Первые дни ребёнка в школе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Планы-конспекты уроков в первом классе на начальнолм этапе обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

(обучение чтению)

Тема: ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ

Цели: Создавать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений.

Задачи:

  1. Познакомить с историей обучения; показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.
  2. Развивать устную речь учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

Ход урока

  1. Орг. Момент (сообщение темы, целей урока, правила посадки).

II. Вступительная беседа.

-  Сегодня у вас первый день школьной жизни. Сегодня для вас всё первое: школьный день, первый учебник и, наконец, первый в жизни урок.

На уроке обучения грамоте мы будем узнавать о секретах русской речи.

- Какого человека можно назвать грамотным?

2. Знакомство с терминологией.

Грамотным можно считать того человека, который умеет слушать и слышать других людей, правильно и ясно говорить, а также читать и писать. 

Наша речь очень богата и красива. В ней очень много слов, которые помогают нам общаться, жить, видеть вокруг прекрасное. Самое главное уметь слушать и уметь говорить.

Посмотрите вокруг, эта комната и мы с вами – наш класс.

А вы все одноклассники и главное взаимоотношения – любовь, доброта, забота друг о друге. Школа – это второй дом. Здесь, в школе, каждый узнает много нового и встретит хороших друзей.

  1. Беседа: зачем дети идут в школу. Показ иллюстраций с изображением школы.

- Что такое школа?

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

 какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит "школа"!

- Кто вас сегодня собирал в школу?

- Кто провожал?

- Волновались ли вы и почему?

- А зачем дети идут в школу?

- Что значит: «Я пришел учиться!»?

- Чему вы научились до школы?

- Чему хотите научиться в школе?

- Кто вас обучал до школы? Кто будет обучать в школе?

- Что такое обучение, по вашему мнению?

- Понятие «обучение» - это не только обучение чтению, письму и т. д , но и труду. Во все времена взрослые учили малышей навыкам, необходимым в быту, правилам общения между людьми, они знакомили их с миром природы и миром, созданным человеком.

- А знаете ли вы, чему учили детей в древности?

- Чем занимался древний человек?

Физминутка

3. Беседа. Показ иллюстраций с изображением первобытного общества.

- Сколько существует человек, столько же старшее поколение обучает младшее поколение познавать окружающий мир.

- Как современные дети познают окружающий мир? (Телевизор, радио, книги и др.)

III. Выставка учебных и неучебных книг.

- Какие из этих книг вы знаете? - Как вы думаете, какие из этих книг нужны?

- Но среди всех очень интересных и нужных книг есть одна - самая первая, самая важная для любого человека. Перед вами лежит такая книга.

- А кто из вас может прочитать название этой книги? («Азбука».)

IV. Знакомство с учебной книгой.

-  А сейчас мы познакомимся с нашей Азбукой. Мы посмотрим, как устроена Азбука. Сверху и снизу у неё плотные крышки. Это - переплёт. Он защищает листы книги, чтобы они не пачкались, не мялись и не рвались. Внутри Азбуки много - много листов с буквами, словами, рассказами, стихами, сказками, иллюстрациями. Листы Азбуки сшиты. То место, где все листы сшиты называют - корешок.

- Покажите, где корешок? Правильно.

У каждого листа в Азбуке 2 стороны, они называются страницами. Вот это левая страница, а это правая. Очень много людей трудились, чтобы у каждого из вас была замечательная книга - Азбука. Ведь бумага делается из дерева.

Поэтому лесоводы выращивали лес, лесорубы пилили деревья, машинисты - железнодорожники и водители подвозили брёвна к бумажным фабрикам. Рабочие бумажных фабрик старались делать хорошую бумагу и картон для переплёта. Писатели сочиняли интересные произведения. Художники рисовали иллюстрации. Печатники в типографии печатали. Переплётчики аккуратно сшивали и переплетали Азбуку. И снова машинисты, и водители развозили Азбуки по всей стране, чтобы у всех первоклассников были книги. Всем этим людям будет очень приятно видеть, что вы любите свою Азбуку, аккуратно с ней обращаетесь, не рвёте, не пачкаете. Ведь это ваша сама первая учебная книга!

-  Почему у вас у всех одинаковая книга?

- Почему в школе детям дают одинаковые книги?

- Как называют эти книги школьники? (Учебники, учебные книги.)

- Рассмотрите обложку.

Что нарисовал на ней художник?

- Почему?

Во время беседы учитель для себя отмечает недочёты в произнесении отдельных звуков, наблюдает за речью учащихся.

- Откройте книгу. Что вы увидели? (Азбуку.)

- Какие буквы вы знаете? Назовите их.

- Что вы видите на первой странице? (Мнения детей.)

- Кто автор этой учебной книги?

Рассмотрите на с. 3 условные обозначения, которые будут встречаться на страницах учебника.

Физминутка

V. Работа с учебником (с. 4-5).

- Рассмотрите самостоятельно рисунки на этих страницах.

- В какой последовательности следует рассматривать рисунки, чтобы ничего не пропустить?

- Что можно узнать, «читая» эти рисунки?

- Что ещё вы хотите добавить по поводу истории обучения?

Разных классов, как теперь, в старину не знали. Все - и маленькие, и большие - сидели на уроках в одной простой избе Порядки в школе были строгие.

Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить. Кто не выполнял правил, того били розгами.

В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались часов с семи до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице было уже темно.

Так, от темна до темна шли уроки в школах в старину.

За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы вес условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вам в школе понравится и вы будете с удовольствием получать знания, узнаете много нового и интересного.

VI. Итог урока.

- Вам понравился наш урок? Что было интересного?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Понравилась ли вам наша первая книга - «Азбука»? Чем она вам понравилась?

Учитель читает стихотворение:

Коль тебе купили книгу,

Не бросай на полку,

От нес не будет толку.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга - самый верный,

Самый лучший друг.

Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете.

На любой вопрос она

Без труда ответит.

В ней стихи и сказки –

Всё к твоим услугам.

Береги же книгу,

Стань и ты ей другом!

Творческое задание: расспросить родителей о своём детстве: о том, как сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими, какие первые слова научились говорить, как их произносили.

День первый

Обучение грамоте

(письмо)

Тема: Знакомство с тетрадью по письму.

Цели:

1.  Познакомить учащихся с названием предмета, на уроках которого они будут учиться писать; названием предметов, необходимых для уроков письма;

правила посадки при письме, расположение тетради, положение руки и ручки.

