Урок математики. 3 класс. Тема: Внетабличные случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Капырина Алена Анатольевна

Урок  математики.   3 класс.                                          Дата: 14.05.2012г.

Тема:  Внетабличные  случаи  деления  двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

Цели:

1) познакомить учащихся с приёмом деления многозначных чисел  на однозначное  число путём разложения делимого на разрядные слагаемые, составить алгоритм выполнения данного способа деления, применять алгоритм при решении примеров и задач; закреплять умение решать  текстовые задачи с использованием новых знаний и преобразовывать их в зависимости от конкретных условий;

2) создавать условия для  самостоятельной организации  собственной учебной деятельности , для овладения общеучебными  универсальными  действиями;

3)Развивать умение  думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;

4)Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях

5) воспитывать интерес к математике.

 

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:  словесный;     наглядный   практический;  проблемный;игровой.

 

                  Ход урока.

1Организационный момент.

 Психологический настрой детей на урок.       «Все в твоих руках

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил:  «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая ?» » А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая- выпущу.» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках».

-В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны   науки математики, такой сложной, но ужасно интересной   

 - Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?     

 -Ну, что ж ,КОЛЛЕГИ, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

2.Введение в тему.    

  -Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие , выдвинуть гипотезу и постараться найти правильное решение.    -Посмотрите на доску.

 967-335       468-256      967-339        463-256        967-385        438-256

  -Что можете сказать про эту запись?

- Разделите эти выражения на группы. Объясните свой выбор.

1группа                                                2 группа

967-335                                                   468-256

967-339                                                   463-256

967-385                                                   438-256

-Найдите значение выражений.

1вариант находит значение выражений второй группы,

2 вариант  находит значение выражений первой группы.

Взаимопроверка

 

Математический диктант.

-Поставьте значок на квадратике с правильным ответом, а букву этого квадратика выпишите. 

  • 90 разделить на 3
  • Делимое 100, делитель 2. Чему равно значение частного?
  • Раздели 48 десятков на 6
  • Во сколько раз число 240 больше числа 4?
  • Число 80 уменьши в 2 раза
  • Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 140?

-Какое слово получилось? (Вперёд)

3. Введение в тему.

-Вперёд, друзья! Посмотрите на доску.

                            1 ряд       2 ряд        3 ряд

                                    36:4          45:9          49:7

                                    63:9          24:3          18:9

                                    42:7          84:4          27:3

                                    39:3         12:3           86:2

-Что можете сказать об этих частных?

-Сравните частные. Что в них одинакового? Что разного? (в отдельную группу выделяют внетабличные случаи деления)

Озвучивание своих наблюдений и выводов.

-Сделайте вывод: 1-ая группа – табличное деление,

2-ая группа - внетабличное деление.

4. Формулирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Внетабличные  случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

- Как мы будем строить свою работу?

- Итак, сегодня мы рассмотрим один из способов внетабличного деления  двузначных и трёхзначных чисел  на однозначное число.  Разработаем алгоритм деления таких чисел на однозначное число. Будем пользоваться разработанным алгоритмом.

5.Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

84:2=(80+4):2=80:2+4:2=40+2=42 – дети комментируют вслух приём деления многозначного числа на однозначное

-Внимательно рассмотрите и объясните приём деления.

6.Выведение алгоритма.

-Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых,

-каждое слагаемое делим по отдельности,

-результаты складываем.

7 Первичное закрепление. 

 -Найдите значение частного :        

69:3           Дети вслух комментируют прием деления.

Теперь попробуйте самостоятельно:

55:5      93:3     82:2

Три человека работают у доски. Сверка с доской. ( аплодисменты – правильному решению)

ВЫВОД: Получилось, потому что знаем алгоритм.

8 Физкультминутка.                        Движения в соответствии с текстом.

Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики.

Приседайте, девочки,

Девочки - припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали.

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.

9.Работа по учебнику.

1) Стр.78 № 1.- выполнить с комментированием вслух.

2)Стр. 78 № 2- решение задачи.

-Прочитайте задачу. К какому типу она относится? Как мы записываем задачи такого типа?

Задачи такого типа удобнее записывать в таблице.

Норма за 1 час

Количество часов

Количество деталей

? 1) (:)  на ? больше

6 ч

96 д.

 

? 2) (:)    3)(-)

4 ч

96 д.

- Что обозначает число 96?   ( Число деталей)

-6? (Часы работы на старом станке)

-4? (Часы работы на новом станке)

- Что надо узнать в задаче?   ( На сколько деталей больше он стал изготавливать за час?)

- Мы можем сразу ответить на этот вопрос?   ( Нет.)

-Почему?  ( Сначала мы должны узнать сколько деталей мастер делал за 1 час на старом станке, сколько на новом .)

