Открытый урок по математике. Тема: «Длина. Сантиметр »
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Чувилова Татьяна Анатольевна

 

Открытый урок по математике.

Тема: «Длина. Сантиметр » с презентацией и методическим обоснованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip789.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по математике.

Тема: «Длина. Сантиметр »

                                           Учитель 1 «Г» класса

                                                           МОУ «СОШ № 84»

                                                    Чувилова Т. А.

15.03.2012 г.

1. Дидактическое обоснование.

1) Математика, 1 класс, Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

(ОС «Школа 2100»).

2) Тема урока: «Длина. Сантиметр».

3) Дидактическая цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми нового знания по теме урока.

4) Тип урока: Урок «открытия нового знания».

5) Задачи урока:

- предметный результат:  познакомить со старинными мерами длины и обобщить представление детей о способах измерения; познакомить учащихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1см;  использовать  «сантиметр»  для измерения длины; формировать умение пользоваться чертёжными инструментами;

- метапредметный результат: 

а) формирование регулятивных универсальных действий: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка;

б) формирование коммуникативных универсальных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

в)  формирование познавательных  универсальных действий:

 1. общеучебные универсальные действия – поиск и выделение информации, знаково-символические действия (моделирование); смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия;

2. логические универсальные действия – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятие, выведение следствий;

- личностный результат: самоопределение, смыслообразование (уметь проводить самооценку на основе критериев успешности в учебной деятельности).

6) Методы обучения: наглядный, частично – поисковый.

7) Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

8) Средства обучения: а) для учителя: медиаресурс: компьютер, интерактивная доска; мультимедийная презентация по теме урока; б) для учащихся: учебник, раздаточный материал (полоски из картона разного цвета и разной длины; два  цветных квадрата для самооценки учебной деятельности: зелёный и жёлтый), индивидуальные листы с заданиями по учебнику.

3. Приложение.



2. Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности (1-3 мин.)

- Доброе утро, ребята! Компьюша предлагает  сотрудничество на уроке.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело!

- Кто думает, что на уроке будет испытывать трудности, поднимите жёлтый квадрат.

- Кто думает, что у него всё получится, поднимите зелёный квадрат. Слайд 1 (см. презентацию)

(Ученики поднимают жёлтый квадрат.)

(Ученики поднимают зелёный квадрат.)

личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

1)- Девочки, найдите в файле самый длинный отрезок.

- Мальчики найдите самый короткий отрезок. Сравните их по длине.

- А потом  в паре отрезки равной длины.

- Какой способ сравнения длины отрезков вы использовали?

-Как можно сравнить эти отрезки ещё?

1.(На столах у детей лежат полоски разного цвета и разной длины).

(Дети находят наложением отрезки заданной длины.)

- Способом наложения одного отрезка на другой.

- С помощью выбранной мерки. (Клетка.) Находим результат измерения данной меркой. Сравниваем числа.

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, познавательные: (логические) анализ объектов с целью выделения признаков;

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.)

Работа по учебнику на с. 68, 69 и на индивидуальных листочках.

2)Выполняем задание № 1, с. 68. Слайды 3-10

-Что вы заметили?

-Почему так получилось, как вы думаете?

3)Читаем текст задания № 2, с. 68. Слайд № 11

4) –Что обозначает вопрос на жёлтой карточке под № 2?

-Как вы думаете, мы можем ответить на этот вопрос?

(Учащиеся выполняют задание на листах и записывают длины отрезка АБ, выраженную в разных единичных отрезках.)

-Числа получились разные, хотя мы измеряли один и тот же отрезок.

-Так получилось потому, что мерки для измерения отрезка тоже были разные.

-Сделай вывод самостоятельно.

-Нет, так как мы ничего не знаем о мерках  с  и  к.

регулятивные: целеполагание, познавательные: (общеучебные) самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, (логические) формулирование проблемы;

4.Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

5) Динамическая пауза. Слайды 12-15

- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди тоже искали различные меры измерения. Единицы измерения длины. В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека. Это всё мерки.