2. Развитие мелкой моторики  руки.

3. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:   тетрадь по письму №1,   настенный   плакат  «Сиди  правильно  при письме».

Ход урока:

I.   Орг. момент.

II. Основная часть.

1. Знакомство с тетрадью.

- Предмет, на уроках которого мы будем учиться красиво и грамотно писать, называется «письмо». Он входит в цикл уроков обучения грамоте.

- Давайте рассмотрим тетрадь, ее страницы, обратите внимание на рисунки, буквы, слова.

- Эта тетрадь, в которой вы будете учиться писать. Она называется – тетрадь по письму. Откройте первую страницу тетради.

- Что вы видите?

- Откройте следующую страницу, внизу даны условные обозначения, с которыми мы будем встречаться на уроках письма. На следующей странице мы видим основные  элементы письменных букв, с помощью которых вы в скором времени научитесь писать буквы, записывать свою речь и читать речь других.

Некоторые буквы напечатаны пунктиром - эти буквы мы научимся писать уже в первой тетрадке.

Давайте назовём предметы, которые помогут им овладеть навыком красивого и правильного письма. А помогут им в этом загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь).

Не похож на человечка,                Стальной конек

Но имеет он сердечко,                 по белому полю гуляет,

И работе круглый год                 За собой черные следы

Он сердечко отдает                    оставляет.

Пишет он, когда диктуют,                                 (Ручка)

Он и чертит, и рисует.

(Карандаш)

Навожу порядок я в тетради,

Помогаю тем кто невнимателен.

                       (Ластик)

- Какие тетради нам будут нужны для уроков письма: в клетку или в линию. Полистав пропись, они делают вывод, что необходима тетрадь в линию. Обращается внимание на то, что в основном в тетради дети будут писать, а рисовать только тогда, когда это необходимо в специальных заданиях. Затем определяют названия других предметов.

Сообщается о том, что для уроков письма детям  понадобятся и цветные карандаши. Происходит знакомство с тем, как правильно при письме должно содержаться рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего, чтобы ничего не мешало при письме.

2. Беседа о правилах посадки, положение руки и ручки. с.2 (рисунок вверху)

1. Рассматривание плаката.

-   Сидеть нужно ровно, спину держать прямо, ноги должны быть согнуты в коленях, между партой и ребенком должна помещаться его ладошка, голову не следует наклонять низко, расстояние от глаз до тетради должно равняться 30 -ти сантиметрам.

3. Знакомство с положением руки и ручки при письме.

- Для того, чтобы ручка хорошо писала, нужно правильно держать её в руке. Держать ручку правильно нелегко, но обязательно нужно научиться, а иначе у вас не получится красивого письма и рука будет уставать.

Возьмите руку в правую руку и положите её на первый сустав среднего пальца, а верхний конец на косточку 3 сустава указательного пальца. Ручка должна

обязательно упираться в косточку указательного пальца, а не сваливаться в ямку  между большим и указательным пальцами. Не участвующие в работе 2 пальца  прижмите к ладони, чтобы они не мешали.

(Ручка должна быть зафиксирована большим и средним пальцами, а сверху на ручке должен находиться указательный палец.)

Работа по рисункам, изображающим правильную посадку, правильное положение руки при удерживании ручки праворуким и леворуким ребёнком.

Физминутка:

На зарядку солнышко                  А над нами весело

Поднимает нас.                            Шелестит листва.

Поднимаем руки мы                    Опускаем руки мы

По команде - раз!                         По команде - два!

4. Расположение тетради при письме.

Учащиеся усваивают правила расположения тетради при письме. Если они пишут на левой половине тетради, то левый нижний уголок тетради должен находиться на уровне середины груди, если пишут на правой половине тетради, то середина тетради (нижняя ее часть) должна «смотреть» в правое плечо пишущего.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Знакомство с разлиновкой тетради с.3

5. Работа в тетради.

- Прежде чем приступить к работе, мы выполним упражнение.

Физминутка для пальчиков.

Рыбки

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

III. Итог урока.

-   Как называется предмет, на котором вы будете учиться писать?

-   Какие предметы вам понадобятся для этих уроков?

-  Как необходимо сидеть при письме?

Доп. мат. – правила поведения (чтение)

Урок 2.

ИСТОРИЯ РЕЧИ. РЕЧЬ УСТНАЯ

И ПИСЬМЕННАЯ. РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ МИРА

И РОССИИ. СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (с. 6-7)

Цели деятельности учителя: Формировать способность «считывать» информацию с рисунков, понимать знаки, символы, модели, приведённые в Азбуке.

Планируемые результаты образования: Предметные: имеют представление о понятиях «язык», «речь», видах речи и её функции, о схеме предложения.

Личностные: проявляют интерес к занятиям по Азбуке, учебному материалу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные: принимают участие в коллективной работе; высказывают свою точку зрения, рассуждают, делают выводы и обобщения.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа.

- Узнали ли вы от родителей о своём детстве?

- Как вы сообщали о своих желаниях, настроениях, когда были совсем маленькими? (Жестами.)

- Понимали ли вас родители?

- Какие первые слова научились говорить? Как их произносили?

- Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (Речью.)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- У каждого урока есть не только тема, но и цель. То и другое вы будете всегда формулировать сами. Я вам буду в этом помогать.

Что же нам нужно будет узнать о речи?

ПI. Работа над темой.

1. Знакомство с историей устной речи.

Работа с учебником (с. 6).

- Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунках? (Это первобытные люди.)

- Почему вы так решили? Мнения детей.

- Помогите нашему предку. Почему его не понимают? Мнения детей.

- Чем он пользуется в своём рассказе? (Жестами и отдельными звуками.)

- Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.

- Как вы думаете, когда же возникла речь? Мнения детей.

- Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тыс. лет назад.

Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

Устный - от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы).

- С каким видом речи мы познакомились? (С устной речью.)

Физкультминутка

- С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу (требование.) или сообщать вам что-либо. Если услышите просьбу или требование, то постарайтесь их выполнить. Если услышите сообщение, стойте неподвижно.

Встаньте, пожалуйста.

Сегодня прекрасная погода.

Присядьте, пожалуйста.

Встаньте и потянитесь.

Ярко светит солнце.

Наклонитесь вперёд.

Тихонько сядьте на свои места.

2. Знакомство с историей письменной речи.

1) Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставался лишь в мозгу того, кто его слышал. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться?

Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека - сохранить информацию.

