3 класс. Математика. Таблица умножения и деления с числом 9.(Стр.59)
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

3 класс. Математика. Таблица умножения и деления с числом 9.(Стр.59) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_44.docx19.37 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_44.docx9.96 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. Математика.

Урок 44

Тема: Таблица умножения и деления с числом 9.(Стр.59)

Цель урока:

1.Составить и разучить таблицу умножения и деления с числом 9.

2.Совершенствовать знание таблиц умножения и деления с другими числами.

3.Повторить соотношения между единицами длины.

4.Совершенствовать  вычислительные навыки и умения решать задачи.

5. Развивать, внимание ,пространственное  мышление и память.

 Оборудование:

Сова ; эмблемы в виде животных на каждого человека и булавочки; запись на доске для чистописания; запись цифр для практических заданий; счётные палочки.

 Ход урока:

1.Сообщение темы и целей урока.

Мудрая Сова приветствует вас:

Ночью Данилке не спится-

За контрольную … (единица)

Будет мне головомойка,

Ведь в тетради снова …(двойка)

Чтоб не слушать упрёки,

Ты, дружочек, учи …(уроки).

- Сегодня мы будем проверять, как вы учите уроки, проведём самостоятельную работу, а также составим таблицу умножения числа 9.

2.Минутка чистописания.

- Тётушка Сова начинает урок в лесной школе. Каждый из вас получает лесной псевдоним. Сегодня вы в лице ваших зверюшек и будете оцениваться Мудрой Совой.

На доске:

  32  24  16  8  4

- Уменьшите числа в 4 раза.

Ответ: 8  6  4  2  1

- Что значит «уменьшить в несколько раз»? (Это значит разделить большее число на меньшее.)

- А что общего в этих ответах? (Это однозначные числа.)

- Назовите «лишнее». Почему вы так считаете? (Число 1.  Оно нечётное.)

Письмо числа 1.

3. Самостоятельная работа.

«Проверочные работы» - стр.30-31.

4.Работа по теме урока.

1.Составление таблицы умножения числа 9.

Таблица составляется на развороте тетради.

9 ∙ 2 = 9 +  9 = 18                                                                                        9 ∙ 2 = 18

9 ∙ 3 = 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 2 + 9 = 27                                                                9 ∙ 3 = 27

9 ∙ 4 = 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 3 + 9 = 27 + 9 = 36                                           9 ∙ 4 = 36

             9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 2 + 9 ∙ 2 = 18 + 18

9 ∙ 5 = 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 4 + 9 = 36 + 9 = 45                                              9 ∙ 5 = 45

           9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 2 + 9 ∙ 3 = 18 + 27 = 45

9 ∙ 6 = 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 4 + 9 = 36 + 9 = 54                                        9 ∙ 6 = 54

            9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 3 + 9 ∙ 3 = 27 + 27 = 54

9 ∙ 7 = 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 6 + 9 = 54 + 9 = 63                                  9 ∙ 7 = 63

           9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 5 + 9 ∙ 2 = 45 + 18 = 63

   9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9+ 9 + 9 = 9 ∙ 10 – 9 ∙ 3 = 90 – 27 = 63

9 ∙ 8 = 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 7 + 9 = 63 + 9 = 72                            9 ∙ 8 = 72

            9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 5 + 9 ∙ 3 = 45 + 27 = 72

            9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9+ 9 + 9 = 9 ∙10 – 9 ∙ 2 = 90 – 18 = 72

9 ∙ 9 =  9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9+ 9 + 9 = 9 ∙ 8 + 9 = 72 + 9 = 81                       9 ∙ 9 = 81

            9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 5 + 9 ∙ 4 = 45 + 36 = 81

            9 + 9 + 9 +  9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 10 – 9 = 90 – 9 = 81

- Посмотрите внимательно на получившуюся справ колонку. Какие числа в ней записаны?

а) В ней записаны только двузначные числа, поэтому при умножении девяти на однозначное число будет получаться 9 или двузначное число.

б)Количество десятков в произведении на единицу меньше, чем второй множитель. Итак, если умножать 9 на 6, то в произведении будет двузначное число, количество десятков равно 5 ( 6 – 1 = 5).

