Рабочая программа по математике. Программа "Начальная школа XXI века", 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Борисова Ирина Валерьевна

Рабочая программа по математике соответствует ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                           

         Рабочая программа по математике  для 1 класса  составлена на основе авторской программы «Математика» В. Н. Рудницкой  (Математика: программа: 1-4 классы / -  М.: Вентана-Граф, 2011. – 128с.: ил.- (Начальная школа XXI века).  

       Цели и задачи обучения математике

       Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

- умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов. 

     Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.

    Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.

      Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

      Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал.

     Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков,  но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.

    Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала  в курсе.
      Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
      Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.                      

   

   Место курса математики в учебном плане.

    Рабочая программа по математике рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю), в том числе, на проведение:

диагностических работ  - 3 час;

контрольных работ  - 1 час.

В основе методики преподавания предмета «Математики»  лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.

    Ценностные ориентиры содержания курса математики.

   Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения  между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

  Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизованности;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

- адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности);

- представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Формы и средства контроля

 Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционных формах (путешествий, экскурсий, сказок) и т. п.

 На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работы, работа в парах.

     Основной формой работы учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

      Основными формами текущего контроля являются:

- устный опрос;

- диагностические работы;

- самостоятельные работы;

- тестовые задания.

      В конце года проводится итоговая письменная контрольная работа.

В авторскую программу изменения не внесены

   

 

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

      называть:

      • предмет, расположенный левее (правее), выше данного предмета, над (под, за) данным предметом, двумя предметами;

      •   числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке;

      • число,  большее  (меньшее)  данного  на  несколько единиц;        

      • фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);

       воспроизводить по памяти:

      •  результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;

      •  результаты табличных случаев вычитания в пределах 20;        

         различать:        

      •  число и цифру;

      •  знаки арифметических действий (+, -, •, :);

      •  шар и круг, куб и квадрат;

      • многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;

      сравнивать:

      • предметы в целях выявления в них сходства и различия;

      • предметы по форме, по размерам (больше, меньше);

      • два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на ...», «меньше на ...»; использовать модели (моделировать учебную ситуацию) :

      • выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач;

       применять:

     • свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений;

     • правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;

     решать учебные и практические задачи:

    •  ориентироваться в окружающем пространстве (выбор  маршрута, пути передвижения и пр.);

    • выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

    • определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов;

    • пересчитывать предметы и выражать результат числом;

    • читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа;

    • решать текстовые арифметические задачи в одно действие, записывать решение задачи;

    • измерять длину предмета с помощью линейки;

    • изображать отрезок заданной длины;

    • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке.

      Может научиться:

    сравнивать:

     разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

   воспроизводить:

     способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

   классифицировать:

    • определять основание классификации;

   обосновывать:

     • приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

   контролировать деятельность:

       осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

   решать учебные и практические задачи:

       преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

       использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

       выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

     •  составлять фигуры из частей;

      разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

     • изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

     • находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

     • определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

      представлять заданную информацию в виде таблицы;

     • выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

   

Содержание курса

       

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов

Предметы и их свойства

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством


Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Отношения между предметами,
фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)



Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше,
меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).








Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел



Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел

Число и счёт

Натуральные числа. Нуль

Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов. Число и цифра. Запись результатов пересчёта предметов цифрами.

Число и цифра 0 (нуль).



Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше (на несколько единиц)


Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке. Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счёта)

Арифметические действия
и их свойства

Сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)



Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).
Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Число и счёт

Сложение и вычитание
(умножение и деление) как взаимно обратные действия

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида 10 + 8, 18 – 8, 13 – 10.



Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20; соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности: с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц




Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты табличного вычитания.

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц

Свойства сложения и вычитания

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке.

Свойства вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий в составных выражениях со скобками


Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.





Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки

Величины

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)


Различать монеты; цену и стоимость товара

Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками


Различать единицы длины.



Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.




Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.


Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.


Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.









Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями



Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.  

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри


Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии


Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.


Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы

Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки


Различать предметы по форме.


Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера


Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур  


Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.
Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин.

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Фиксировать результаты разными способами.

Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу

Поурочное  планирование по  математике

Классы         1

Учитель        Борисова Ирина Валерьевна

Количество часов

Всего 132 часа; в неделю 4 часа.

Плановых контрольных уроков 1.

Диагностических работ: 3.

№ урока

 Тема урока

Характеристика основной

 деятельности  ученика

Дата проведения

Сравнение предметов по их свойствам.

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству. Упорядочивать предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Сравнение предметов по их свойствам.

Направление движения: слева направо,

справа налево.

