Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Курилова Татьяна Николаевна

Урок по теме "Сложение и вычитание в пределах 20" разработан в соответствии с ФГОС к УМК "Перспектива", авт.Дорофеев Г.В.. На уроке отрабатываются приёмы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Выполняя предложенные задания, ребята учатся решать проблемы экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slozhenie_i_vychitanie_chisel_v_predelah_20.zip27.74 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока

«Сложение и вычитание чисел в пределах 20»

Ф.И.О: Курилова Татьяна Николаевна

Место работы: МБОУ Ленинская СОШ

Должность: учитель начальных классов

Предмет: математика

Класс: 1

Тема и номер урока в теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»  (3 урок)

Базовый учебник: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012

Цель урока: Закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 20.

Задачи:

Обучающие: Отрабатывать приёмы сложения и вычитания в пределах 20,закрепить знание чисел второго десятка.

Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности, .

Воспитательные: Воспитывать  у учащихся отношения делового сотрудничества, сознательную дисциплинированность, интерес к предмету математика.

Планируемый результат.

Личностные умения:

- желание осваивать учебный материал, необходимый для решения задачи;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;- позитивное отношение к результатам обучения.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

- выполнять  сложение и вычитание в пределах 20, уметь обосновывать свое мнение;

- определять правила личной гигиены и охраны своего здоровья;

- использовать приобретенные знания при выполнении различных заданий.

  1. Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;

- проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

  1. Коммуникативные умения:

- комментировать учебное задание с использованием математических терминов;

- комментировать действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;

- формулировать собственное мнение;

- работать в парах;

- согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- выполнять сложение и вычитание в пределах 20 ;

- решать задачи в два действия.

Тип урока: закрепление изученного.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа. работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, вееры цифр.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и организует эмоциональный настрой на урок.

Ребята, сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие. И прежде чем отправиться в путь подарите друг другу немножко внимания. Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь своими ладошками ладошек соседа и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Улыбнитесь. Опустите ладошки и сядьте правильно. Что вы сейчас подарили своему соседу? Давайте произнесём хором «Мы друзья!». Мы – друзья, а друзьям все трудности по плечу, а это значит, что можно отправляться в путь.

Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.

Предполагаемые ответы детей:

улыбку, частичку сердца дружбу.

Учащиеся повторяют хором предложенные слова: «Мы друзья!»

3 мин.

2

Актуализация знаний.

Письмо цифр.

ЭОР №1

Работа учителя направлена на создание   у учащихся мотивации к постановке учебной цели.

 И сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по планете Земля. Именно так! Ведь 22 апреля - день рождения планеты Земля.

Посмотрите на это число и скажите, сколько десятков и единиц в записи этого числа? (демонстрирую на интерактивной доске).

(Учитель предлагает детям образец написания цифры 2 с опорой на ЭОР)

Посмотрите, как пишется цифра 2.

Возьмите ручку, сядьте правильно и пропишите цифру 2 в воздухе.

А теперь пропишите её в тетради 5 раз.

Обменяйтесь с соседом  тетрадями и зелёной пастой подчеркните самую красивую цифру.

Учитель подводит итог выполненного задания. 

Ваши цифры так же прекрасны, как  прекрасна планета Земля. А что украшает Землю?

Беседа по охране природы.

Ребята, но не всегда наша планета довольна поведением человека в природе. Скажите, какие трудности создаёт человек природе?

И решением этой проблемы занимается одна из наук. Я предлагаю вам выполнить задание и узнать название это науки.

А задание не простое,

Дружно все будем молчать

И на мои вопросы

С помощью веера отвечать.

Будьте внимательны.

Назовите последующее число 10.

Назовите предыдущее число 14.

Какое число расположено между 15 и 17?

Первое слагаемое 4, второе слагаемое 10. Чему равна сумма?

Назовите число, которое при счёте идёт за числом 19?

(при верном выполнении задания на доске появляется слово «экология»)

Прочитайте, как называется наука об охране природы.

Ребята, перед вами лежат словари. Откройте их на месте нахождения закладки и прочитайте значение этого слова.

Экология – это наука о доме.

Наш с вами дом – планета Земля. И мы должны её охранять. Вы готовы прийти

на помощь нашей планете?

Хорошо, тогда мы с вами будем заниматься её охраной, а значит, нас будут называть экологами.

Ответы детей:

2 десятка и 2 единицы

Дети проверяют работу соседа.