- Как вы думаете, какой же выход нашли древние люди?

Мнения детей.

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

2) Работа с учебником (с. 6).

Прочитайте письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг.

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО

(по Р. Киплингу)

Однажды маленькая первобытная девочка и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.

«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто он ударил папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб... соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копье, которое ты мне должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче...».

Вы, дети, наверное, догадались, какой переполох наступил в племени, когда Незнакомец принёс по адресу это первое письмо.

Как только Тешумай (мама Таффи) взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь, и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос.

- Все очень понятно и просто, - сказала она. - Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьём и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне странную картинку, чтобы похвастаться своими злодействами. Глядите! - и она показала картинку всем доисторическим дамам. - Всё это ужасно, ужасно!

Всё племя отправилось спасать Таффи и её отца. Они заставили Незнакомца привести их на берег реки. Там они нашли и Тегумая, и Таффи живыми и здоровыми. Таффи рассказала, что своим рисунком она только хотела передать просьбу, чтобы мама дала Незнакомцу для отца копьё. И тогда вождь племени сказал, что девочка сделала великое открытие: «...придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда мы вместо писем будем посылать друг другу картинки, а в картинках - вы сами видите - не всегда можно разобраться как следует... Но придёт время, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать - и тогда у нас не будет ошибок». - К сожалению, сказка здесь дана в сокращении. Сокращено даже имя Таффи. Знаешь, как её звали в племени? Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлё-пать-за-то-что-она-такая-шалунья.

Сокращён и конец сказки, потому что он не имеет к вам никакого отношения.

- О чём девочка хотела сообщить?

 Мнения детей.

Учитель может прочитать сказку «Как было написано первое письмо». (По Р. Киплингу.)

3) Работа на альбомном листе. - Нарисуйте то, о чём вы хотите сообщить всем. Рассмотрение и обсуждение рисунков. - Так ли вас поняли одноклассники? Почему? Мнения детей.

4) Придумали древние люди пиктограммы, чтобы более понятно выражать отдельные мысли.

- Прочитайте пиктограмму-предложение. (Сова видит мышь.)

- Как вы думаете, что обозначают чёрточки под рисунками? Мнения детей.

-  Это схема предложения. Каждое слово в схеме предложения обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы - завышенный левый край черты.

В конце всегда ставится какой-то знак (здесь стоит точка).

Учитель может предложить детям «рассказать» о каком-то событии посредством рисунка, а затем - посредством пиктограммы.

Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи (вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать».

Можно, если есть время, сравнить с детьми две контрастные по настроению картины, например, полотна И. К. Айвазовского «Штиль» и «Девятый вал».

- Почему все дети любят рисовать и рассматривать картинки?

5) Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

- Посмотрите (с. 6) на слова, которые здесь записаны.

-  Какое из этих слов вы можете прочитать или увидеть в нём знакомые буквы?

- На каком языке записано это слово?

-  А знаете ли вы, как пишется слово зима по-японски? по-английски?

- Попробуйте написать эти слова сами. Дети пробуют написать на строчках под словами.

-  Запомните, как пишутся эти слова, и дома можете показать своим родителям, как пишется слово зима не только по-русски, но и по-японски, по-английски.

- Что использовали для написания слов? (Буквы и иероглифы.)

-  Можем ли сказать, что для их написания мы использовали устную речь? почему?

- В Азбуке, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже

вид речи, но какой? (Письменный.) И речь будет называться письменная.

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и чтения.

Физкультминутка

ПРОГУЛКА

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок,

Руки вниз - хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)

IV. Обобщение об устной и письменной речи.

Работа с учебником (с. 7).

- Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за семь лет.

- Рассмотрите рисунки.

- Кто на рисунках пользуется письменной речью?

- Кто пользуется устной речью?

- Для чего она нужна?

V. Итог урока.

- Долго и трудно шёл человек к речи.

- А зачем человеку речь?

- О каких видах речи вы узнали на уроке?

- Зачем нужна устная речь? а письменная?

- Вы знаете, какой ваш родной язык?

- Наша Азбука учит вас русскому языку.

День второй

Обучение грамоте

(письмо)

Тема: Письменные знаки.

Цели:

1. Познакомить учащихся с письменными знаками нашей страны и других государств, их значением.

2. Развитие мелкую мускулатуру руки.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание.

Оборудование:   тетрадь по письму №1,   настенный   плакат  «Сиди  правильно  при письме».

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение изученного.

- Расскажите как правильно держать ручку?

- Вспомните как правильно сидеть при письме?

Я тетрадь свою открою и наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Как называется предмет, на котором вы будете учиться писать?

- Какие предметы вам необходимо иметь на каждом уроке письма?

 - А я напомню вам ещё раз о правилах поведения на уроке.

1. Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

2. На уроках не болтай

Как говорящий попугай.

3. Хочешь выйти, не шуми

А только руку подними.

4. Ответить хочешь не шуми

А только руку подними.

- Вы обязательно должны запомнить эти правила.

Физминутка

III.Упражнения в пространственной ориентации.

- Назовите предметы, которые находятся справа (слева) от вас. Поднимите правую (левую) руку. Коснитесь правой рукой левого уха, левой рукой – правого плеча.

IV. Работа в тетради.

- Откройте тетрадь на с. 4.

Задание 1. – устно

Задание 2. – письменно

Физминутка для пальчиков.

Рыбки

Рыбки весело резвятся,

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Задание 3. – письменно

Задание 4, 5 - устно-

III. Итог урока.

-   Какие письменные знаки вы знаете?

-  Как необходимо сидеть при письме?

Доп. Выполнение штриховки

Урок 3.

День третий

Обучение грамоте (Чтение)

Тема: Правила хорошей речи

Цели:

1.   Познакомить с основными правилами поведения на уроке и правилами хорошей речи: быть вежливой и понятной. Закрепить этикетные формулы вежливого общения, умение устанавливать контакт с собеседниками.

2. Развивать устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: учебник, схема - модель речи.

Ход урока:

I.  Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать «секреты» речи, будем учиться правилам хорошей речи.

Так же,  как ручей журчит,

Наша  речь  всегда звучит.

Как прекрасна!  Как жива!

Слышим мы её слова:

МАМА, ДОМ,  СЕМЬЯ,  ОТЕЦ,

НЕБО,  СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.      

Это главное наследство,

Что  должны  беречь  мы  с детства.

