Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Рощина Елена Викторовна

Урок составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_otkrytyy_urok.doc572 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Математика.

  Урок 19.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Метр».

 Основные цели:

1) Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.

2) Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: 

1) изображение сотни в виде человечка

2) изображение трёх лягушат:( презентация)

 

3) карточки с числами: 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900;

4) алгоритм измерения отрезков:

5) карточка

6) алгоритм построения отрезка заданной длины:

7) карточка

8) карточка с соотношениями единиц длины:

Раздаточный материал:   

1) модели клубочков – полоска бумаги длиной 1,5 м, свёрнутая как серпантин;

2) карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см:

3) модель дециметра:           .

Оборудование: ПК, ИД, СК, Д, МФУ                              

Символы:

 Н

 П

 М

     Этапы урока

                                               Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3)установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.



 











2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: 

1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.






















































3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;

2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.

Организация учебного процесса на этапе 1:


-С какой новой счетной единицей мы познакомились на прошлом уроке?( с сотней)

-Что вы можете сказать о сотне?( (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.)

- Какие действия вы научились выполнять с круглыми сотнями? (Складывать и вычитать их.)

Вывесить изображение сотенки:



– Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то?

 (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…)

– А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.


Открыть на доске изображение трёх лягушат:

        


– Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)

– Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)

– Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.




Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Тренинг вычислительных навыков.



– Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …)

– Далее будем выбирать правильные ответы.


(Используется оборудование Система контроля и мониторинга знаний)

Н

1)Назовите число, в котором 4 сотни. (400.)

2)Назовите число, в котором 30 десятков (300.)

3) На сколько 900 больше, чем 300? (На 600.)

4) Уменьшите 600 на 500. (100.)

5) Увеличьте 100 на 800. (900.)


2) Измерение, построение и сравнение длин отрезков.

а) – Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.

Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см.

– Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.

– Отрезки, какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)

– Запишите их длину в тетрадь.

Учитель пишет на доске: 15 см

                                10 см.

– Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)

Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков:




– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)

– Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)

Вывесить на доску карточку:

– Который из лягушат прыгнул на эту длину? (Второй.)

б) – А вот длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см.

Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см

                                                                                10 см

                                                                        1 дм 2 см.

– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.

Один с места комментирует.

(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)

Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины:





– Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)

– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)

– Выполним это задание.

Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см

                                                                  10 см

                                                          1 дм 2 см = 12 см.

– Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)


– Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили?

(Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)


–Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.)

– Зачем? (Чтобы выяснить, чего мы не знаем.) 

3) Задание для пробного действия. (Работа в парах).

– Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)

– Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.

Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра.

– Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)

– Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину полоски меркой в 1 дм.

Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.

– Какова же длина полоски в дециметрах? (15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, …)

Выписать все варианты ответов детей на доску.

– Что же получилось? (Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, …)

– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр.)

– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)


Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо было измерить отрезки.)

– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный.)

– Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)

– Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство? (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)

– Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)

– То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная? (Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…)

– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)

– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.)




Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;







4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.



Коммуникативные

Развиваем умения


1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);


2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;


3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;



4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;



5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;


6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;


7. – ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;


8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;




9. – работать консультантом и помощником для других ребят;


10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.








Регулятивные

Развиваем умения


1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;


2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);


3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;


4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;










Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;




2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;


3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;

2) согласовать тему урока;

3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.




Организация учебного процесса на этапе 4:

– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? (Метр.)

– Это – тема нашего урока: «Метр».

Открыть тему на доске.

 – Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)

– Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему? (Дециметр, так как …)

– А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц  длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра;

2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;

3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)

– Почему? (10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.)

Учитель вывешивает на доску карточку:

– А сколько в одном дециметре сантиметров? (1 дм = 10 см.)


– Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)

Открыть всю карточку:

Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)

Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины:


Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)

Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...)

Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)

Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок? (Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску.)

– Так и сделайте.

Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык».

– Какова же длина полоски? (15 дм.)

– Выразите длину полоски в метрах и дециметрах. (…, 1 м 5 дм.)

– Молодцы! Вот и нет больше затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 

создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.

 







































7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

повторить решение составных задач на нахождение целого и на разностное сравнение.










9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;

2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;

3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.