Предполагаемые ответы учащихся:

Планету Земля украшают цветы, птицы, животные, водоёмы.

Человек вырубает деревья, уничтожает животных, пересушивает  и загрязняет водоёмы…

Ответы учащихся:

11

13

16

14

20

Дети читают с интерактивной доски: экология.

Работа со словарями (дети ищут значение слова экология).

Ответы детей:

Готовы.

11 мин.

3.

Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

Правильно. А выполняя задания, помогать планете Земля, готовиться ко дню рождения.

Предполагаемые ответы учащихся:

Сегодня на уроке мы будем выполнять вычисления в пределах 20.

1 мин.

4

Закрепление и обобщение изученного материала.

Табличное сложение и вычитание  (до 20)

ЭОР №2

(Учитель организует работу в парах с опорой на ЭОР)

Ну что ж пора отправляться в путь. Показывать нам дорогу будет волшебный клубочек. Будьте внимательны. Нужно как можно быстрее решить предложенные вам примеры. Работать будете в парах. Помните главное правило – работать надо дружно, сообща, не ссорясь.

Молодцы, ребята. Даже сказочный герой остался доволен вашими результатами. Трудности были, но мы смогли их преодолеть. Что ж, мы на верном пути. Первый сигнал поступил из подводного царства. Помощи в подготовке к празднику просят рыбы.

Учитель объясняет ход выполнения задания и контролирует его выполнение.

Прочитайте, пожалуйста, полученные результаты. Расположите их в порядке в порядке возрастания. Полученную цепочку запишите самостоятельно.

Проверьте себя. (Демонстрация ответов на интерактивной доске) Вы помогли рыбам,  и они за это очень вам благодарны. Жители подводного царства в знак благодарности предоставили  нам интересную информацию. Прочитайте.

Мы живём в Ростовской области, которая богата реками, озёрами, а значит, и рыбой. А знаете ли вы, что в реке Северский Донец, который протекает в окрестностях нашего города, водится 41 вид различных рыб. Скажите, пожалуйста, какие?

Работа в парах.

.

Учащиеся выписывают полученные ответы и располагают их в порядке возрастания.

Самопроверка.

Дети читают предложенную информацию.

Лещ, сазан, окунь, карп…

5 мин.

5

Физминутка.

Посмотрите, ребята, какой гость пожаловал к нам на урок. Да это же крошка – енот. Он предлагает немного отдохнуть. Встаньте все и  проследите глазками за действиями  персонажей, которые будут появляться на экране.

Дети следят за движениями героев, которые появляются на экране.

2 мин.

6

Творческое применение знаний в новой ситуации.

Учитель организует инсценировку задачи и её разбор.

Животные тоже готовятся к празднику Земли. Они пробуждаются от спячки, готовят жилища для своих детёнышей. А я, ребята, предлагаю вам заглянуть в домик сказочных героев и узнать, как они готовятся ко дню рождения Земли. А для этого нужно решить задачу. Моими помощниками будут…(называю имена детей) Эти ребята помогут инсценировать задачу. Ты будешь бабушкой зайчихой (одеваю ей фартук, ушки и даю тарелку с оладьями), ты – зайчонком, а ты – бельчонком. Но сначала, послушайте внимательно задачу.

Бабушки - зайчихи дом

К празднику всегда готов!

Испекла она 15 вкусных пирожков.

3 дала зайчонку,

2 дала бельчонку.

Посчитайте поскорей,

Сколько пирожков осталось для других гостей?

(Идёт разбор задачи с опорой на интерактивную доску)

Что сделала бабушка – зайчиха?

Сколько пирожков испекла зайчиха?

Покажи, зайчиха, ребятам свои пирожки.

Что потом сделала бабушка – зайчиха?

Сколько пирожков отдала зайчику?

Покажи, зайчиха, как ты это сделала.

Сколько пирожков отдала бельчонку?

Выполни свои действия, бабушка – зайчиха.

Что нужно узнать?

Ребята, вы всё запомнили? Всё увидели?

Спасибо, мои герои, за помощь и садитесь на места.

Что показывает число 15?

Что показывают числа 3 и 2?

Прочитайте вопрос задачи.

Ребята, какие мысли возникли у вас по решению задачи?

Почему ты так думаешь? Иди к доске и запиши решение.

Вы справились с задачей, и за это животные вас знакомят с интересными фактами. А знаете ли вы, ребята, что самое быстрое животное – пантера? Её скорость достигает 90 км/ч.

