Урок математики в 1 классе "ЧИСЛО И ЦИФРА 0"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Мелякина Светлана Анатольевна

 

Урок математики в 1 классе

Тема урока: ЧИСЛО И ЦИФРА 0

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem._1_klass_chislo_i_cifra_0.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Урок математики в 1 классе

Тема урока: ЧИСЛО И ЦИФРА О

КЛАСС: 1 А

УЧИТЕЛЬ: Мелякина Светлана Анатольевна

УМК: «Школа 2100»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Открыть число 0 и цифру 0, рассмотреть образование свойств числа 0.
  2. Закрепить навыки счета в пределах 9.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  2. Воспитывать самостоятельность.
  1. Формировать коммуникативные навыки (взаимоотношения между учениками и учителем, учениками ) 

Оборудование: таблица, образец цифры 0, таблица свойств нуля, рисунок снеговика, сундучок.

Учебник: Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс, 1 часть. – М: «Баласс», 2008г. – с. 30

Ход урока

  1. Организационное начало.

Долгожданный дан звонок -Начинается урок.

А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?

 Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний.

 – Ой, ребята, что случилось?
Тут такое приключилось…
Снеговик – храбрый, снежный почтовик,
Он спешил так в гости к нам!
Передать хотел письмо
От Деда Мороза самого!
Но налетели вьюги злые,
И метели закружили!
И осталось от него –
Только части и ведро.
Мы должны его собрать
И письмо то прочитать!

Нужно выполнить задание
И пройти все испытания.

- Числа в натуральном числовом ряду перепутали места. Нужно восстановить порядок.

- Какое число следует за числом 5? за числом 9?

- Какое число стоит перед числом 3? перед числом 9?

- Назовите соседей числа 8, 4.

- Увеличьте 3 на 5, 7 на 2.

- Уменьшите 8 на 4, 7 на 5.

III. Постановка проблемы. Определение темы урока. Открытие новых знаний.

1. – А что это за сундучок? Наверное, в нём подарки. Открываю, … пусто. Ничего. Сколько подарков? (Ни одного)

– Ребята, кто знает, каким числом мы обозначим отсутствие предметов?

– Из ведерка выпали знаки. Какой из этих знаков дает указание на отсутствие предметов? (На доске – различные цифры, среди них есть и 0)

– Какой знак обозначает число 0?

– А кто сможет определить тему нашего урока? (Число 0. Цифра 0.)

Тема урока формулируется детьми, затем открывается запись на доске.

- Какие цели поставим перед собой на этом уроке? (Узнать больше о числе 0, научиться писать цифру 0, решать примеры с числом 0).

2. Определите место числа 0 в числовом ряду.

Рассмотреть разные варианты детей и определиться с верным выбором.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Какое место займет число 0?

IV.  Открытие новых знаний.

1. Задачи на сообразительность.

Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать!

  1. Летели пять уток. Охотник выстрелил, но промахнулся.

Сколько уток осталось? (Так как все улетели, то не осталось ни одной.)

  1. Росли две вербы, на каждой вербе - по две ветки.

  На каждой ветке - по две груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут.)

– Какое число указывает на отсутствие предметов?

- Приведите примеры предметов в классе, чьё количество можно охарактеризовать числом 0.

– Какая цифра обозначает число 0?

– На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О. Это ноль иль ничего 

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

2. Запись цифры

Письмо цифры 0 в воздухе (как Буратино – носом, как футболист – ногой)

 Письмо цифры 0 в учебнике на странице 31 (1 строка снизу) после объяснения учителя и показа на доске.

3. Свойства нуля.  № 1-3, с. 30. № 1.

 Прочитайте выражение. Как его проиллюстрировали? (3 + 0 -к трём треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок.)

 Что же получили в результате? (Эти же три треугольника.)

 Как будет записано выражение? (3 + 0 = 3.)

 А если к 5 прибавить 0? К 7 прибавить 0? и т. д.

Подумайте и скажите, всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Почему?

 Что значит эта запись: а + 0 =... (а - любое число; если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число => а + 0 = а.)

 Аналогично устанавливаются и обосновываются другие свойства :

0 + а = а; а - 0 = а; а - а = 0.

Закончить таинственные надписи.

Дописать действия с многозначными числами. (Например, 345+0, 1000-0 и т.п.)

Физкультминутка (проводят ученики)

V. Первичное закрепление. Повторение.

1. Решение примеров на основе использования свойств нуля.  № 4, с. 30.

 Решите. Обоснуйте результат. (Фронтальная работа «по цепочке».)

2. Поиск неизвестного компонента.  № 8, с. 31. Методом подбора.

- Что известно в первом выражении? Что нужно найти? (Известно целое и часть, нужно найти другую часть: 9 - это 5 и 4, поэтому в пустое «окошко» записываем 4.)

 Самостоятельная  работа  с последующей проверкой.

6. Рефлексия. 

Выполняя задания, дети собрали рассыпавшегося Снеговичка. Прочитали письмо, в котором он благодарит их за оказанную помощь.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось?

- Достигли ли целей урока?

- Какие свойства нуля теперь знаете?

- Что показалось наиболее интересным? Почему?

- Оцените свою работу на уроке соответствующим значком.

- Кого из одноклассников могли бы похвалить за активную работу на уроке?

- Оцените своё настроение в конце урока.

Учитель вновь открывает сундучок. В этот раз в нем таинственным образом появляются подарки от Деда Мороза (сушки).

– На какую цифру похожа сушка? (На цифру 0)

Дети получают подарки – сушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Тема. Число и цифра 7

Урок математики в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". Изучение нового материала....

Урок математики 3 класс "Римские цифры" "Школа России"

ЦЕЛЬ УРОКА:Познакомить учащихся с римскими цифрами.Обобщить и применить знания и умения учеников для решения конкретных задач с римскими цифрами. Проконтролировать уровень усвоения учащимися нов...

Урок математики. Тема:"Число девять. Цифра 9".

Тема урока "Число девять. Цифра 9" . Образовательная система "Школа 2100"...

Урок математики "Путешествие Колобка" (Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного)

Конспект открытого урока по математике по теме «Числа, цифры от 1 до 7. Обобщение и повторение пройденного.»...

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс

Презентация к уроку математики по теме: "Число3, цифра 3". 1 класс...

Презентация к уроку математики ПНШ "Число и цифра 5"

Презентация  по  УМК ПНШ  математика 1 класс...