Организация учебного процесса на этапе 6:

– Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)

– Выполним несколько заданий. Сотенка поможет вам.

По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради.

– Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм =

= 200 см.)

– Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.)

Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров.

Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.)

Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.)

На доске вывешиваются 4 больших треугольника.

Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе  выполнить это задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


- Молодцы! Как же Сотенка помогла вам? (Знания соотношений единиц счёта нам помогают помнить соотношение единиц длины.)

№ 4, 5 стр. 36.

– Эти же знания вам помогут в выполнении следующего задания.

Задание:

Вырази в дециметрах:                                Вырази в метрах:

   6 м       800 см                                70 дм           200 см

   9 м           400 см                                50 дм           300 см

Решение:                                        Решение:

6 м = 60 дм        800 см = 80 дм                        70 дм = 7 м        200 см = 2 м

9 м = 90 дм        400 см = 40 дм                        50 дм = 5 м        300 см = 3 м

– Откройте в учебнике  4 на стр. 36. Прочитайте задание.

– Выполним задания на первой строке.

Один у доски с объяснением, остальные – в тетради.

(1 м = 10 дм, значит 6 м = 60 дм; 100 см = 10 дм, значит 800 см = 80 дм.) 

Вопросы к ученику (ученикам), выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты с заданием справился?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


Первая строка  5 на стр. 36 выполняется аналогично.

 6 (а, б первый столбик), стр. 37.









– Какое задание предстоит выполнить? (Сравнить числа и единицы длины.)

– Как будете сравнивать круглые сотни? (Как однозначные числа.)

– Сравните числа в первой клетке.


По одному с места с комментированием.

При каких условиях можно сравнивать величины? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)

Что делать, если величины выражены в разных единицах измерения? (Перевести в одинаковые, пользуясь соотношением единиц измерения.)

– Сравните величины в первом столбике



По 1 с места с объяснением.

(Первые две величины можно сравнить, не переводя в другие единицы длины, т.к. числа одинаковы, но слева метры, а справа сантиметры, метр больше сантиметра, значит, 3 м > 3 см. 4 дм и 40 см. Здесь можно дециметры перевести в сантиметры: 4 дм = 40 см, можно сантиметры перевести в дециметры: 40 см = 4 дм. Ставим знак «=».)

Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)


Организация учебного процесса на этапе 7:

Выполните № 6 (а, б второй столбик) на стр. 37.

На выполнение задания даётся ≈ 1 минута.

Проверьте себя по эталону. 

Открыть на доске эталон для самопроверки: 1 с = 10 д = 100               40 < 400

                                                                                    900 > 9

                                                      1 м = 10 дм = 100 см      500 см = 50 дм

                                                                                 9 м = 900 см.

Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)

– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.)

У кого не было ошибок, поставьте себе «+».







Организация учебного процесса на этапе 8:

Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.)

– Решим задачу. № 2 (а), стр. 36.








Прочитайте задачу.

Проанализируйте и решите устно. (В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.)

Запишите самостоятельно решение задачи.


Организация учебного процесса на этапе 9:

Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)

Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)

Чем помогла вам Сотенка на уроке? (Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)

У кого остались вопросы, неясность?

У кого всё получилось?

Что понравилось, запомнилось на уроке?

– Оцените свою работу.




 


















ТОУУ



























ТОУУ

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1 м = 10 дм = 100 см

пока

закрыто

1 с = 10 д = 100

Задание:

Решение:

Задание:

а) После того, как от куска ткани отрезали 5 м, в нём осталось 16 м. Сколько метров ткани было в этом куске вначале?

Решение:

                       ? м                

         отрез.      осталось        16 + 5 = 21 (м)

        5 м         16 м                Ответ: 21 метр был в куске ткани

Домашнее задание:

  2 (в), 3, стр. 36;  6 (3 столбик),  8 (1 столбик), стр. 37;

  1, стр. 36;  10, стр. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....

УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел

Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель урока: Создание условий для  закрепления знаний обучающихся  по данной  теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...

Конспект урока математики 4 класс Тема «Координатный угол»(1-ый урок)

Конспект урока математики4 классТема «Координатный угол»(1-ый урок)Цель урока: формировать представление о координатной плоскости, координатах точки.Задачи, направленные на формированиепре...

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...