Урок математики на тему: "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Ирина Кошман

Урок математики в 4 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshman._matematika_4_klass.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока. 

Ф. И. О. педагога:  Кошман Ирина Владимировна
Предмет:  математика
Класс:  4 «В»

Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях.

 Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

Образовательные: учить решать задачи на движение в противоположных направлениях; учить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях; формировать вычислительные навыки; усвоить  полученные знания, умения и навыки при выполнении  проверки деления умножением, развивать  умения переносить навыки в сходные и новые условия,  закрепить  вычислительные навыки, умения решать задачи изученных видов.

Развивающие: развивать   наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету,  умение сравнивать;

Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам
Задачи урока:

1.Формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; вычислительные навыки; навыки работы в малых группах; закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении многозначных чисел. 

2.Развивать навыки устного счета.

3.Развивать логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Овладение основами логического мышления, счётом многозначных чисел.
  2. Умение самостоятельно решать задачи изученных видов.
  3. Умение построения логической цепи рассуждения.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
  2. Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:  

  1. Умение обнаруживать недостоверность получаемой информации.
  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2.  Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

регулятивные

познавательные

коммуникатив

ные

I Организационный момент.    

 (1 мин.)

Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

(СЛАЙД 1)

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Интересная наука,-

Эта МАТЕМАТИКА!

- Давайте перед началом урока улыбнемся друг другу. Посмотрите, как тепло и весело стало от ваших улыбок в классе. И работать нам с таким настроением будет веселей.

Приветствуют учителя.

Приветствие учителя и обучающихся.

  1. II Актуализация опорных знаний.

(7 мин.)

1.Интегративная разминка.

2.Устный счёт.

Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся.

-Я читаю утверждения, вы ставите цифру 1, если ответ верный и цифру 0, если ответ неверный

1. У трех кошек 13 лап, 3 хвоста и 8 ушей

2. Есть такие числа,  произведение которых будет меньше их суммы

3. Любые две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными

4. Если умножить длину прямоугольника на его ширину, то результатом станет площадь

5. Наименьшим натуральным числом является единица

6. 1 дециметр равен 100 миллиметрам

7. В 5 часах 500 минут

- Считаем сумму ваших ответов. Верный ответ 4. Молодцы те ребята, у которых получился такой ответ. Они были внимательными и быстро считали.

- Ребята, сегодня у нас будет не простой урок – мы с вами побываем на гонках «Формула-1». У нас с вами будет 3 команды:

1 ряд – красные

                                                                                2 ряд – синие

                                                                                        3 ряд – зелёные.

 (СЛАЙД 2)

- Но сначала давайте ознакомимся с трассой. Выполним устные вычисления

(120 *5:100+980+4)*10

- Итак, какой длины трасса? (9900 метров)

- А сколько это км? (9км900м)

- Поехали!

-Впереди поворот! Любой опытный гонщик должен знать, где можно прибавить скорость, а где необходимо её уменьшить – к примеру, на поворотах. Так вот ваша задача – правильно решить неравенства.

Поворот для красных:

150:10*13х2,  34х5*355:5;

Поворот для синих:

 750:75*17-8,  545:5*30х3;

Поворот для зелёных:

5х10*450:45, 595:5*865-68.

- Первой у нас преодолела поворот команда (…) ряда. Проверим знаки.

Дети в быстром темпе отвечают на вопросы.

Коллективная работа

Установление причинно-следственных связей.

Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков.

III Самоопределе-

ние к деятельности.

(5 мин.)

- Приготовьтесь ко 2 заезду! - Посмотрите на доску.

ЗАДАЧИ С ДИСКА

- Ребята, первой у нас пришла команда (…) ряда. Все участники, проверьте свои ответы с теми, что на доске.

- О чем мы будем говорить на уроке?

-Сформилируйте тему урока.

Находят, исправляют ошибку, доказывают правильность своего выбора.

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

Дети формулируют тему урока, его задачи.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

IV Изучение нового материала.

(10 мин.)

- Итак, правильные выводы вы сделали?

- Ребята, а как могут вообще двигаться объекты?

- Сегодня будем решать задачи на движение в противоположных направлениях, обратные задачи.

