Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Шкуратова Татьяна Александровна

 Рабочие программы с тематическим планированием разработаны в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_nachalnaya_shkola_21_veka.rar315.33 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Стрежевой Томской области

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №  5

Рабочая  учебная программа

по курсу  «Литературное чтение»

в начальной школе ОС «Начальная школа XXI века»

СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ   1

КЛАСС:  4И

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: НА 1 ГОД

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА: Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе программы « Начальная школа XXI  века»

                                                    Авторы:  Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова, 2009 г.

Ф.И.О  УЧИТЕЛЯ: Фролова Татьяна Александровна

Рассмотрено на заседании (ШМО)                                                                                                     Утверждено

№___ протокола,                                                                                                                                     Директор МОУ СОШ № 5            Гришко Н.А

дата протокола_______________                                                                                                        Приказ №    от  

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»  разработана  применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009г.

Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных  умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.

Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с различными видами информации.
  2. Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

В 4 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.

Один  раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.

Основные линии программы:

  1. Развитие навыка чтения;
  2. Развитие восприятия произведения;
  3. Развитие литературоведческих понятий;
  4. Развитие речевых умений;
  5. Развитие творческой деятельности.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  1. изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма);
  2. в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
  3. содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

-сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;

-работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;

-одновременная работа над языком произведения и речью детей;

-сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

-различение художественных и научно-познавательных произведений;

-формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

-освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  1. обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
  2. научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
  3. постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  5. формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
  6. расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).

Читательское пространство обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение литературного чтения в 4 классе отводится по 4 часа еженедельно. Курс  рассчитан на 136 ч (34 учебных недели).

Ценностные ориентиры содержания

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер.

На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты

освоения курса «Литературное чтение»

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях.

В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:

  1. понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  2. познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;
  3. духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  4. овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
  5. формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведений;
  6. самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
  7. использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

  1. понимание и постановка учебной задачи;
  2. составление плана и последовательности действий;
  3. самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  4. коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  5. овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

 В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. формирование познавательной учебной задачи;
  2. выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
  3. выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  4. восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  5. поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  6. умение работать с текстами произведений разных жанров: определять  тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  7. способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  8. интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения  или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  9. рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать  свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  10. выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

  1. моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
  2. составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературовед-ческие  понятия;
  3. составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

  1. анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  2. установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
  3. формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  4. сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  5. аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

  1. понимание и формирование учебной задачи;
  2. выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;
  3. подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

Коммуникативные универсальные действия:

  1. слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  2. умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  3. овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  4. умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  5. умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  6. умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  7. умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  8. умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

  1. овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  2. воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  3. овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  4. воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  5. формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Основные требования к уровню подготовки  учащихся  четвёртого  класса

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

           

Основные разделы чтения

       Произведения фольклора

       Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка

Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

       Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

       Басни. Русские баснописцы

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»; А.Е. Измайлов «Кукушка»; И.И.Дмитриев «Муха»

        В.А.Жуковский

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».

        А.С.Пушкин

«Осень»(отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин «Записки о Пушкине»; В.И.Даль «Из воспоминаний».

        М.Ю.Лермонтов

«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс».

        П.П.Ершов

«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении)

        В.М.Гаршин

«Лягушка – путешественница».

        Н.Г.Гарин - Михайловский

 «Детство Тёмы» (отдельные главы)

        Произведения зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава II, в сокращении); Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года».

       Мифы народов мира

Древнегреческие мифы: «Арион», «Делал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце», Древнеиндийский миф «Творение».

       Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

       Л.Н.Толстой

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

        А.А.Блок

«Россия», «Рождество».

        К.Д.Бальмонт

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

       А.И.Куприн

«Скворцы».

       И.И.Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад»(отрывок).

       С.Я.Маршак

«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».

Н.А.Заболоцкий

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

       Произведения о детях войны

       В.П.Катаев

«Сын полка».

       К.М.Симонов

«Сын артиллериста».

       Н.М.Рубцов

«Берёзы», «Тихая моя родина».

       С.В.Михалков

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

       Юмористические произведения

Н.Н.Носов «Федина задача»; И.Л.Гамазкова «Страдания».

       Очерки

А.И.Куприн «Сказки Пушкина», И.С.Соколов-Микитов «Родина»; Н.С.Шер «Картины-сказки».

       Путешествия. Приключения. Фантастика

Н.П.Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнов «Мой друг»

Литература и средства обучения

1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.

4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

5.Л.А.Ефросинина  «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол час.