Будем   мы   РОДНУЮ  РЕЧЬ        

Изучать,  любить,  беречь!

II. Повторение изученного.

- О чём говорили на прошлом уроке?

- Что же такое речь?

- Какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная.)

- Когда мы пользуемся устной речью? письменной?

- Какому языку учит наша Азбука? (Русскому.)

- Где живут народы, которые говорят на русском языке?

Вывод: Речь - средство общения. Она помогает общаться, договариваться.

III. Изучение нового материала.

-  Сегодня мы продолжим «раскрывать секреты» нашей речи. Тому, кто их знает, будет легче учиться, находить хороших друзей.

- Есть ли у речи свои правила?

- Когда один человек обращается к другому человеку или людям – возникает речь.

(Рассматривание схемы, коллективная работа по схеме – модели, подведение детей к выводу  о назначении речи и главных её «секретах».)

Вывод: речь возникает, когда один говорит, а другие слушают.

-Как вы думаете, какой должна быть наша речь?

Вывод: наша речь должна быть вежливой и понятной, нам предстоит убедиться в этом на уроке.

Физминутка

1. Беседа по картинкам.

- Как вы думаете, почему дети - первоклассники на уроке не отвечают учителю хором, не выкрикивают, а поднимают руку и ждут, когда учительница спросит одного, затем другого ученика?.. (Отвечают.) Правильно! В классе много детей, и если все заговорят, нарушится важное правило речи: говорить надо по очереди. Тишину на уроке следует беречь, ведь не все сразу знают ответ на вопрос. Выкрикивая, ты не даешь другому ученику подумать.

-  А как надо отвечать на вопрос учителя, тихо, или громко? Почему надо отвечать громко? (Чтобы слышали все дети класса.)

-  Посмотрите на вторую картинку, соблюдают ли правила хорошей речи ребята? (Нет, когда учитель говорит, нельзя разговаривать - можно не услышать важного сообщения.)

-  Посмотрите на третий рисунок, как можно помочь мальчику, у которого нет инструментов для работы? А может быть, он просто очень стеснительный? Какие слова вы скажите ему, чтобы подбодрить, привлечь к работе? Какие вежливые, волшебные слова следует помнить на уроке? (Пожалуйста, спасибо.)

- Посмотрите на четвертую картинку, возможна ли такая ситуация в классе?

-Как вы думаете, приятно бывает окружающим наблюдать картину ссоры?

-Какие слова произносят мальчики, вежливые или грубые?

-Что бы вы посоветовали этим ребятам?

-Какие правила поведения на уроке вы предлагаете установить, чтобы в нашем классе у всех было хорошее настроение?

- Рассмотрите иллюстрацию. Как нужно работать в классе? (Работать в классе надо дружно, говорить друг с другом во время обсуждения заданий тихо, не мешая другим, а отвечать на вопрос учителя - громко или нормальным голосом, так, чтобы слышали все ребята.)

- О каких правилах поведения в столовой (см. последний рис.) и других общественных местах вы могли бы напомнить друг другу? Важно выслушать ответы детей, дать им возможность самим определить правила вежливого поведения и обращения друг к другу на уроке.

Работа по рисункам с целью знакомства с правилами хорошей речи во время разговора:

- Соотнесите слова и иллюстрации.

♦    Говори вежливым тоном (слайд 10), не размахивай руками, не кричи, не перебивай других, во время разговора смотри на собеседника.

♦    Речь должна быть понятна собеседнику (слайд 11).

♦     Во время разговора (слайд 12) не следует есть, так как никому не приятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, да и слова при этом произносятся не внятно, не четко, не понятно.

♦     Для того, чтобы научиться правильно четко и внятно говорить, существуют специальные упражнения - чистоговорки и скороговорки.  На уроке мы будем повторять их хором, все вместе. (слайд 13)

Давайте   послушаем   высказывания   маленького   мальчика   Пети   и исправим ошибки:  «Надо зажгить лампу».  «Один людь, два людя, три людя». «Нет ни дядев, ни тетев, ни ребятков». «Бабушка я посчитал ножки у осела (осла): одна, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть ногов у оселика». «Этот пальчик большой, второй - указательный, а этот - посрединный». «Это маечка спальная, а это гулятельная». Обсуждение ошибок.

Вывод: речь должна быть хорошо понятна и правильна. Такой речи надо учиться.

Четкое проговаривание детьми вместе с учителем текста «Кто хочет разговаривать».

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Заучивание на слух его продолжения:

«Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно».

Физминутка

Прослушивание сказки «Про голос»:

Встретились как-то три голоса и поспорили, кто из них лучше и важнее.

- Я громкий. Никто меня перекричать не может, поэтому я лучше всех. - Нет я! Я говорю четко, ясно, все меня понимают, как начну говорить, как стук гороха в пустой банке. Каждая горошина слышна, ни с кем не перепутаешь.

- Ой, прекратите спор, лучше всех я - выразительный голос. Я говорю от души и выражаю настроение, меня все любят, и когда я кричу, и когда на ушко шепчу, все плачут, удивляются или смеются.

Волшебница Речь задает вам свои вопросы: «Можно ли вмешиваться в разговор взрослых людей? Как вступить в разговор, если друзья его уже начали? Вежливо ли разговаривать со взрослым сидя, когда он стоит?».

- Какие правила поведения соблюдают ребята, изображенные на рисунках? (Мальчик поднимает руку, чтобы не перебивать говорящих (слайд 14).

Дети в паре работают дружно, не ссорятся, помогают друг другу (слайд 15).

- Назовите вежливые волшебные слова, которые помогают нам быть дружелюбными, воспитанными. Для этих слов волшебница Речь дарит нам «Шкатулку вежливых слов». Соберем в нее все самые лучшие слова, чтобы сохранить их, запомнить и пользоваться ими как можно чаще.

V. Итог урока:

- Какие «секреты» речи открыли на уроке? ( Речь должна быть вежливой, понятной, правильной)

-Какие слова положили в шкатулку вежливых слов?

Волшебница Речь напоминает, что вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо и приятно с тобой. Вежливым называют того, кто не просто говорит вежливые слова, но и соблюдает правила доброты: помогает слабым, маленьким, больным, старшим, попавшим в беду; умеет прощать ошибки других; не жадничает; не завидует, а жалеет других.

День третий

Обучение грамоте (Письмо)

Тема: Виды и правила штриховки.

Цели:

1 .Познакомить с видами и правилами штриховки. Закрепить правила посадки.