6)Рассматриваем рисунок к заданию № 3, с. 68 и отвечаем на вопросы задания.  Слайды 16, 17

7)Выполняем практическую работу (задание № 4, с. 68) Слайды 18, 19

8)Текст под знаком ?   .  

-Почему так получилось? Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а измерение получилось одинаковое.

9)Текст под знаком (обрати внимание) !  .

Проверяем своё предположение. Слайд 20

- Чтобы получить точные результаты измерения,

нужна универсальная мерка. В нашем случае сантиметр.

- Назовите тему урока. Слайд 21

(Ученики выполняют движения за учителем.)

(Учащиеся отвечают на вопросы задания, делают самостоятельно вывод и работают на индивидуальных листах.)

-Вывод. С помощью линейки измеряю длины отрезков. Линейка – это знакомый уже нам числовой отрезок, который состоит из единичных отрезков. Чтобы измерить с её помощью другой отрезок, надо совместить один его конец с началом отсчёта на линейке (числом 0) и тогда число, с которым совпадёт другой конец отрезка, покажет, сколько единичных отрезков поместилось в нашем отрезке.

(Учащиеся на листах выполняют практическую работу, взаимопроверку.)

(Приходим к выводу, что все дети в классе получили одинаковый результат.)

-Все линейки набраны из одинаковых единичных отрезков и поэтому результат измерения получился одинаковым.

-Дети сделали вывод , что наши предположения верны.

-Длина. Сантиметр.

регулятивные: планирование, познавательные: (логические) решение проблемы, познавательные: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации;

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

10)Задание № 6 учебника,

- Почему мы смогли выполнить это задание?

11)Текст под знаком (обрати внимание).

Слайд 22

Динамическая пауза.

Можешь пальцы сосчитать

Один, два, три, четыре, пять,

Один, два, три, четыре, пять.

Десять пальцев, пара рук –

Всё твоё богатство друг.

12)Задание № 7, с. 69 . Слайд 23

 (Ученики выполняют инструкции учителя.)

(Предположения детей.)

(Дети проверяют свои предположения.)

(Повторяют слова и движения за учителем.)

(Учащиеся выполняют задание в парах.)

регулятивные: контроль, оценка , коррекция; познавательные: (общеучебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)

13)Задание № 8, с. 69.  Слайд 24

(Учащиеся выполняют задание и проверяют по эталону.)

регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже  усвоено и  что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, личностные: самоопределение, познавательные: (общеучебные) знаково-символические действия;

7.Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

- Что нового узнали?

-Чему научились?

- Зачем нужны единицы измерения длины? Слайд 25

-Где в жизни они нам пригодятся?

- Если вы уверены, в том, что вам всё понятно, поднимите зелёный квадрат.

- Если есть вопросы и вам не всё понятно, то поднимите жёлтый квадрат.

-Если у вас, что-то не получилось, то получится на следующем уроке. «Терпение и труд всё перетрут!»

-Молодцы! От Компьюши: «Спасибо за урок!» Слайд 26

-Познакомились с новой одинаковой меркой сантиметр.

- Чтобы одинаковой меркой измерять, сравнивать меры длины, складывать и вычитать.

-На уроке математики, в различных профессиях.

 

(Учащиеся поднимают карточки.)

- Спасибо за урок.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики . тема "Длина ломаной. Периметр"

Урок по программе 2 класса. к учебнику Л. Г. Петерсон с использованием мультимедийных средств...

конспект урока математики "Единица длины сантиметр"

Данный урок отвечает требованиям ФГОС нового поколения, включая элементы современных педагогических технологий, направлен на достижение планируемых результатов относительно темы урока....

Урок математики "Мерка длины - сантиметр"

Урок математики в 1 классе представляет знакомство детей с меркой длины - сантиметр....

Открытый урок по теме: Длина ломаной.

Урок математики, 2 класс, программа "Школа России" (с презентацией и самоанализом урока)...

Урок математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр"

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр" ("Школа 2100") с презентацией...