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

план

факт

I четверть ( 34 ч)

1

День Знаний

1.09

2

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка

«Иван-царевич и Серый волк»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Уметь находить доказательства сказки

Текущий

Ролевая игра

2.09

3

Повторение. Произведения фольклора.

Героическая песня, былина, легенда.

Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Слушание

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение

 сказки и

 былины

6.09

4

Былины.

 «Волх Всеславович».

1

Чтение и анализ нового произведе-

ния

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Былина – жанр фольклора

7.09

5

«Легенда о граде Китеже».

1

Чтение и анализ нового произведения

Образы героев легенд: их внешность, поступки, служение Родине

Знать  особенности легенды:

реальный факт в сказочном изложении. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Легенда  – жанр фольклора

8.09

6

«Легенда о покорении Сибири Ермаком»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение легенд и былин

9.09

7

Слушание и работа с детскими книгами. Легенды народов мира

1

Обсуждение самост-но прочит-й легенды. Сравнение изуч-х легенд

Сам-я работа «Легенды бывают»

13.09

8

Народные и героические песни.  «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о героической песне как жанре УНТ

Знать особенности героич-й песни.

Уметь выд-ть основную мысль произведения

Понятие о гер-ой песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

14.09

9

Слушание и работа с детскими книгами. Героические  песни

1

Сравнение героич-х песен с былинами. Выделение истор-х фактов

Уметь  выделять исторические факты

Выразительное чтение

15.09

10

Проверь себя. Обобщение по теме.

1

Контрольно- обобщающий

Выполнение заданий в тетради

16.09

Басни. Русские баснописцы

11

Басни. Русские баснописцы

Басни. Русские баснописцы.

И. И. Хемницер «Стрекоза и муравей».

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Заучивание наизусть

Библиографические сведения об авторах басен.

20.09

12

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Л. Н. Толстой «Стрекоза и  муравьи». Сравнение.

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Текущий, заучивание наизусть

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

21.09

13

И. И. Хемницер «Друзья»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

22.09

14

Слушание и работа с книгами.  Басня  И. А. Крылова  «Крестьянин в беде»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Герои, их характеры, поступки

Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать

Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория

23.09

15

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Чтение наизусть

27.09

16

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий.выразительное чтение

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. Дмитриева,
А. Е. Измайлова

28.09

17

И. А. Крылов  «Квартет».

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

29.09

18

Обобщение по теме «Басни. Русские баснописцы».

Проверь себя

1

Обобщающий

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурсы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен»

30.09

Произведения В.А. Жуковского

19

Произведения
В. А. Жуковского

 В. А. Жуковский. Стихи  

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения)

Уметь  читать выразительно стих-я

Текущий. Чтение наизусть

4.10

20

В. А. Жуковский  «Спящая царевна»

1

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характер-ть героев полож-х и отрицательных, находить в произ-и эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

5.10

21

Слушание и работа с книгами
В. А. Жуковского.

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»

1

Слушание и анализ

нового произведения

Герои, их поступки, характеры. Составление

плана, краткий пересказ по плану

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского

со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль)

6.10

22

Проверь себя. Обобщение по теме

1

Обобщающий

Конкурс чтецов «Наш Жуковский»

7.10

Произведения А.С. Пушкина

23

Произведения А.С. Пушкина

 Стихи А.С. Пушкина.

 «Осень».
Г.Н. Волков «Удивительный Александр  Сергеевич»

1

Комбинированный урок

Повторение произведений А.С. Пушкина.

Определение темы. Комментирование заголовка. Понятия «темп», «логическое ударение», «пауза»; средства художес- й выраз –ти эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Выраз-е чтение

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

11.10

24

Произведения А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин
«И. И. Пущину», И. И. Пущин «Записки  о Пушкине»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Выраз-е чтение

Определение интонационного рисунка

12.10

25

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение эмоц-го настр-я стих-я, работа с текстом

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интон-го рисунка

13.10

26

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

1

Слушание и анализ

нового

произведения

Основное содержание текста.
Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

Атаман Степан Разин

14.10

27

Из воспоминаний В. И. Даля

1

Комбинированный урок

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина»

Словарь Даля

18.10

28

Проверь себя «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок-игра

Тематический.Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р в тетради

19.10

Произведения М.Ю. Лермонтова

29

Произведения М. Ю. Лермонтова.

Произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выраз-но читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Текущий. Выр-е чтение

Заучивание одного стих-я

Метафора.

20.10

 30

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

21.10

31

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

1

Чтение и анализ нового произ-я

Авторская сказка. Герои положит-е и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положит-х  и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов

25.10

32

Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня»

1

Комбинированный урок

Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники

Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи

Текущий.
Выразительное чтение Тематический.