2.Развивать мелкую моторику руки ребенка.

3. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: плакат, пропись №1.

 

Ход урока:

I.  Орг. момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с видами и правилами штриховки, а также закрепим правила посадки при письме.

II. Подготовка пальцев к письму.

1. Упражнения для кисти и пальцев рук:

1) «Маляры» - движение кистью руки (сверху - вниз, снизу - вверх, слева - направо);

2) «Кулачки - ладошки» (кисть правой руки сжать в кулак, кисть левой распрямить и наоборот);

III.  Работа в тетради.

Постановка учебной задачи урока: научиться аккуратно обводить контуры рисунков по образцу, выполнять штриховку (сверху вниз, слева направо, снизу вверх и т. д.).

3)   «Домик» - поочередное разгибание пальцев из кулака, начиная с большого, а затем сгибание обратно в кулак, начиная с мизинца с проговариванием считалки:

Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять - в домик спрятались опять.

1.Обведение контура паровозика, штриховка вагончиков по правилам: выполнять   штриховку   в   точно   заданном   направлении;   соблюдать одинаковое расстояние между линиями штрихов, не выходить за контур предмета.

2. Упражнение «точный глазомер» с заданием: перенести опорные точки

и построить узор по заданному образцу, соблюдая одинаковые расстояния

между точками. Проверка выполненной работы.

Физминутка

IV. Штриховка геометрических фигур по заданному образцу. Рассматривание опорной строки внизу страницы.

-  На нижней строке показано, чему мы должны были научиться: проводить линии на равном расстоянии друг от друга. Обведение по бледному шрифту вертикальных малых и больших линий. Самостоятельное их написание до конца строки. Словесная оценка выполненной работы (правильно, аккуратно, красиво).

Загадка: «Угадай зверя».

По полю скачет

Ушки прячет,

Встанет столбом

Ушки торчком. (Заяц) Обведение контурного рисунка «Заяц», раскрашивание рисунка.

V. Итог урока.

- Как необходимо выполнять штриховку?

___________________________________________________________________

Урок 4.

МИР, РОССИЯ, РОДИНА, СЕМЬЯ. ЗНАКОМСТВО СО СРЕДСТВАМИ УСТНОГО ОБЩЕНИЯ (с. 8-9)

Цели: 1.формировать представление о соотношении понятий: мир, Россия, столица, родина, семья.

2. Развивать умения составлять рассказы на заданную тему.

3. Воспитывать навыки культурного поведения и общения.

Ход урока

I. Повторение изученного.

- Давайте вспомним «секреты» речи  которые узнали на прошлом уроке.

- Условное обозначение речи на схеме.

1. Один говорит, остальные слушают.

2. Говорить надо по очереди, иначе трудно понять друг друга.

З.Речь помогает общаться, договариваться, она может нас развеселить, или огорчить.

4. Речь может быть тихой и громкой.

Вывод: Речь - средство общения. Она помогает общаться, договариваться, она может нас развеселить, или огорчить.

II. Работа над темой.

1. Знаете ли вы, в какой стране вы живёте?

- Какой город является столицей России?

- Что такое родина? Как вы это понимаете?

У каждого человека есть родина - край, где он родился и где ему кажется всё особенным, прекрасным, родным. Может быть, чужому многое здесь покажется обыкновенным и неинтересным, но вашему сердцу дорога каждая мелочь.

Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

                       (В. Степанов)

У каждого человека есть родина. И это замечательно, что ваша Родина так велика и прекрасна. Вы любуетесь её необозримыми просторами, зелеными лесами, полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть его малая Родина.

- Как вы думаете, что это такое? Мнения детей.

- Каждый ли из вас знает свой адрес?

- Можете ли вы рассказать, как пройти из школы домой?

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

(Ходьба на месте с подниманием рук.)

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки.)

2. Работа с учебником (с. 8).

- Что можно сказать о картинках? В чём отличие?

- Какие дома должны быть на первой картинке?

- Почему?

- Какие дома можно дорисовать на второй картинке?

- Почему?

- Нарисуйте дома, соответствующие их окружению.

Дети в учебнике могут дорисовать дома, соответствующие окружению.

- Чем занимаются люди, которые живут в городе? в деревне?

- Чем же отличается город от деревни?

- Кто из вас был в городе?

- К кому вы туда ездили?

- Сколько у вас бабушек? дедушек?

- Есть ли у вас братья и сестры?

- С кем вы живёте? Как одним словом можно назвать маму, папу, бабушку, дедушку, сестру или брата, себя? (Семья.)

Физкультминутка

Зайчик быстро скачет в поле –

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

(Прыжки на двух ногах.)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

то не лень нам наклониться!

(Наклоны вперёд в движении.)

3. Работа с учебником (с. 9).

1)  Созвездие на рисунке - это семья: дедушка, бабушка, мама, папа и их дети.

- Нарисуйте звёздочками свою семью. Раскрасьте всех.

Подпишите звёздочку, которой обозначили себя, вот такой буквой: Я (буква пишется на доске, дети списывают её). Под звёздочкой, которая обозначает маму, - такую букву - М и т. д.

Учитель может проанализировать, где (рядом или в отдалении) рисует себя ребёнок по отношению к другим членам семьи, величину и цвет звёздочек, которыми он изображает себя и других членов семьи.

2) Теперь вокруг своей семьи нарисуйте родственников, друзей, знакомых - тоже в виде звёздочек.

Мало места? Можно потом изобразить всех на большом листе бумаги.

- Какую роль играет семья в вашей жизни?

3) Чтение учителем (или читающими детьми) стихотворения В. Берестова «Любим тебя...».

- Как вы думаете, о ком это стихотворение?

- Кто его мог бы вам прочитать?

- Кто и кому ещё мог бы прочитать это стихотворение?

- Какая речь была использована автором и нами?

4) Обвести буквы а, у в словах.

- Сколько букв а и у в каждом слове?

- Кто сможет прочитать эти слова?

- Что можете о них сказать?

- Произнесите любое из этих слов тихо, громко, обычно.

- Теперь произнесите медленно, быстро, обычно.

- А теперь ласково-ласково.

- Звуки речи мы произносим по-разному. Зачем? (Это зависит от настроения.)

- Вы знаете, что первое впечатление о вас создаётся по тому, как вы двигаетесь, какой у вас голос, какая мимика?

5) Дорисуйте последнее лицо.

-   Что можно понять, глядя на первого  человека (второго, третьего)?

