Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей во 2 классе.
статья по математике (2 класс) на тему

Статья раскрывает проблемы развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_27_03_2012.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация  мыслительной деятельности

в процессе  работы над задачей во 2 классе.

               Главной проблемой, начиная с 1 класса, является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе.  Как показывает опыт, математику любят те дети, которые умеют решать задачи. В ходе формирования  умения решать задачи у детей развивается интерес к предмету, мышление, речь, творчество, волевые качества (упорство, настойчивость).

             Характер работы с задачей на уроке зависит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно:

1.    формирование  и совершенствование умения решать задачи определенного вида;

2.   обучение анализу содержания задач;

3.   формирование  вычислительных навыков

             В соответствии с поставленной  целью выбираются определенные приемы работы  над задачами,  т.е.  (алгоритм обучения решению задач):

  • дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что не известно;
  • что можно узнать по условию задачи и что нужно знать для ответа на вопрос задачи;
  • какие арифметические действия необходимо выполнить и в какой последовательности, обосновывать выбор каждого действия;
  •   давать полный ответ на вопрос задачи и проверять.

             В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически использовать следующие  методические приемы:

  • решение задач с лишними, недостающими, буквенными, неопределенными данными;
  • составление задач по условию, по вопросу, по решению;
  • преобразование задач;
  • решение задач занимательного характера, нестандартных (логических, повышенной сложности);
  • составление задач учащимися о растениях, природных явлениях,  шуточные задачи, задачи на смекалку.

             С целью расширения кругозора учеников  полезно подбирать данные для  сюжетов задач из энциклопедий и справочников. Решая подобные задачи, учащиеся не только овладевают вычислительными  навыками, но и знакомятся с окружающим миром, историей своей страны, родного края.

Например:

  • Какой высоты был Конёк-Горбунок, если он «ростом только 3 вершка?».
  • На Московском базаре в 17 веке штаны из сукна стоили 40 алтын. Сколько  копеек надо было заплатить за двое штанов, если 1 алтын равен 3 копейкам?

            Неотъемлемой частью современного урока математики является решение нестандартных задач. Это позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, развивает логическое мышление, гибкость ума. Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий:  

1. Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.

2. Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.

3. Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

             На первом этапе учащиеся должны:

  • усвоить процесс решения любой задачи (читаю задачу, выделяю, что известно и что надо узнать);
  • познакомиться с приемами работы над задачей (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи и др.)

             На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска конкретных задач. При поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), т.к. он может быть способом решения задачи.

             Планомерное и систематическое решение нестандартных задач постепенно накапливает у учащихся разные способы их решения, которые объединяются в памятке.

Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:

1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть надо  сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач.

2. Ввести вспомогательный элемент (часть);

3. Использовать для решения задачи способ подбора;

4. Переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и

знакомой;

5. Разделить условие или вопрос задачи на части и решить ее по частям;

6. Начать решение задачи с «конца».

            Детям надо объяснить, что данная памятка может применяться в любой последовательности или комбинированно.

Обучение   решению занимательных и нестандартных задач следует проводить следующими способами.

Во – первых,    эти задачи следует вводить в процесс обучения систематически, наряду с рассмотрением задач, являющихся традиционными для начальной школы.

Во–вторых,  необходимо давать детям возможность поиска собственных подходов к решению таких задач.

В – третьих, нужно помочь учащимся осознать существующие способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных и занимательных задач.

В – четвертых, начинать лучше с задач такого вида, которые посильны для всех детей в классе, а затем постепенно увеличивать уровень сложности.

Работа с занимательными и нестандартными задачами дает детям возможность повторять изученные ранее понятия и отрабатывать уже известные им алгоритмы действий над числами (так называемые вычислительные навыки) в увлекательной форме. Учащимся представляются текстовые логические задачи, предполагающие рассмотрение подходов к их решению, дети знакомятся с арифметическими лабиринтами, магическими квадратами, с математическими фокусами, с задачами на разрезание и составление фигур. А это значит, что работа с содержательной линией «Занимательные и нестандартные задачи» неразрывно связана с работой над такими традиционными содержательными линиями, как «Числа и действия над ними»,  «Элементы геометрии», «Элементы алгебры» и др.

          Рассмотрим задания на развитие у  учащихся логического мышления.

В работе над нестандартными и занимательными задачами очень велика роль учителя. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому учитель должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить правильность предложенных решений. А еще необходимо, чтобы учитель был доброжелателен, и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Если работа над нестандартными и занимательными задачами будет эффективной, это послужит залогом успешного развития творчески мыслящей личности.

ПАМЯТКА

«Как работать над задачей»

  1. Прочитай задачу.

  1. Найди условие и вопрос.

  1. Выдели опорные (главные) слова.

  1. Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:

а) краткую запись;

б) рисунок;

в) чертёж;

г) схему;

д) таблицу.

     5.  Поясни, что означает каждое число, повтори вопрос задачи.

 

     6.  Рассуждай:

          а) «от вопроса к данным»;           б) «от данных к вопросу».

         

     7.  Составь план решения.

     8.  Запиши решение:

          а) по действиям с пояснениями;

          б) по действиям с вопросами;

          в) выражением;

          г) уравнением.

     9.  Проверь решение задачи:

          а) тем же способом;

          б) составь и реши обратные задачи;

          в) найди другие способы решения;

          г) установи, соответствует ли результат решения условию задачи.

     8.  Запиши ответ полностью.

Выступление

на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Коломиец Ольги Михайловны

по теме самообразования:

« Работа над задачей как средство логического мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"  с ууд...

Мастер - класс по теме «Организация продуктивной мыслительной деятельности при решении задач»

Рассмотрены эффективные методы и приёмы работы при обучении решению  задач, способствующих формированию навыков умения решать текстовые задачи...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся.  Особое значение ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....