Чтение наизусть

М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады

26.10

33

Проверь себя. «Страничка книгочея»

Обоб-й

урок-отчет

Конкурс «Лучший чтец», игра «Исправь ошибки», выполнение заданий в тетради

27.10

34

Произведения П. П. Ершова.

Произведения  П. П. Ершова.

  «Конек-Горбунок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные.

Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Текущий.

Выполнение заданий в тетради; выраз- чтение;

П. П. Ершов (справка об авторе)

28.10

I четверть

34

34

Обоснование: ________

II четверть ( 29 ч)

Произведения П.П. Ершова

1-2

Произведения П. П. Ершова.

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

2

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Текущий.

Выполнение заданий в тетради; выраз- чтение; заучивание отрывка наизусть (по выбору)

П. П. Ершов (справка об авторе)

8, 9.11

3


П. П. Ершов «Кто он?»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий. Чтение наизусть.

Творческая работа: мини- сочинение «Слово о Пушкине»

10.11

Произведения В.М. Гаршина

4-5

Произведения
В. М. Гаршина

В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»

2

Чтение и анализ нового

произ-я

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение. Пересказ по плану

11, 15.11

6

Слушание и работа с книгами. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Комбинированный

Слуш-ее сказки, работа с текстом. Главная мысль сказки. Образы жабы и розы

Уметь  делить текст на части

Пересказ от лица героев

16,11

7

  «Проверь себя»

1

17.11

Произведения русских писателей о детях- Н.Г. Гарина- Михайловского, К.М. Станюковича, Д.Н. Мамина- Сибиряка

8-9

Произведения о детях

Н.Г. Гарин- Михайловский  «Детство Тёмы» «Старый колодезь» (главы из повести)

2

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характ-ть образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Эпизод

18,22.11

10

К.М. Станюкович

« Максимка»

1

Слушание и анализ нового произ-я

 Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь  характ-ть образ Максимка, выделять кульминац-й

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Текущий. Работа в тетради.

пересказ

23.11

11

Д.Н. Мамин- Сибиряк «Вертел». Обобщение по разделу.

Проверь себя.

1

Чтение и анализ произве-я

Образы детей- героев произ-й русских писателей

Уметь сравнивать сюжеты,  обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Работа по рубрике «Проверь себя»

24.11

В. М. Гаршин «Сказка о гордомАгее». Пересказ старинной легенды

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

Рассказывание отдельных эпизодов

Хрестоматия с.156 выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору)

Произведения зарубежных писателей

12-13

Произведения зарубежных писателей.

Произведения для детей о приключениях.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь  характ-ть главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).

Текущий. Пересказ

Самостоятельное чтение книг о детях

25.11, 29.11

14

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихот-е  В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). М. Твен «Приключения Гекльбери Финна»

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский.А. А. Ахматова). Роман

30.11

15-16

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

2

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произ-я. Х.-К Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

1,2.12

17

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.
Уметь выразительно читать

Текущий.

Чтение наизусть. Изготовление книжки- самоделки «Дети года»

Строфа (двустишие)

6.12

18

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты

1

Комбинированный урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Текущий. Чтение наизусть

7.12

19

Обобщение  изученного.

«Проверь себя»

1

Обобщающий

Уметь работать с книгами

8.12

Мифы народов мира

20

Мифы народов мира

 Мифы народов мира.

Древнегреческий миф «Арион»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о мифе. Герои мифа

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Особенности древнегреческих мифов

9.12

21

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

1

Чтение и анализ нового произведения

Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение

Текущий. Рассказ-е  отд-х эпизодов

Особенности древнегреческих мифов

13.12

22

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

1

Чтение и анализ нового произвед-я

Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей)

Знать об особенностях построения текста (языке, героях).

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды

Текущий. Пересказ

Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение»

14.12

23

Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

1

Чтение и анализ нового произведения

Китайский миф. Герой, его характер, поступки

Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Текущий. Пересказ

Книги с мифами народов мира

15.12

24

Обобщение по разделу «Мифы народов мира». Проверь себя

1

Урок-отчет

 Книги с мифами народов мира

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Темат-кий. Проверочная работа

Книги с мифами народов мира

16.12

Книги Древней Руси

25

Книги Древней Руси

Книги Древней Руси.