6) Прочитайте своё любимое стихотворение так, чтобы вас было приятно слушать.

III. Итог урока.

- С каким настроением вы уходите с урока?

-  Кто из класса нас сегодня поразил: был самым приятным в общении?

- Вы заметили, дети, как внимательно вы сегодня слушали друг друга?

День четвёртый

Обучение грамоте (Письмо)

Тема: Печатный и письменный шрифты.

Цели:

1 .продолжить знакомство со знаками – символами; познакомить с понятиями:  «шрифт», «Толковый словарь», «многозначные слова»; учить видеть сходство и различие в написании букв.

2.Развивать внимание, логическое мышление, умение правильно сидеть и держать ручку.

3. Воспитывать аккуратность, умение слушать других.

Оборудование: плакат, пропись №1.

 

Ход урока:

I.  Орг. момент

Сегодня на уроке мы познакомимся с видами шрифтов, а также закрепим правила посадки при письме.

II. Знакомство с понятием «шрифт».

ШРИФТ - Форма письменных или печатных знаков. Толковый словарь Ожегова.

ПЕЧАТНЫЙ

Напечатанный, появившийся в печати. Все типографские буквы, написанные определённым размером и рисунком.

Печатный, письменный.   (вывод делают дети)

III.  Работа в тетради.

Разминка для пальчиков.

1.Физминутка «Капуста!

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

с. 6  задание 1  - в тетради

         задание 2 - на доске 

Что такое мир? (два значения)

Мир – Земной шар. Планета; мир – согласие, отсутствие войны.    

Физминутка

         задание 3 - на доске 

         задание 6 - на доске 

         задание 7 – устно

V. Итог урока.

- С какими видами шрифтов познакомились на уроке?

Урок 5.

В МИРЕ ЗНАКОВ. ЗВУК И ЕГО ПИСЬМЕННЫЙ

ЗНАК. СХЕМА СЛОВА. РАЗВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СЛОВО»

И «ПРЕДМЕТ» (Азбука, с. 10, «Я читаю?», с. 2-3)

Цели: 

1. Формировать умения различать звуки на слух; звук и его письменный знак, составлять схему слова,  разводить понятия «слово» и «предмет».

2. Развивать память, внимание, фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать умение слушать других.

Ход урока

I. Повторение изученного.

- О чём говорили на прошлом уроке?  (Россия, Родина, семья)

- Что такое речь?

- Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.)

- Приведите примеры устной и письменной речи.

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

- Послушайте мою речь и определите, что я скажу:

- Прозрачные росинки украшают осинку. (Это предложение.)

- Кто может составить схему этого предложения?

Ученик у доски составляет схему:

- Из чего состоит предложение? (Из слов.)

- А из чего состоят слова?

- Вот об этом сегодня мы и поговорим на уроке.

II. Работа над темой.

1. Вспомните ещё раз сказанное мной предложение.

Произнесите его шёпотом. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

Дети выполняют работу.

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.)

- Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? (Паузами.)

- Что вы услышали, когда произносили слова? (Звуки.)

- Из чего же состоят слова? (Из звуков.)

2. Я сейчас буду произносить сочетания звуков, а вы определите, какие из них являются словами, а какие нет: роза, жёлтый, тра-ля-ля, молчит. (Словами являются: роза, жёлтый, молчит.)

- Почему тра-ля-ля не слово? (Оно ничего не обозначает.)

- Какое значение имеют остальные слова?

(Роза - это цветок. Яркий - видный издалека, выделяющийся среди других. Молчит - ничего не говорит.)

- Какой можно сделать вывод? Что такое слово?

Вывод: Слово - это сочетание звуков, которое имеет значение.

3.  Сейчас мы немного поиграем. Я буду формулировать значение слова, а вы по значению назовёте само слово.

- Здание, где учатся дети. (Школа.)

- Первый день недели. (Понедельник.)

- Суп из свежей рыбы. (Уха.)

- Нагревающийся металлический прибор для глажения одежды. (Утюг.)

Физкультминутка

- Я сейчас буду называть разные слова. Если слово обозначает цветок, вы наклоняетесь, чтобы его понюхать и поближе рассмотреть. Если слово обозначает название животного, приседаете, чтобы не попасться ему на глаза.

Ромашка, тигр, тюльпан, мак, рысь, медведь, незабудка, георгин, волк, диван.

-  Почему вы не делали движения, когда было названо слово «диван»? (Оно обозначает мебель, а не название цветка или животного.)

-  Верно. Молодцы! Это была ловушка. Но вы в неё не попались.

III. Работа с учебником (с. 10).

1.Рассмотрите картинку.

- Скажите, кто позирует художнику.

- Вы произнесли звуки в определённом порядке.

- Что получилось? (Слово КОТ.)

- Его можно записать разными знаками. Учитель показывает на доске схемы и слово КОТ.

- Что обозначает каждый кружок (квадрат.)? (Звуки.)

- Сколько звуков в этом слове? (Три звука.)

-  Но слово «кот» можно записать и специальными значками. Что это за знаки?

(Буквы.)

ВЫВОД: ЗВУКИ МЫ ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ, А БУКВЫ МЫ ЧИТАЕМ И ПИШЕМ.

2. Отгадайте загадки и составьте схемы слов-отгадок.

Работа выполняется на доске. Сначала дети квадратами (кружками) обозначают звуки слов. Дети, которые знают буквы, могут записать слова.

  1. Молоко пьёт,
  2. Песенки пост.
  3. Чисто умывается,
  4. А с водой не знается.

2)   Через речку лёг,

Пробежать не мог.

3)   В шубе летом,

А зимой раздетый.

4)   Сто одёжек,

И все без застёжек.

3. Словами человек называл всё, что он узнавал и создавал сам. Неужели действительно всё имеет своё название? Проверьте.

Дети рассматривают рисунки в учебнике (дом, избушка, комар, жираф).

- Что можете сказать о доме? (Большой, четырёхэтажный, высокий.)

- Сколько звуков в слове дом? Как вы узнали?

- Произнесите последний звук в этом слове.

- Как он произносится?

- Подчеркните соответствующую букву синим цветом.

- Что можете сказать об избушке? (Маленькая, деревянная и др.)

- Сколько звуков в этом слове?

- Произнесите последний звук в этом слове.

- Как он произносится?

- Подчеркните соответствующую букву красным цветом.

- Как вы думаете, почему мы их подчеркнули разными цветами?