в) Обратим внимание на получившиеся результаты:

18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81

    В них количество десятков увеличивается на единицу, а количество единиц уменьшается на единицу. Это значит, что сумма цифр в каждом числе постоянна.

Действительно, 18 (1 + 8 = 9), 27 ( 2 + 7 = 9), 36 ( 3 + 6 = 9) и т.д.

Итак, при умножении девяти на однозначное число( или при умножении однозначного числа на 90 получится 9 или число сумма которого равна 9!!!

Например, чтобы найти значение произведения 9 ∙ 7, можно рассуждать так:

  1. Это двузначное число
  2. Количество десятков равно 6 (7 – 1 = 6)
  3. Количество единиц равно 3 ( 9 – 6 = 3)
  4. Итак, 9 ∙ 7 = 63.

Таблицу умножения на 9 и таблицу деления вы составите дома.

2.Заполнение таблицы Пифагора.

3.Практические задания.

А)Не выполняя вычислений объясните, почему данные равенства не могут быть верными: 9 ∙ 6 = 55,  4  ∙ 9 = 81, 5 ∙ 9 = 44, 9 ∙ 7 = 72

Б )Выберите из данных чисел те, которые были получены в результате умножения числа на 9: 42. 56, 45, 37, 81. Какое число умножали на 9?

В) Работа со счётными палочками.

Выставляется 2 пучка – десятка.

- Я взяла 2 раза по 10, получилось два десятка, а надо было взять 2 раза по 9. Выну из каждого пучка по 1 палочке. Всего я вынула 2 палочки. Значит, получится два десятка без двух, то есть 2 ∙ 9 = 18.

Аналогично рассуждают и с другими случаями.

9 ∙ 3 – это 3 десятка без трёх.

9 ∙ 4 – это 4 десятка без  четырёх.

9 ∙ 5 – это 5 десятков без пяти и т.д.           

Физкультминутка.

Наступает в лесу тишина,

(Руки плавно поднять вверх, затем опустить)

Заблестела на небе луна.

(Покачать поднятыми руками)

Ёжик свернулся клубком,

(Руки на поясе, свести и развести локти)

Зайчик уснул под кустом.

(Присесть на корточки)

Только сове не спится,

(Руки в виде крыльев – в стороны)

В небе ночном кружится:

( Помахать вверх – вниз)

Покричала. Полетала.

Пошумела.

И на ветку дуба старого

Она тихо села.

(Наклонить туловище вперёд ,руки отвести назад. Присесть.)

5.Повторение изученного материала.

1.Решение задач.

№3. Стр.59

  1. Выражение 27 : 9 означает, сколько клеток заняла девочка морковью.
  2. 18 : 9 означает, сколько клеток занял мальчик морковью.
  3. 27 + 18 означает, сколько всего моркови собрали мальчик и девочка вместе
  4. (27 + 18) : 9 означает, сколько клеток могли обеспечить морковью мальчик и девочка вместе.

М – 27 м.

                     } 9 м по ? кл.

Д. – 18 м

( 27 + 18) : 9 = 5 (кл.)

Ответ: в 5 клеток были разложены все морковки.

2.Работа с единицами длины.

№5, стр.59

6.Итог урока.

- Чему мы научились на уроке?

Игра «Настроение».

7.Домашняя работа.

Стр.59, №1, 4, 6

Выучить таблицу умножения 9.



Предварительный просмотр:

32  24  16  8  4

18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 3 классе. Тема: «Таблица умножения и деления с числом 6»

Урок открытия нового знания.План урока построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Конспект урока по математике (3 класс). Тема: Таблица умножения и деления с числом 5. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием. Планируемые результаты:Предметные: знать алгоритм составления табл...

Конспект урока математики "Таблица умножения и деления с числом 6" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: составление таблицы умножения числа 6 и способствование ее запоминанию. Планируемые результаты:Предметные:знать табличные случаи умножения и деления с числом 6, названи...

Конспект урока по математике "Таблица умножения и деления с числом 7" 3-й класс

Данный материал будет интересен учителям начальной школы....

Технологическая карта урока математики «Таблица умножения и деления с числом 7» (3 класс)

Цель урока: формирование умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7; решение текстовых задач арифметическим путём.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Составить таблицу умно...