

-Работаем в учебниках.

Самопроверка.

-Чему  научились на уроке?

-Что нового узнали?

-Как найти часть?

-Как найти целое?

-Кто доволен своей работой?

-Почтальон Печкин возвращается сегодня в Простоквашино и расскажет о вашей дружной работе.

-На следующих уроках мы познакомимся с новыми видами задач.

-Спасибо, ребята, за урок.

Улыбнулись.

-Ответы.

Уч-ся работают в тетрадях, записывают ответы. Один ученик работает на обратной стороне доски.

Результат проверяют по готовому образцу.

Шифр:  6-п, 2-и, 1-н,

 5-е, 3-к, 4-ч.

 -Почтальон из деревни Простоквашино.

Ответы.

-На три: к, с, з.

- в.

-Из целого вычесть известную часть.

- Сложить части.

В =

К =

К + С =

   

Ответы.

-На щенков и котят.

-пять

-Можно. По цвету.

-четыре.

-По цвету.

-Девочки: а),в);

мальчики -б),г).

Уч-ся выходят к доске составляют задачу и прикрепляют её к схеме.

 

-4 слагаемых.

Во дворе гуляют 4 пятнистых щенка, 1 рыжий щенок, 2 пятнистых котёнка и 2 рыжих котёнка. Сколько всего животных во дворе?

-Нет.

Ответы ( отрезок разбить на 4 части).

Ученик изменяет схему на доске, класс работает в тетрадях.

-Части.

-Целое.

4+1+2+2=9 (ж.)

-на три части.

-Целое.

-Получится 7 плодов.

Дети выходят, заполняют разные варианты задач на схемах (переставляют магнитный знак вопроса)

-В них говорится об одних и тех же предметах, известное и неизвестное меняются местами.

Два ученика у доски записывают выражение и решение задачи.

Включается эмоциональный компонент, концентрируется внимание. Сообщается общая задача урока.

Уч-ся работают самостоятельно. Затем проверка по готовому образцу, фиксируют ошибки. Развиваются мыслительные операции, речь, творческие способности.

Появляется новая ситуация, которую предстоит решить на основе полученных ранее знаний.

На основе правильного применения опорных схем уч-ся выводят новую схему.  

Рассматриваются разные варианты обратных задач. Тексты задач и решение проговариваются в громкой речи.

Самостоятельно решают и проверяют по образцу. Предложены задачи изученных видов.

Ученики проговорили чем занимались на уроке, что нового узнали и провели рефлексию деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 58. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_58_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-18-151  Урок 58. Задачи на нахождение целого или части В ...

Математика. 1 класс. Урок 59. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_59_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-19-152  Урок 59. Задачи на нахождение целого или части В ...

Памятка по математике "Нахождение части от целого. Нахождение целого по его части"

УМК "Перспективная начальная школа". Памятка по математике....

Задачи на нахождение части целого (2 класс)

Наглядный материал  к объяснению при решении задач нового типа...

Урок математики по теме: "Доли. Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части"

План - конспект урока на закрепление понятия "дроби" и знакомства с решением задач на нахождение части от числа и числа по его части....

Карточки для сам раб с задачами на нахождение части от числа и нахождение целого по его части 4 кл

Карточки с задачами на нахождение части от числа и нахождение целого по его части 4 кл...

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Задачи на нахождение долей от целого числа и целое по его долям"

Цель урока: научить решать  задачи  на нахождение доли числа и числа по доле, закрепить понятие «доли», развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты: Предметные: обучаю...