-Мы можем это узнать?   (Да)

-Каким действием?  ( Делением)

-Какой это способ деления?   (Деление многозначного числа на однозначное. Деление по разрядам.  Деление двузначного числа на однозначное.)

-Как узнать, на сколько одно число больше другого? ( Надо из большего вычесть меньшее. )

-Составьте  алгоритм решения, запишите решение.

Разный уровень.

-Попробуйте записать решение задачи сложным выражением.

(96:4)-(96:6)=8 (д.)

10.Фиксирование внимания на использовании выведенного алгоритма в новых условиях.

-Обратимся ещё раз к 1-ому действию задачи – какой там способ деления?

- Какой алгоритм деления вы использовали? (перечисляют)

-Посмотрите 2-ое действие. Какой там способ деления?

11Самостоятельная работа.

Стр.78 №5 – 1, 2 столбики выполняются самостоятельно  с последующей самопроверкой. ( Лист контроля – на доске.)

12.  Итог урока.Сегодня мы:

  • Разобрали один из способов внетабличного деления.
  • Составили алгоритм внетабличного деления двузначного и трёхзначного числа на однозначное.
  • Пользовались данным алгоритмом при решении примеров и задач.

13. Домашнее задание. Стр. 78 № 5 (3, 4столбики)

14 Рефлексия.     

 На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец- это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала - не красьте.

Итак : большой палец - для меня тема была важной и интересной - красным цветом.

Указательный  - узнал много нового – желтым.

Средний  – мне было трудно – зеленым

Безымянный  – мне было комфортно – оранжевым.

 Мизинец – для меня было недостаточно информации - синим.

Поднимите и покажите свои ладошки на листочках.

Очень приятно, что на уроке вам было комфортно, что тема урока была для вас важной и интересной, что  на уроке вы  узнали много нового. Спасибо. Я получила искреннее удовольствие от работы с вами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_k._r._po_matem..docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики.   3 класс.                                          Дата: 14.05.2012г.

Тема:   Внетабличные  случаи  деления  двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

Цели:

1) познакомить учащихся с приёмом деления многозначных чисел  на однозначное  число путём разложения делимого на разрядные слагаемые, составить алгоритм выполнения данного способа деления, применять алгоритм при решении примеров и задач; закреплять умение решать  текстовые задачи с использованием новых знаний и преобразовывать их в зависимости от конкретных условий;

2) создавать условия для  самостоятельной организации  собственной учебной деятельности , для овладения общеучебными  универсальными  действиями;

3)Развивать умение  думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом, наблюдать, классифицировать, обобщать;

4)Осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых ситуациях

5) воспитывать интерес к математике.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:  словесный;     наглядный   практический;  проблемный; игровой.

                  Ход урока.

1Организационный момент.

 Психологический настрой детей на урок.       «Все в твоих руках

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил:  «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая ?» » А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая- выпущу.» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : «Все в твоих руках».

-В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны   науки математики, такой сложной, но ужасно интересной    

 - Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?     

 -Ну, что ж ,КОЛЛЕГИ, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

2. Введение в тему.    

  -Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие , выдвинуть гипотезу и постараться найти правильное решение.    -Посмотрите на доску.

 967-335       468-256      967-339        463-256        967-385        438-256

  -Что можете сказать про эту запись?

- Разделите эти выражения на группы. Объясните свой выбор.

1группа                                                2 группа

967-335                                                   468-256

967-339                                                   463-256

967-385                                                   438-256

-Найдите значение выражений.

1вариант находит значение выражений второй группы,

2 вариант  находит значение выражений первой группы.

Взаимопроверка

Математический диктант.

-Поставьте значок на квадратике с правильным ответом, а букву этого квадратика выпишите.  

  1. 90 разделить на 3
  2. Делимое 100, делитель 2. Чему равно значение частного?
  3. Раздели 48 десятков на 6
  4. Во сколько раз число 240 больше числа 4?
  5. Число 80 уменьши в 2 раза
  6. Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 140?

-Какое слово получилось? (Вперёд)

3. Введение в тему.

-Вперёд, друзья! Посмотрите на доску.

                            1 ряд       2 ряд        3 ряд

                                    36:4          45:9          49:7

                                    63:9          24:3          18:9

                                    42:7          84:4          27:3

                                    39:3         12:3           86:2

-Что можете сказать об этих частных?

-Сравните частные. Что в них одинакового? Что разного? (в отдельную группу выделяют внетабличные случаи деления)

Озвучивание своих наблюдений и выводов.

-Сделайте вывод: 1-ая группа – табличное деление,

2-ая группа - внетабличное деление.

4. Формулирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Внетабличные  случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

- Как мы будем строить свою работу?

- Итак, сегодня мы рассмотрим один из способов внетабличного деления  двузначных и трёхзначных чисел  на однозначное число.  Разработаем алгоритм деления таких чисел на однозначное число. Будем пользоваться разработанным алгоритмом.

5. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

84:2=(80+4):2=80:2+4:2=40+2=42 – дети комментируют вслух приём деления многозначного числа на однозначное

-Внимательно рассмотрите и объясните приём деления.

6. Выведение алгоритма.

-Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых,

-каждое слагаемое делим по отдельности,

-результаты складываем.

7 Первичное закрепление.  

 -Найдите значение частного :         

69:3           Дети вслух комментируют прием деления.

Теперь попробуйте самостоятельно:

55:5      93:3     82:2

Три человека работают у доски. Сверка с доской. ( аплодисменты – правильному решению)

ВЫВОД: Получилось, потому что знаем алгоритм.

8 Физкультминутка.                        Движения в соответствии с текстом.

Мы, ребята, потрудились,

На уроке мы учились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Превратимся в зайчиков!

Приседайте, мальчики.

Приседайте, девочки,

Девочки - припевочки.

Потрясем теперь руками:

Наши пальчики устали.

И наклоны нам полезны –

Физкультуре будем верны.

Мы немножко отдохнули,

Очень глубоко вздохнули,

Косточки свои размяли

И учиться снова стали.

9.Работа по учебнику.

1) Стр.78 № 1.- выполнить с комментированием вслух.

2)Стр. 78 № 2- решение задачи.

-Прочитайте задачу. К какому типу она относится? Как мы записываем задачи такого типа?

Задачи такого типа удобнее записывать в таблице.

Норма за 1 час

Количество часов

Количество деталей

? 1) (:)  на ? больше

6 ч

96 д.

? 2) (:)    3)(-)

4 ч

96 д.

- Что обозначает число 96?   ( Число деталей)

-6? (Часы работы на старом станке)

-4? (Часы работы на новом станке)

- Что надо узнать в задаче?   ( На сколько деталей больше он стал изготавливать за час?)

- Мы можем сразу ответить на этот вопрос?   ( Нет.)

-Почему?  ( Сначала мы должны узнать сколько деталей мастер делал за 1 час на старом станке, сколько на новом .)

-Мы можем это узнать?   (Да)

-Каким действием?  ( Делением)

-Какой это способ деления?   (Деление многозначного числа на однозначное. Деление по разрядам.  Деление двузначного числа на однозначное.)

-Как узнать, на сколько одно число больше другого? ( Надо из большего вычесть меньшее. )

-Составьте  алгоритм решения, запишите решение.

Разный уровень.

-Попробуйте записать решение задачи сложным выражением.

(96:4)-(96:6)=8 (д.)

10. Фиксирование внимания на использовании выведенного алгоритма в новых условиях.

-Обратимся ещё раз к 1-ому действию задачи – какой там способ деления?

- Какой алгоритм деления вы использовали? (перечисляют)

-Посмотрите 2-ое действие. Какой там способ деления?

11Самостоятельная работа.

Стр.78 №5 – 1, 2 столбики выполняются самостоятельно  с последующей самопроверкой. ( Лист контроля – на доске.)

12.  Итог урока. Сегодня мы:

  1. Разобрали один из способов внетабличного деления.
  2. Составили алгоритм внетабличного деления двузначного и трёхзначного числа на однозначное.
  3. Пользовались данным алгоритмом при решении примеров и задач.

13. Домашнее задание. Стр. 78 № 5 (3, 4столбики)

14 Рефлексия.      

 На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец- это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала - не красьте.

Итак : большой палец - для меня тема была важной и интересной - красным цветом.

Указательный  - узнал много нового – желтым.

Средний  – мне было трудно – зеленым

Безымянный  – мне было комфортно – оранжевым.

 Мизинец – для меня было недостаточно информации - синим.

Поднимите и покажите свои ладошки на листочках.

Очень приятно, что на уроке вам было комфортно, что тема урока была для вас важной и интересной, что  на уроке вы  узнали много нового. Спасибо. Я получила искреннее удовольствие от работы с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внетабличные случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число вида 28:2, 488:2

Тема:Внетабличные  случаи  деления  двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число вида 28:2, 488:2Цель: совершенствование знаний о решении выражений вида 28:2, 488:2Задачи: Образо...

Урок математики по теме: Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначное число"

На уроке ученики продолжают  знакомиться  с приёмами умножения, когда в записи числа есть нули, совершенствовуют вычислительные навыки. На уроке математике используются элементы ...

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение полных трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (242х2)

Урок математики в 5 классе "Умножение полных трёхзначных чисел на однозначное число без прехода через разряд (242х2)" составлен на основе материала учебника "Математика" под редакц...

самостоятельная работа 4 класс УМК "Школа России" "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"

Самостоятельная работа по математике 4 класс "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"...

Презентация по математике в 4 классе по теме: "Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число"

Эта презентация предназначена для 4 класса при изучении письменного деления трёхзначных чисел на однозначное. Подходит для любого УМК...