- Об этом подробнее поговорим на следующем уроке.

- Сравните величину предмета и величину слова.

- Что заметили?

- Зависит ли величина слова от величины предмета и наоборот?

- Что можете сказать о комаре и жирафе? (Комар - маленький, жираф, - большой.)

- Что скажете о величине слов? (Они одинаковые.)

Почему комар маленький, а жираф - большой, но слова по величине одинаковые? Какой вывод можно сделать?

Вывод: величина слова не зависит от величины предмета и наоборот.

- Каким цветом подчеркнуть последние буквы в словах комар и жираф.

- Какие звуки они обозначают?

- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Живые и неживые.)

- На какой вопрос отвечают живые предметы? (Кто?) Неживые? (Что?)

-  Когда слова отвечают на вопросы кто? что? Когда обозначают предметы (называют их), их в русском языке называют именами существительными. Об этом мы ещё будем говорить на уроках русского языка.

Физкультминутка

КАРЛИКИ - ВЕЛИКАНЫ

Дети встают из-за парт. Учитель предупреждает, что они должны на слово «великаны» поднимать руки вверх, на слово «карлики» - приседать.

Учитель пытается запутать учеников. Например, он говорит «великаны», а сам приседает. Ученики должны сделать правильно, то есть поднять руки вверх.

4. Рассмотрите предметы в нижнем задании.

-  Что можно сказать о нарисованных предметах? (Белка живая, а свечка, грелка и печка - неживые; все нарисованы по одному; у свечки и печки огонь, а у грелки и белки его нет.)

- Как отличить предмет от слова, которое его обозначает?

(Предмет можно взять, потрогать, а слово можно произнести, услышать, написать.)

- А что можно сказать о словах?

- Что общего между словами?

- Как можно соединить предметы парами? Почему? (Рифмующиеся слова.)

Можно предложить детям вместе с родителями составить четверостишие со словами: свечка - печка, белка - грелка.

Доска. Составить предложения со словом кот.

КОТ. ПУШИСТЫЙ КОТ. ПРИШЕЛ ПУШИСТЫЙ КОТ.

- Показать схему самого короткого предложения.

- Показать схему самого длинного предложения.

- Показать схему предложения, в котором 2 слова.

- Прочитать с различным ударением предложение.

- Прочитать с разной интонацией.

- Какой речью пользуемся, читая схемы?

Составить предложение со словом БЕЛКА. Начертить его схему.

IV. Итог урока.

- Вам понравился наш урок?

- Что нового вы узнали?

- Из чего состоит наша речь? предложения?

- Что такое слово?

Домашнее задание: «Я читаю?» (рассмотреть с. 2-3).

Урок 5.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ (с. 11)

Цели: дать понятие «гласные и согласные» звуки; формировать умения читать схемы слов.

Ход урока

I. Повторение изученного.

На доске схема слов (схемы могут быть развешаны в классе).

-  Отгадайте загадки, а к словам-отгадкам подберите нужную схему.

1.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

                                (Белка.)

2.      

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

                                (Волк.)

3.      

Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, он хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

                              (Павлин.)

Дети, которые умеют читать и писать, могут в схемы вставить буквы или подписать под схемами слова.

- Какая схема осталась без внимания? Почему?

- Подберите к этой схеме слова.

Дети подбирают слова к схеме: кот, кит, рак, мак.

- Сколько звуков должно быть в словах? (Три звука.)

- На какой вопрос отвечает слово белка! волк! павлин! (На вопрос кто?)

- Почему?

Кто запомнил, как называются слова, которые отвечают на вопрос кто! (Существительные.)

II. Работа над темой.

- Произнесите отдельно каждый звук слов кот, кит, рак.

- Какие звуки вы смогли «пропеть»? ([о], [и], [а].)

-  В русском языке звуки, которые произносятся свободно, состоят из одного голоса, их можно пропеть, называются гласными (от «глас» - голос.)

- В алфавите гласных звуков 6, а букв, которыми обозначаются звуки, - 10.

- Произнесите ещё раз звуки [а], [и], [о].

При произнесении этих звуков воздух проходит через горлышко свободно или встречает препятствие? (Воздух проходит через горлышко свободно.)

- Давайте произнесём остальные звуки в словах, ([к], [т], [р].)

- Как проходит воздух через горлышко при произнесении звуков [к], [т], [р]. (Воздух встречает препятствие.)

- Попробуйте эти звуки протянуть или пропеть.

- Что заметили? (Эти звуки не тянутся и не поются.)

-  При произнесении этих звуков воздух во рту встречает препятствия (губы, зубы, язык.). Эти звуки нельзя пропеть, они не похожи на музыкальные ноты, это, скорее, шумы. И назвали эти звуки согласными.

- Согласных звуков в русском языке 36, а букв - 21.

-  Как вы думаете, какие звуки (гласные или согласные.) чаще встречаются в речи?

- В речи чаще встречаются согласные звуки.

-  Почему звуков больше, чем букв, вы узнаете на следующих уроках.

- Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак:

Дыхание свободно в каждой гласной, В согласной прерываемся на миг... Звучит в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья...

-  Понаблюдайте перед зеркалом, как произносите гласные и согласные звуки.

У каждого ребёнка зеркало.

- Назовите звуки в словах слон, рак.

- Какие из них гласные, а какие согласные?

-  Чтобы почувствовать это, медленно, растянуто произносите слова

Физкультминутка

- Я буду произносить гласные и согласные звуки. Если вы услышите гласный звук, изображаете полёт ос. Если услышите согласный звук, останавливаетесь, это препятствие.

Учитель произносит вперемежку гласные и согласные звуки. Дети выполняют движения.

- Как же можно назвать тему нашего урока? (Гласные и согласные звуки.)

 

III. Работа с учебником (с. 11).

1.  Рассмотрите картинки и схемы к ним. (Мак, кот, крот, луна.)

- Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Гласные они или согласные?

- И теперь в схемах слов мы будем раскрашивать красным цветом квадратики с гласными звуками.

2.  Назовите нарисованные предметы. (Мышь, морковь, мачта.)

-  Раскрасьте одним цветом те из них, названия которых начинаются одним и тем же звуком.

- Что заметили? Какие это звуки? Почему?

IV. Закрепление изученного.

Полетали-полетали осы и решили отдохнуть.

- Скажите, на какое дерево они сели: на липу или иву? В названии дерева, на которое сели осы, три звука. (Ива.)

