Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Сенюрина Галина Константиновна

 

УМК «Гармония» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №94

Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

УМК «Гармония» 4 класс

                                                                       Выполнила: Сенюрина Галина           Константиновна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 94

                                                  Нижний Новгород

                                                 2012 г.

ТЕМА УРОКА:  АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО.

ЦЕЛИ: -разъяснить учащимся алгоритм письменного деления на однозначное число

             -развивать речь учащихся и умение пользоваться математическими терминами

             -воспитывать навыки коллективной работы

ХОД УРОКА:

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

 

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке, нарисуйте ее в воздухе перед собой.

- Очень захотите получить ее и приложите для этого все усилия.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

     

  1. УСТНЫЙ СЧЕТ.

_ Чтобы раскрыть название темы урока необходимо разгадать ребус. Он зашифрован в следующем задании:

- Запишите остаток от деления данных чисел в тетрадь:

 70 : 8   47: 5   18 : 7   82 : 9   45 : 6   37 : 8   7 : 14   35 : 9

      6         2          4          1          3          5        7            8

- Цифре 6 соответствует буква  И, 2 – Л, 4 – О, 1 – А, 3 – Г, 5 – Р, 7 – Т, 8 – М.

- Расставьте числа в порядке возрастания. Какое слово получилось? (алгоритм)

- Что значит слово алгоритм?

- С какими алгоритмами мы уже  знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения столбиком)

- С каким алгоритмом мы еще не знакомы? Назовите тему нашего урока.

( Алгоритм письменного деления )

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

- Какие знания и умения нам пригодятся для деления столбиком?

(деление с остатком, таблица умножения, внетабличные случаи умножения и деления, вычитание столбиком, деление суммы на число)

- Для повторения и закрепления этих знаний проведем работу по карточкам , лежащим перед  вами. Проверяющими сегодня будут…….

 -В начале работы оцените свою уверенность в успехе. Обведите соответствующий значок.

1 ЗАДАНИЕ

  Соотнеси записи и найди значение частного:

144 : 6             (180  + 18) : 9 =

 

168 : 7             (150 + 15 ) : 5 =

198 : 9             (120 + 24) : 6 =

165 : 5             (140 + 28) : 7 =

2 ЗАДАНИЕ

Представь делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4. Найди значение частного.

3216 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

1640 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

3648 : 4 = (_______ + _______) : 4 =

296 : 4 =  (_______ + _______) : 4 =

3 ЗАДАНИЕ.

Впиши числа, чтобы получились верные равенства. Найди значение частного.

(600 + _______) : 3 = _______ + 10 =

(2500 + _______) : 5 = _______ + 60 =

(72000 + _______) : 8 = _______ + 800 =

(2800 + _______ + _______) : 4 = _______ + 30 + 2 =

(проверяющие выносят на доску большие листы с выполненным заданием , дети сверяются и оценивают свою работу)

4 . ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

- Применим наши знания и умения на практике:

Сравните записи на доске.

16  5           165  5          1655  5

15  3           15    33         15    331

  1 ост.         15                 15

                       0                  5

                                           5

                                           0

-Чем похожи эти записи?

-Чем отличаются?

- Можно ли заменить способ деления уголком на деление суммы на число:

( ученик записывает на доске 1655 : 5 = (1500 + 150 + 5) : 5 =  331)

- Значит деление столбиком – это какой-то новый способ вычислений?

- Значит справимся?

- Сделайте открытие, проанализируйте мои слова: при умножении столбиком первый полученный результат мы называли неполным произведением. Как же нам назвать 16 в записях на доске?

 ( неполное делимое)

- Проанализируйте, как зависит от первого неполного делимого  и от делителя количество цифр в частном.

5 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. (ст. 62 № 187)

- Определите количество цифр в значении частного 1 ряд, работая в парах, в первом столбике, 2 ряд во втором, 3 ряд в третьем.

- С закрытыми глазами покажите на пальцах сколько цифр у вас получилось.

 

6 . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Если число, которое я назову,  является значением произведения таблицы умножения,то руки вверх поднимают девочки ,если же нет –то мальчики.

64 , 33, 24, 18, 53, 82, 16, 48, 56, 67.

7. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ.

 

- Последовательность алгоритма вы будете формулировать сами, а затем сверимся с выводами ученых.

- Мы записываем действие и объясняем его.

24138  9

18        2782

  61

  54

    73

    72

      18

      18

        0

АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ

  1. Выделяем первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в значении частного.
  3. Подбираем первую цифру в значении частного.
  4. Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
  5. Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
  6. Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
  7. Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
  8. Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.

- С чем мы познакомились? Где в повседневной жизни нам пригодится деление столбиком?

- Закрепим умение пользоваться алгоритмом на других случаях деления:

925  5                      864  4

5      185                  8      216

42                              6

40                              4

  25                            24

  25                            24

    0                              0

 

8. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ.

 

Проанализируйте в группах схему задачи.

- О скольки объектах говорится в задаче? В какой зависимости друг от друга находятся эти объекты? (первый объект в шесть раз меньше второго, а второй на 625 больше первого)

Как эта задача связана с темой урока?

( чтобы найти величину первого объекта 625 надо разделить на 5)

- Повторим алгоритм деления.

- В группах составьте условие к этой задаче. Запишите решение и ответ, опираясь на ваше условие.

(у доски двое учеников решают с обратной стороны доски.)

Проверка.

  1. ИТОГ УРОКА.

С чем мы познакомились на уроке?

- Просмотрите свои записи , у кого большенство  +?

Значит цель урока достигнута и у нас все получилось.

-Алгоритм деления вы повторите выполнив дома задание № 192.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по математике. "Подготовительные упражнения к письменному делению на однозначное число" (устные вычисления)

Для решения проблем, которые возникают при делении на однозначное число, необходимо заранее отработать деление с остатком....

Технологическая карта урока математики на тему " Алгоритм письменного деления. "Прикидка" результата.Сравнение выражений."

Урок разработан по образовательной программе" Гармония" ,  4 класс, 2-ая четверть, №280-286Цель:Совершенствовать умение решать задачи, выполнять прикидку результата и сравнивать выражения на осно...

Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"

Предмет: математикаТип урока: урок изучение нового материала.Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»Класс: 3Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однознач...

Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число.

Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, решение задач...

Технологическая карта Урока математики на тему: “Алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное», проведенного во 3 классе

Цель урока: формирование знаний о письменном приёме деления на однозначное число. Задачи урока:Дидактические:- вывести с детьми четкий алгоритм деления круглого трёхзначного числа  на однозн...

Конспект урока по математике на тему: Приёмы письменного деления на однозначное число

Тема: Приёмы письменного деления на однозначное число.Цель: познакомить с алгоритмом деления трёхзначного числа на однозначное.Задачи:- отрабатывать навыки деления на однозначное число, реше...