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

 Различать направления движения: слева направо, справа налево.

Таблицы.

 Характеризовать расположение предмета в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец.

Расположение на плоскости групп предметов

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Различать направления движения: слева направо, справа налево.

Числа и цифры

 Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. 

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

 

Числа и цифры.

Конструирование плоских фигур из частей.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей.

Подготовка к введению сложения.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Развитие пространственных представлений.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

 Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей.

Движения по шкале линейки.

 Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее).

Диагностическая работа

 

 Подготовка к введению вычитания.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Сравнение двух множеств предметов по их численностям.

Сравнивать два множества предметов по их численностям путем составления пар.

На сколько больше или меньше?

Сравнивать два множества предметов по их численностям путем составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Подготовка к решению арифметических задач.

 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

 Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Подготовка к решению арифметических задач.

Сложение чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия

 Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Вычитание чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий

Число и цифра.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. 

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Число и цифра 0.

 Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Измерение длины в сантиметрах.

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением.

Измерение длины в сантиметрах.

Увеличение и уменьшение числа на 1

 Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

Увеличение и уменьшение числа на 2

Число 10 и его запись цифрами.

Различать понятия «число» и «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом. 

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

 Дециметр.

Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением.

Многоугольники.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже

Понятие об арифметической задаче.

Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

 

Решение задач.

Решение  задач.

Числа от 11 до 20     

Называть числа от 11 до 20  в прямом и обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Числа от 11 до 20     

Измерение  длины в дециметрах и сантиметрах.

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков визуально и с  помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами

Составление задач.

Составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме).  

Анализировать текст  задачи.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

.

Числа от 1 до 20

 Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Подготовка к введению умножения.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели.

Подготовка к введению умножения.

Составление и  решение  задач.

Анализировать текст  задачи.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме).  

Числа второго десятка.

Называть числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Умножение.





Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели.

Использовать знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

 

Умножение.


Решение   задач.

Анализировать текст  задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие, вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме).  

Решение задач.

Верно или неверно?

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Подготовка к введению деления.

 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели.

Использовать знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

 

Деление на равные части.

Деление на равные

 части.

Сравнение результатов арифметических действий.

Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

Работа с числами второго десятка.

Использовать знание десятичного состава чисел при выполнении вычислений.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать  и исправлять вычислительные ошибки

Решение задач.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи

Сложение и вычитание чисел.

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава чисел при выполнении вычислений.

 Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать  и исправлять вычислительные ошибки.  

Сложение и вычитание чисел.

Сложение и вычитание чисел.




Умножение и деление

чисел.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели.

Использовать знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Моделировать  ситуации, описанные в задачах, с помощью фишек.

Выбирать арифметическое действие для решения задач.

Выполнение заданий разными способами.

Моделировать  ситуации, описанные в задачах, с помощью фишек.

Выбирать арифметическое действие для решения задач.


     

Решение текстовых арифметических задач

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме).  

.




      58.

Решение текстовых арифметических задач

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

      59.

Диагностика

      60.

Решение задач

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

      61.

Решение задач

      62.  

Сложение и вычитание чисел

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава чисел при выполнении вычислений.

 

    63.

Перестановка чисел при сложении.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.


   64.

Перестановка чисел при сложении.

    65.

Шар. Куб.

Различать куб и квадрат, шар и круг. 

Называть предъявленную фигуру.

Различать предметы по форме.

   66.

   67.

Сложение с числом 0.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

 Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

   68.

Сложение с числом 0.

   69.

Свойства вычитания.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

   70.

Свойства вычитания

   71.

Вычитание числа 0.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

 Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

   72.

Вычитание числа 0.

   73.

Деление на группы по несколько предметов.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). 

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

   74.

Деление на группы по несколько предметов.

   75.

Сложение с числом 10.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

   76.

Сложение с числом 10.

   77.

Прибавление и вычитание числа 1.

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

   78.

Прибавление и вычитание числа 1.

   79.

Прибавление числа 2.

 

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

   80.

Прибавление числа 2.

  81.

Вычитание числа 2.

  82.

Вычитание числа 2.

  83.

Вычитание числа 2.

  84.

Прибавление числа 3.

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

  85.

Прибавление числа 3.

  86.

Вычитание числа 3.

 Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.


  87.

Вычитание числа 3.

  88.

Прибавление числа 4.  

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

  89.

Прибавление числа 4.

  90.

Прибавление числа 4.

  91.

Вычитание числа 4. 

  92.

Вычитание числа 4. 

  93.

Вычитание числа 4. 

  94.