А вот черепаху считают самым медлительным животным. Зато среди всех животных она долгожитель. Живёт черепаха 200 – 300 лет. (Факты сопровождаются видеороликом) 

Ответы детей:

Испекла.

15 п.

Отдала.

3п.

2п.

Осталось - ?п.

Учащиеся анализируют задачу и выполняют её решение.

Учащиеся читают факты о животных.

7 мин

7.

Физминутка.

Что ж, пора отдохнуть. Предлагаю игру «Да», «Нет».

Смотрите на меня, повторяйте движения за мной. При этом помните, вам нужно правильно ответить на мои вопросы. Если вы говорите «Нет», то показываете так…

Если говорите «Да», то подпрыгиваете и делаете хлопок над головой. Будьте внимательны.

Мы пришли с тобою в лес,

Это чудо из чудес.

Разожжём костёр, иль нет?

А цветов нарвём букет?

Ветки с дерева сломаем?

Бабочек сачком поймаем?

Гнёзда птичьи разломаем?

Мы природу охраняем?

Учащиеся выполняют предложенные движения и дают ответы на вопросы учителя:

Нет!

Нет!

Нет!

Нет!

Нет!

Да!

2 мин.

8

Самостоятельная работа

Учитель ведёт подготовку к выполнению самостоятельной работы.

Вы настоящие друзья природы. Продолжим подготовку ко дню рождения Земли.

Не остались в стороне и растения. Изо всех сил пробивается молодая травка, а вот деревья ещё не успели надеть свой зелёный наряд. (Демонстрирую на доске дерево без листвы)

А им тоже хочется быть красивыми на этом празднике. Давайте поможем деревьям приобрести праздничный наряд. На столе лежит карточка. Прочитайте задание. Вслух задание прочитает ,,,

Учитель объясняет задание, и следит за ходом его выполнения

Назовите числа, которые больше 10.

Будьте внимательны, вам нужно выписать только те примеры, ответ которых равен 11,12,13,14,15,16,17,18,

19,20.

Проверьте, все ли примеры вы выписали правильно. (При проверке на дереве появляются листочки с верными ответами)

Теперь и деревья готовы к празднику. А вы, юные экологи, должны не только украшать Землю, но и беречь её богатства. Ведь природа даёт всё необходимое человеку для жизни. Планета Земля надеется на вас и гордится вами.

Ребёнок читает вслух задание:

Выполни вычисления. Подчеркни примеры, ответ которых больше 10.

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20.

Дети выполняют задание с последующей самопроверкой.

6 мин.

9

Итог урока. Рефлексия.

Учитель нацеливает детей на подведение итога урока..

Вот и подошёл наш урок к концу. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Думаю, что планета Земля осталась довольна нами. В благодарность за активную работу она дарит всем присутствующим здесь яркую зелень, голубое небо, лучистее солнце и добрых лесных обитателей. (Демонстрация на интерактивной доске)

Учащиеся делают вывод, осуществляют рефлексию.

3 мин.

                                                                                                     

Приложение к плану-конспекту урока

«Сложение и вычитание чисел в пределах 20»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Письмо цифр

Информационный.

Интерактивное задание.

Интерактивная информационная.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

2.

Табличное сложение и вычитание (до 20)

Практический.

Интерактивное задание.

 Интерактивная практическая работа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fedd9b41-3303-4e49-954d-12b916cf1ad0/ResFile.SWF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10.» 1 класс

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с планированием УУД....

УРОК математики в 3 классе .Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Прибавление чисел 2,3,4.

Урок математике по теме сложение и вычитание чисел в пределах 20 для детей коррекционной школы 3 класса. Разработан и посвящен теме зимней Олимпиады в городе Сочи.На уроке дети знакомятся с символами ...

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд»

Цели:Закрепить навыки сложения и вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 100; Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления;Развивать вычислительные нав...

Презентация к уроку математики 2 класс. Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"

Данная презентация предназначена для урока математики во 2 классе  УМК "Планета знаний". Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"...

Конспект урока по математике 2 класс. Тема: «Письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд»

Закрепить навыки сложения и вычитания чисел с переходом через десяток в пределах 100; Развивать умение решать задачи изученных видов, навыки логического мышления;Развивать вычислительные навыки в...

Конспект урока математики 3 класс по теме Закрепление нумерации чисел в пределах 1000

Конспект урока математики 3  класс по теме Закрепление  нумерации чисел в пределах 1000...