- Какие формулы вы должны помнить?

 (Показать таблицы с формулами)

- Слушаем задачу:

(СЛАЙД 3, 4,5)

 Из автобусного парка вышли одновременно в противоположных направлениях два автобуса. Скорость одного автобуса 40 км/ч, а скорость другого - 60 км/ч. Какое  расстояние будет между ними через 4 часа?                                                                                                                                                          

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти? Изобразите чертёж из деталей в тетрадях

-Как будем находить расстояние?

- Что такое скорость удаления? (показать на схеме).

- Запишите решение самостоятельно.

- Как по-другому можно решить эту задачу?

- Что нужно изменить, чтобы она решалась так: 400:(40+60)? (сделать неизвестным время)

- Составим задачу!(…)

- Составим из деталей чертёж к данной задаче (1 ученик у доски)

- Решаем самостоятельно. (1 ученик записывает ответ). Проверяем!

- Составьте задачу, в которой будет неизвестна скорость второго автомобиля.(выслушиваются задачи)

- Изобразите чертёж на доске из деталей.

- Как будем находить скорость? (план решения)

- Запишем решение( 1 ученик у доски).

- Обратите внимание на все три задачи. Похожи они? Чем?

- Какая взаимосвязь между компонентами?

- Как называются такие задачи?

Итак, какие задачи называются «обратными»?

Делают вывод.

Решают самостоятельно.

Самоконтроль.

Выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств.

V Релаксацион-

ная пауза.

(2 мин.)

- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

- Физ.минутка для мышц:

Качу, лечу во весь опор.(ходьба на месте)

Я – сам шофёр (имитируют управление рулём)

Я – сам мотор( круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль (имитируют нажатие)

И машина мчится вдаль! (бег на месте)

Дети выполняют  упражнения.

Сначала садятся за парты девочки, потом мальчики.

Дети называют правила хорошего тона.

Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

VI Первичное закрепление нового материала.

(4 мин.)

Работа над задачей №173 стр.31.

Ведет разбор задачи.

-Читаем задачу самостоятельно.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо найти?

-Какие главные слова  в условии задачи?

-Запишем условие задачи.

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

-Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно по группам. После решения провести взаимопроверку задачи

- Как называются задачи, которые вы решали? (обратные)

Один обучающийся записывает условие на доске, остальные в тетради.

Выполняют запись условия (коллективно) и  решение задачи (самостоятельно).

Выполняют взаимопроверку задачи.

Извлечение необходимой информации из текста задачи.

  1. VII Закрепление изученного  материала.

(7 мин.)

1.№176 на стр. 31

-Я предлагаю вам самостоятельно решить первый пример и проверить его, выполнив правильную запись в тетради.

Остальные примеры решают самостоятельно. Проверка.

- Какого типа примеры решили?  ( На деление многозначных чисел, заканчивающихся нулями)

Выполняют задание самостоятельно. Осуществляет проверку консультант.

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  1. VIII Контроль.

(5 мин.)

Самостоятельная дифференцированная работа.

- Самостоятельно придумайте и решите подобный пример на умножение и проверьте его примером на деление.

Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы.

Проверка учителем в тетради.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют проверку.

Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция.

  1. IX Рефлексия.

(2 мин.)

Молодцы! Мы прибываем к финишу. Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

-Какую цель поставили на уроке?

-Вам удалось её достичь?

-Решение каких задач мы с вами закрепили?

-Как взаимосвязаны между собой скорость, время, расстояние?

-Оцените наш урок, продолжив высказывания. (доска)

-Поставьте задачи на будущее.

- Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4»-…

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

  1. X Домашнее задание.

(2 мин.)

с. 31 № 175.

Для тех, кто хочет получить дополнительную оценку - № 177.

Слушают учителя и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Урок математики был проведён в 1  классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...

Урок математики по теме "Решение простых задач" ОС "Школа 2100" 1 класс

Данный материал вкоючает в себя: презентацию и конспект урока....

сценарий урока математики по теме: "Решение текстовых задач"

На данном уроке я стремилась к развитию навыков устного счёта и совершенствованию умения  решать текстовые задачи....

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...