Отрывок из «Повести временных лет»: «О князе Владимире»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как о жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Житие- жанр древнерусской литературы

Словарь древнерусских слов

20.12

26

«Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

1

Чтение и анализ нового

произведения

Похвала – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Похвала - жанр древнерусской литературы

Словарь древнерусских слов

21.12

27

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и Наставлений Ярослава Мудрого»

22.12

28

Отрывок из «Повести временных лет». «Наставления Ярослава Мудрого». Сравнение.

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Творческая работа. Написание наставлений для себя

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «Наставлений Ярослава Мудрого»

23.12

29

Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий  Олег»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

27.12

II четверть

29ч

29

Обоснование _____________________________________________________________________________

III четверть(39ч   )

Произведения Л.Н. Толстого

1

«Повесть о Константине и  Мефодии»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов. Первый русский алфавит- кириллица. Константин и Мефодий- просветители

10.01

2

«Повесть о Никите Кожемяке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Уметь сравнивать повесть о Никите Кожемяке с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н Толстого «Как боролся русский богатырь»

11.01

3

Слушание и работа с детскими книгами. Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

1

Урок-отчет

Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами доп-го чтения

Тематический

12.01

4

Проверь себя.

1

Итоговое обобщение

Итоговый

13.01

5

Произведения Л.Н. Толстого

«Воспоминания Л.Н. Толстого»

1

Слушание и

анализ нового произведения

Темы и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений.

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Текущий.

Пересказ

Книги-

справочники

17.01

6

Л.Н.Толстой «Акула»

1

Слушание и

анализ нового произведения

Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Текущий. Пересказ. Аннотация прочитанной книги

18.01

7

Л. Н. Толстой.  Сказка «Два брата»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

19.01

8

Басня  «Мужик и Водяной»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. Выразительное  чтение

Мораль, аллегория.

Справочный материал о писателе

20.01

9

Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

24.01

10

Былина «Святогор- богатырь»

1

Комбинированный урок

Особенности былины

Текущий. Выр-е чтение

25.01

11

Проверь себя.

1

Проверочный

26.01

Александр Александрович Блок

12

Стихотворения А. А. Блока

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментир-ть заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Текущий. Выраз-е чтение

Олицетворение

27.01

13

А. А. Блок «Рождество»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

31.01

К. Д. Бальмонт

14

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Текущий. Выр-е чтение

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

1.02

15

К. Д. Бальмонт
«К зиме», «Снежинка»

1

Чтение и анализ нового произвед-я

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет, сравнение, олицет-е

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

2.02

16

 «Камыши», сказочные стихи «У чудищ»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение.

Сказочные стихи

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения.

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

3.02

17

 К. Д. Бальмонт «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка»

1

Чтение и анализ нового произвед-я Слушание и работа с детскими книгами

Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

7.02

Произведения В.В. Вересаева

18

В. В. Вересаева «Легенда»

1

Чтение и анализ

нового произведения

Предание. Легенда, сказание

Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды

Текущий. Выполнение заданий в тетради

Легенда, сказание

8.02

19,20

В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка

2

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

Объяснение заголовка и аналитическое чтение

9-10.02

Стихи И.А.  Бунина

21

Стихи И. Бунина

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интон-й рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

14.02

22

Стихи
И. А. Бунина.

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

15.02

А. И. Куприн

23

Произведения Куприна

А. И. Куприн «Скворцы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Текущий. Выразительное чтение

16.02

24

Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих»

1

Слушание и работа с детской книгой

Легенды русских писателей. Произведения фольклора

Уметь понимать основное содержание текста

Текущие. Пересказ эпизода

Аннотация книги.

17.02

25

Проверь себя.

1

Слушание и работа с детскими книгами

Обобщающий урок

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Тематический. Самостоятельная работа

Сравнение стихотворений. Очерк

21.02

Самуил Яковлевич Маршак

26

Произведения
С. Я. Маршака.

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произвед-я

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотв-м

Темат-й. Самостоятельное составление словаря

22.02

27-28

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

2

Чтение и анализ нового произвед-я

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

24.02-28.02

29

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

29.02

30

С. Я. Маршак.  Пьеса-сказка «Сказка про козла»

1

Чтение и анализ нового произведения

Слушание и работа с детскими книгами

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака

Тематический. Чтение наизусть

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Творческая работа «Остров Буян»

1.03

Н. А. Заболоцкий

31

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

2.03

32

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений, строф, тем

6.03

Н. М. Рубцов

33

Стихи о Родине и родной природе.

Н.М. Рубцов  «Березы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание берёзы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Выр-е чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

7.03

34

Стихи о родной природе.

