Рабочая программа кружка по математике "Решение нестандартных задач"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Федосеева Альфия Миргасимовна

Кружок по математике "Решение нестандартных задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok-programmma.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 »

   «Утверждено»

                                                                                  Педагогическим советом

                                                                                    протокол от _____2012г.№__

                                                                         Введено приказом от___2012г. №___

                                                                                  Директор школы

___________   Ганиева Н.В.

Подпись        Ф.И.О.

Рабочая программа

                                Кружка «Решение нестандартных задач»

Ступень обучения (класс):    начальное общее, для 3 класса

 (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Составитель: Гогуева Альфия Миргасимовна,

                        начальные классы,

                        первая квалификационная категория.

«Согласовано»

Заместитель директора _______________ЯруллинаГ.Ш.  от_________2012г.

Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от____2012г. №____

Руководитель МО _____________Кирьянова С.А. от_________2012г.

Подпись

г. Набережные Челны

2012г

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут

Паспорт программы

«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Название программы: Программа «Решение нестандартных задач» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Основные разработчики программы:

Гогуева Альфия Миргасимовна, учитель начальных классов

МАОУ « СОШ №17»

Основания для разработки программы:

Закон «Об образовании РФ»;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01,

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

2. Содержание обучения

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

Математика вокруг нас.

Занимательная математика в доме и квартире.

Из истории математики.

Старинные системы записи чисел.

Из истории чисел и цифр.

Как люди учились считать.

Удивительное рядом или старинные меры длины.

Архимед – гений математики и изобретений.

Из истории математических открытий.

Научный мир Пифагора.

Первые учебники.

Развитие познавательных способностей.

Тренировка внимания.

Тренировка памяти.

Поиск закономерностей.

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции.

Занимательная геометрия.

Наглядная геометрия.

Занимательная геометрия.

Турнир по геометрии.

Олимпиадные задания по математике.

Занимательные задачи.

Логические задачи для юных математиков.

Задачи повышенной трудности.

Решение нестандартных задач.

Математические тренажёры.

Блиц - турнир по решению задач.

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

Задачи в стихах.

Экспромт - задачки и математические головоломки.

Логические математические задачки-шутки.

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

                

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

(даты по неделям)

Оборудование занятия

1.

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

1.1

Математика вокруг нас.

1.2

Занимательная математика в доме и квартире.

2.

Из истории математики.

2.1

Старинные системы записи чисел

2.2

Из истории чисел и цифр

2.3

Как люди учились считать

2.4

Удивительное рядом или старинные меры длины.

ТСО Презентация «Старинные меры длины»

2.5

Из истории математических открытий.

2.6

Архимед – гений математики и изобретений

Портрет Архимеда

2.7

Научный мир Пифагора

Портрет Пифагора

2.8

Первые учебники

Тесты

3.

Развитие познавательных способностей.

34ч

3.1

Тренировка внимания.

10ч

3.1.1

Развитие концентрации внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.2

Тренировка внимания. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2

 Тренировка памяти.

10ч

3.2.1

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.2

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3

Поиск закономерностей.

3.3.1

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4

Совершенствование воображения.

3.4.1

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5

Развитие быстроты реакции.

3.5.1

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.3

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.4

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.3

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.4

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.3.2

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

3.5.2

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.5

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.6

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.6

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.3

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.3

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы.

3.5.3

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.7

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.8

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.8

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.4

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.4

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

3.5.4

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.

Диск 1.13 «Несерьёзные уроки. Развиваем реакцию».

3.1.9

Развитие концентрации внимания.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.1.10

Тренировка внимания. Логические задачи.

Диск 1.6 «Тим и Тома в гостях у индейцев. Тренировка памяти и внимания».

3.2.9

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи.

3.2.10

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания.

Диск 1.20 «Супердетки. Тренировка памяти».

3.3.5

Поиск закономерностей. Логические задачи.

Диск 1.12 «Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

3.4.5

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы.

Ребусы

4.

Занимательная геометрия.

4.1

Наглядная геометрия.

4.2

Занимательная геометрия.

Диск 1.27 «Занимательная математика».

4.3

Турнир по геометрии

5.

Олимпиадные задания по математике.

13ч

5.1

Занимательные задачи.

Диск 1.27 «Занимательная математика».

5.2

Логические задачи для юных математиков.

5.3

Задачи повышенной трудности.

5.4

Решение нестандартных задач.

5.5

Математические тренажёры.

Диск 1.9 «Несерьёзные уроки. Учимся считать».

5.6

Блиц - турнир по решению задач

5.7

Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки»

6.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

6.1

Задачи в стихах.

6.2

Экспромт - задачки и математические головоломки.

6.3

Логические математические задачки-шутки.

6.4

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

6.5

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

6.6

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»

Всего

68ч

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей  (автор О. Холодова) /Методическое пособие,. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/

2. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/

3.Трутнев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.

4.Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. М.: Мирос, 1994.

5. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты. Пособие для начальной школы. М.: Аквариум, 1998.

6.Форощук А.А., Форощук Н.Е. Математика :учебное пособие для начальных классов. Сталкер,1998.

7.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике. Пособие для начальной школы. М.: Премьера, 2000.

8. Ефремушкин О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов:Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Нестандартные задачи

В данном материале рассматривается вопрос о необходимости использования на уроках математики нестандартных задач....

рабочая программа "Решение нестандартных задач" 4 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование занятий факультатива. Олробирована в 2013 - 2014 учебном году. Хорошие результаты в олимпиадах и компьютерном тестировании....

Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач"

Рабочая программа факультатива "Решение нестандартных задач" включает пояснительную записку и тематическое планирование. Опробирована в 2013 - 2014 учебном году с учащимися 4 класса. Дети показали хор...

Рабочая программа учебного курса "Решение нестандартных задач по математике"

Рабочая программа адресована учащимся 2-4 классов. Цель: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики; умение планировать после...

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...