«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
материал (математика) на тему

Руднева Валентина Тимофеевна

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tv.sposobnosti_matematika1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

учитель начальных классов

                                Руднева В.Т.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики – проблема, над которой я работаю уже не первый год.

В развитии творческих способностей может помочь специальный курс «Развитие творческих способностей». Система задач и упражнений позволяют решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного «критического мышления».

Наиболее подходящий формой по развитию творческих способностей является представление специально выделенного урока один раз в неделю. Достоинством такой формы является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Такие занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Должно быть, частое переключение с одного вида деятельности на другой. Система упражнений должны решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Очень важно начинать занятия, уроки с разминки, проводить «Мозговой штурм» устный счет, где основной задачей является создание у ребят определенного положительного фона, подготавливающего ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Выполнение упражнения для мозговой деятельности является важной частью урока, занятия по развитию творческих способностей.

Используемые упражнения должны углублять знания ребят. Весь урок должен проходить в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся и учителя, царить атмосфер сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

- мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами;

- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;

- учитель побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

- учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

- речь учителя отличается богатством и выразительностью языковых средств;

- в монологах учитель создает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока;

- учит заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления помещений;

- в результате у всех появляется желание, заново крепит момент сотворчества.

Важную роль в развитии творческих способностей играют учебные задания, которые выступают в качестве мыслительной деятельности и определяют ее характер. Это составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач шуток, что дает возможность включения учащихся в посильную творческую деятельность.

Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.

Применяю часто игровую форму, викторины. Продуктивным считаю метод чередования задач, решаемых разными способами, сопоставление задач, различных преобразований приводящих к упрощению и усложнению, создания проблемной ситуации, ориентирующих учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания для устного счета, волшебные квадраты.

Занятия математикой способствуют формированию у детей элементарных основ научного мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности. Наиболее активно учащиеся начальных классов включаются в исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей объектов в процессе работы над задачей.

У младших школьников наблюдается также большая тяга к техническому творчеству, моделированию. Потому что они чувствуют себя творцами. И в математике следует давать детям исследовать самостоятельно доступный материал. Это задачи на движение, на вычисление периметра и площади, математические квадраты, сравнение выражений.

Одна из форм внеклассной работы олимпиада. Она способствует воспитанию познавательного интереса, развитию творческих способностей, учит самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить.

Олимпиада – это соревнование и праздник.

Олимпиада 4 класс

I вариант

1. Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/час. С какой скоростью бежала каждая лошадь? Обведи правильный ответ: 12 км/час 24 км/час 4 км/час 36 км/час

2. Нужно распилить 5 брёвен на 6 частей каждое. Сколько времени на это потребуется, если на один распил уходит 4 минуты? Обведи правильный ответ: 20 мин 1 час 120 мин 1 час 40 мин

3. Верна ли запись? Обведи правильный ответ: 78249 х 342 х (22 – 11 х 2) > 1 да нет

4. Сколько груш и сколько яблок купила мама, если всего груш и яблок 25 штук, при этом груши составляют пятую часть из них? Напиши ответы. Груш – ______________ яблок – ____________

5. У Оли и Тани было поровну вырезано цветов из бумаги. Оля сделала ещё дин цветок, а потом ещё столько же, сколько получилось. А Таня – столько же, сколько было, а потом ещё один цветок. У кого из девочек стало бумажных цветов больше? Напиши имя девочки. ______________________

6. Юра выставил свои 8 машинок в колонну. Какой длины получилась колонна, если длина каждой машинки 10см, а дистанция между машинками 2 см? Напиши ответ. ________________________________________________

7. Один ослик вёз 10 кг сахару, а другой ослик – 10 кг попкорна. У кого поклажа была тяжелее? Напиши ответ.________________________________

8. В хозяйстве Попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба стал Поп экономить ежедневно? Напиши ответ._________________________________

9. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5 см один от другого, а во втором ряду солдатиков на расстоянии 3 см один от другого. Какой ряд длиннее? _________________________________________

10. Играя, каждая из трёх подруг: Даша, Ира и Вика опустили в волшебный мешочек одну из своих игрушек: медвежонка, зайчика и слоника. Известно, что Даша не прятала зайчика. Вика не прятала зайчика и медвежонка. Кто какую игрушку спрятал? Напиши ответы.

Даша – _________________

Ира – __________________

Вика – __________________

Викторина

III класс

1. Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами 5го разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами разряда? (2 очка.)

2. На сколько единиц больше наименьшее шестизначное число, чем наибольшее пятизначное число? (1 очко.)

3. Как изменится разность двух чисел, если из вычитаемого вычесть 5 единиц, а к уменьшаемому столько же единиц прибавить? (2 очка.)

4. Задача (решить способом составления уравнения). На пришкольном участке росло 30 кустов смородины, расположенных рядами, по 6 кустов в каждом. Когда школьники собрали ягоды с нескольких кустов, то осталось собрать ягоды еще с 12 кустов последних рядов. Со скольких рядов с кустами смородины были собраны ягоды? (3 очка.)

5. Начертить круг радиусом 2 см, затем начертить квадрат так, чтобы круг находился внутри его и касался сторон. Вычислить периметр квадрата и его площадь. (2 очка.)

6. Найти все цифры, пропущенные в примере:

3 * 5 – * 3 * = 137 (2 очка)

7. При каких значениях буквы х верно неравенство: х : 6 < 4? (2 очка)

8. При каких значениях букв выражение c – b имеет наибольшее значение и при каких значениях букв наименьшее значение? (2 очка).

Загадки.

1. Одна нога в шапке, а головы нет. Что это такое? (Ответ: гриб.)

2. Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. Что это? (Ответ: игла.)

3. Под двумя дугами два яблока с кругами. Что это? (Ответ; брови и глаза.)

4. Когда сухо – клин,

Когда мокро – блин.

Одна нога и та без сапога. Что это? (Ответ: зонт.)

5. Две они кленовые, Подошвы – двухметровые.

На них поставишь две ноги- по -большим снегам беги. (Ответ: лыжи.)

6. Возле елок

Из иголок

Летним днем

Построен дом.

За травой не виден он,

И жильцов в нем – миллион. (Ответ: муравейник.)

7. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.

Что это такое? (Ответ: стол.)

8. Два брюшка, четыре ушка. Что это такое? (Ответ: подушка)

9. Шестиногая на потолке, а восьминогий ждет ее в уголке. Кто это?

(Ответ: муха и паук.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.

2. Истомина Н.Б. Подготовка учителя к уроку математики. «Начальная школа», №1 – 1984 г.

3. Начальное образование в России, инновация и практика. – М., Школа, 1994 г.

4. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.

5. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – СПб.: 1996.

6. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. I-V. – М.: РОСТ, 1997-1999.

7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: 1998.

8. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Луч, 1995.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.

10. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М.: 1996.

11.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: 1998.

Размещено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической к...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего возраста в учебной деятельности...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие творческих способностей младших  школьников на уроках математики»...