Н. М. Рубцов  «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная  мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

11.03

35

Стихи о Родине и родной природе

1

Библиотечный урок

Работа с книгами стихов: отбор стихов по темам, авторам

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения, отбирать стихи по темам, авторам

Текущий. Выразительное чтение

Составление списка русских фамилий

13.03

36


Н. М. Рубцов. «Ласточка»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь  опр-ть главную мысль, описание картин, выд-ть эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение наизусть

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова

14.03

37

Проверь себя.

1

Чтение и анализ нового

произ-я.

Обобщающий урок

Основная мысль

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

Текущий.

Выразительное чтение

Темат-й. Проверочная работа

15.03

С.В. Михалков

38

Стихи С. В. Михалкова

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Текущий. Выр-е чтение

Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

16.03

39

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ(развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комменти-вать части текста

Текущий. Чтение наизусть

20.03

III четверть

40ч

39ч

Обоснование: _______23 февраля, 8 марта__________________________________

IV четверть(34ч)

1

 С. В. Михалкова «Зеркало»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ(развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

3.04

3

 С.В. Михалков . Сказка «Как старик корову продавал», басня «Дым без огня»

1

Выставка книг

Работа с книгами. Сравнение с народной сказки

Уметь определять тему и жанр

Сам-я работа со схемой «Жанры произв-й С.В. Михалкова»

4.04

Юмористические произведения

4

Юмористические рассказы о детях и для детей

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки. Понятия «юмор», «ирония»

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Выраз-е отношение диалога

5.04

5

Юмористические стихи. И.Л. Гамзакова «Страдания»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения, передавать голосом своё отношение к героям

Текущий. Выр-е чтение наихзусть

Юмор

6..04

6

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Детские газеты и журналы

1

Чтение и анализ нового произв-я

Юморист-е произв-я в детских журналах и газетах

10.04

Очерки

7

Очерки

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна»,

1

Чтение и анализ нового

произведения

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Понятия очерк, герой очерка, тема

очерка

11.04

8

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

12.04

9

А.И Куприн «Сказки Пушкина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

13.04

10

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя

Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку

17.04

11-12

Произведения
А. П. Платонова.

 А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Сказка-быль

Уметь рассматривать книги, слушать сказки

Текущий. Выразительное чтение

18,19.04

13

Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди

1

Слушание и работа с книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Тематический. Творческая работа.

Очерк «Мой любимый писатель»

Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы

20.04

14

Проверь себя.

1

Обобщающий урок

Основное содержание изученных произведений

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

Тематический.

Самостоятельная работа

24.04

Произведения о детях войны

15,16

В.П.Катаев « Сын полка»

2

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль.

Главный герой- ребёнок. Образ Вани Солнцева

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль,  отношение автора к герою

Текущий. Выр-е чтение или рассказ-е одного эпизода

25.04,

26.04

17

Слушание и работа с детскими книгами о детях

1

Слушание и работа с детскими книгами

Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры)

Творческий: рассказ о любимом лит.герое (ребёнке).

Оформление книжки- самоделки «Герои любимых книг»

27.04

Путешествия, приключения, фантастика.

18,19

Путешествия, приключения,

фантастика.

Н. П. Вагнер «Береза»

Н. П. Вагнер «Фея фантаста»

1

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

2.05

3.05

20-22

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Текущий. Выполнение заданий в учебнике и тетради

4-8-10.05

23-25

Д. Свифт «Гулливер в стране великанов»

3

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Текущий. Выполнение заданий в учебнике и тетради

11,15,16.05

26,27

Слушание и работа с книгами о путешественниках. Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения

17-18.05

28

Н. П. Найленова «Мой друг»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

22.05

29,30,31

Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Н. П. Вагнера «Руф и Руфина»

3

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина»

23, 24,25.05

32

 «Страничка книгочея»

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Контрольный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»

29.05

33

Проверь себя.

1

Контрольный урок

30.05

34

Урок-отчет

1

31.05

IV четверть

34ч

34ч

всего

136

135

Обоснование: _____1мая, 9 мая

Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  2. Печатные пособия
  3. Демонстрационный материал:

            -   портреты писателей,

            - таблицы для артикуляционной гимнастики,

             - карточки с заданиями.

      4. Демонстрационные пособия:

           - таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс».

      3.    Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

  1. иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
  2. Интернет-сайты:

Учебно- методическое обеспечение

Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

2

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

Хрестоматия с. 3:

1) читать 1–3 части;

2) читать 2–6 части;

3) рассказ о героях по выбору

1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.

4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.

5.Л.А.Ефросинина  «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века

Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...

Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения

Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...

Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"

Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД.  Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....

Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"

Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному  чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...

Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа  для всех предметов в 3 классе....

Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...

рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века

УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....