Прибавление и вычитание  числа 5.  

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

  95.

Прибавление и вычитание  числа 5.  

  96.

Прибавление и вычитание  числа 5.

  97.

Прибавление и вычитание числа 6.  

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания и обосновывать с их помощью способы вычислений.

  98.

Прибавление и вычитание числа 6.

 99.

 Прибавление и вычитание числа 6.

 100.

Сравнение чисел.

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях. Сравнивать числа разными способами (с помощью шкалы линейки, на основе счета).

 101.

Сравнение чисел. 

 102.

Сравнение. Результат сравнения.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел.

 103.

Сравнение. Результат сравнения

 104.

На сколько больше или меньше. 

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

 105.

На сколько больше или меньше. 

 106.

На сколько больше или меньше.

107.

Увеличение числа на несколько единиц.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

 

 

 

108.

Увеличение числа на несколько единиц.

 109.

Увеличение числа на несколько единиц.

110.

Уменьшение числа на несколько единиц.

 Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на  уменьшение данного числа на несколько единиц.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.


 

111.

Уменьшение числа на несколько единиц.

112.

Уменьшение числа на несколько единиц.

113.

Прибавление чисел 7,8,9.

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

114.

 Прибавление чисел 7,8,9.

115.

Прибавление чисел 7,8,9.

116.

Вычитание чисел 7,8,9.

Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять вычислительные ошибки.

117.

 Вычитание чисел 7,8,9.

118.

Вычитание чисел 7,8,9.

119.

Сложение и вычитание. Скобки.

Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два действия и скобки.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных числе, а также результаты табличного вычитания.

120.

Сложение и вычитание. Скобки.

121.

Сложение и вычитание. Скобки.

122.

Зеркальное отражение предметов.

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

123.



Зеркальное отражение предметов.

124.

Итоговая контрольная работа

125.

Симметрия.  

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы.

126.

Симметрия.   

127.

Диагностика

128.

Оси симметрии фигуры. 

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы.

129.

Оси симметрии фигуры. 

130.




















Решение текстовых арифметических задач

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.). 

131

Решение текстовых арифметических задач

132

Решение текстовых арифметических задач

 

                                                                                                                        

Перечень учебно-методических средств обучения

 

№ п/п

                                        Наименование пособия 

  1.                                      Печатные средства обучения

1

  1. Рудницкая В.Н.
  2. Программа четырёхлетней начальной школы по математике.–М.:Вентана-Граф, 2011.- (Начальная школа ХХI века).

2

  1. Рудницкая В.Н. Кочурова В. Е., Рыдзе О. А.
  2. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2011.

3

  1. Рудницкая В.Н.  
  2.  Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2011.

4

  1. Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2011.

5

  1. Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2011.

6

  1. Кочурова В. Е. Математика: 1 класс: коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь считать»  для учащихся общеобразовательных учреждений  – М.: Вентана-Граф, 2011.

7

  1. Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: дидактические материалы: в 2ч.  – М.: Вентана-Граф, 2011

8

Рудницкая В.Н., Т. В. Юдачёва

 Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы.- 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011

                      Наглядно-демонстрационные средства обучения и оборудование

1

Раздаточные средства обучения (приложения к учебнику и тетрадям для 1 класса)

   2

Мультимедийный проектор

   3

Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль

   4

Наборы предметных картинок

   5

Комплект динамических  пособий для начальной

школы по математике – средства обратной связи (веера)

   6

Наборы пространственных геометрических фигур: куб, шар, конус, цилиндр

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Список литературы.

  1. Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 224 с.: ил.
  2. Узорова, О.В. Четвертные контрольные работы по математике: 1-4-й кл. / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238с.
  3. Голубь В.Т. Зачетная тетрадь . Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс (1-4). Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 96 с.
  4. Гордеев Э.В. 1200 задач и примеров по математике: 1-4-й кл.: Для нач.шк. / Э.В.Гордеев. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 286с.
  5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4-е кл. (1-4); 1-3-е кл. (1-3) / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 238с.
  6. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по математике. 1 класс. Пособие для начальных классов. – М.: Грамотей, 2008г.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»

Рабочая программапо математике УМК «Школа 21 века» 3 класск учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика» Пояснительная записка Настоящая программа разработана  на основе ...

Рабочая программа по математике УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс....

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»

Рабочая программа по математике УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Рудницкой В.Н. «Математика»...

Рабочая программа по математике. Начальная школа 21 века-1 класс.

Программа составлена согласно требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс

Рабочая программа по Математике Начальная школа XXI века 1 класс...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа 21 века" (1-4 классы)

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального кур...