-  Назовите их по порядку и скажите, какие они, гласные или согласные? Докажите своё мнение.

-  На картинках изображены предметы, которыми питаются осы. Назовите их. (Жук и муха.)

- Напротив картинок две схемы:

Составьте к ним своё задание.

Дети называют свои задания и выполняют их.

V. Итог урока.

- С чем мы сегодня познакомились? (Со звуками речи.)

- На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- По каким признакам можно узнать гласный звук? согласный?

День пятый

Обучение грамоте (Письмо)

Тема: Звуки и буквы.

Цели: 

1. Познакомить с понятиями:  «звуки», «буквы»; учить видеть сходство и различие в написании печатных и письменных букв; создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не

совпадать.

2.Развивать внимание, логическое мышление, умение правильно сидеть и держать ручку.

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: плакат, пропись №1.

 

Ход урока:

I.  Орг. момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с печатными и письменными буквами, схемами слов, а также закрепим правила посадки при письме.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

II. Знакомство с понятиями «звук», «буква».

 с. 5   задание 1 - устно

    Вывод:   Звуки речи - произносят и слышат.  Буквы - мы видим и пишем.

III.  Работа в тетради.

 задание 2 - на доске 

Разминка для пальчиков.

Наши алые цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

(Плавное раскрывания пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Помахивание руками перед собой)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(Плавное опускание рук)

Головой качают,

Тихо засыпают.

Физминутка

         задание 3 - на доске 

         задание 4 – в тетради 

V. Итог урока.

- В чём различие звука и буквы?



Предварительный просмотр:

Урок 1

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ МАТЕМАТИКА

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учеников с новым предметом и учебником; способствовать формированию у детей общего представления о понятии «математика».

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают необходимость изучения математики для получения знаний.

Личностные: понимают значение математики в жизни человека.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; выполняют учебные действия устно, мысленно.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении); осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в рисунках.

Коммуникативные: проявляют интерес к общению; используют простейшие речевые средства для передачи своего мнения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока, подготовка учащихся к работе на уроке, проверка рабочего места.

  1. Знакомство с учебником.

-  Мы сегодня с вами познакомимся с замечательным учебником, который научит нас считать, решать задачи, мыслить, быть смекалистыми и догадливыми.

-  Посмотрите на обложку. Кто прочитает, что написано? атематика.)

- Что вы видите на обложке? Что хотел выразить художник этим рисунком?

Дать возможность учащимся высказаться. Обратить внимание на их речь.

Учитель  знакомит учеников с пословицами:

• Знаешь счет, так и сам сочтешь.

• Испокон века книга растит человека.

- Переверните страничку.

Работа над терминами на форзаце.

-  Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? (Двойные листы плотной бумаги, расположенные в книге между блоком и переплётом.)

Далее дети рассказывают, что они видят на форзаце.

- Давайте рассмотрим следующую страницу.

- Кто написал нам учебник?

Дети или сам учитель читают фамилии авторов.

-  Как вы думаете, кого изобразил художник в виде царицы? В виде каких цифр изображена её свита?

Учитель читает фразу: «Математика - царица всех наук» (К. Ф. Гаусс).

- А на следующей странице нам авторы написали письмо. Давайте прочитаем его.

Учитель или ученик читают.

-   Как назвал математику Льюис Кэрролл? (Страна чудес, страна воображения.)

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

III. Работа над новым материалом.

- Что вы знаете о математике?

-Рассмотрите рисунки на с. 4-5. Где в жизни нужна математика?

- Прочитайте текст на с. 5.

- В каких случаях вам нужна математика?

Очень-очень давно, так давно, что трудно себе представить, когда это было, еще до нашей эры, люди не умели считать и не знали цифр. Но им надо было определять количество добычи во время охоты или рыбной ловли, делить ее между собой. Вырастив урожай, надо было подсчитать его, чтобы знать, хватит ли зерна до следующего урожая, какую часть можно поменять у других племен на предметы, которые очень нужны (наконечники для копий, посуда.) Как же они это делали? А вот как, например... Люди насыпали зерно в большие глиняные чаны, выкладывали против каждого такого чана один наконечник. Пять чанов - пять наконечников. Такой обмен без счета был, как им казалось, справедливым.

Сменялись годы, прошло много лет с тех пор. Люди научились выращивать богатые урожаи, охотиться. Они не могли использовать все, что добывали. Начал развиваться обмен предметами. Людям очень нужно было научиться считать. И вот что они придумали. Стали считать по пальцам рук и ног. Одна рука - это означало пять предметов, две руки - десять предметов. Человек - это количество пальцев на руках и ногах, то есть двадцать. Прошло еще много сотен лет - люди придумали названия числам.

Условный значок, которым они записывали число, - цифра - появился еще позднее, чем названия чисел. У некоторых народов, например в Древней Руси, цифры обозначались буквами. Над буквами ставился специальный значок, чтобы можно было отличить букву, с помощью которой записывают слова, от той, которая обозначает число.

- Как вы думаете, удобно это?

Потом появились римские цифры (написать на доске):

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X и т. д.

На старинных зданиях, на некоторых часах и в оглавлении книг мы и сейчас можем увидеть эти цифры. В Индии придумали, как записывать числа вот такими знаками (написать на доске):

1,2,3,4,5,6,7,8,9.

В Европе эти цифры стали известны по арабским сочинениям. Отсюда их традиционное название - арабские цифры. Само слово «цифра» тоже пришло из арабского языка.

Физкультминутка

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

IV. Практическая работа в тетради.

- Если можете, напишите что-нибудь, что, по-вашему, относится к математике.

Учащиеся пишут в тетради.

V. Подведение итога.

VI. Рефлексия.

- Почему возникла математика?

- Как считали люди, когда не знали чисел?

- Какие цифры появились первые и как они назывались?

- Где придумали цифры, которыми мы пользуемся сейчас?

- Как их традиционно называют?

- Вам понравилось на уроке?

- А что вы узнали нового для себя?

Урок 2

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений ориентироваться в пространстве и на плоскости, сравнивать объекты по количеству; содействовать закреплению понятий «слева», «справа», «вверху», «внизу»; создать условия для подготовки руки к последующему письму цифр.

Планируемые результаты образования: Предметные: имеют представление о понятиях «слева», «справа», «вверху», «внизу»; умеют ориентироваться в пространстве и на плоскости, сравнивать объекты по количеству.

Личностные: проявляют положительное отношение к изучению математики, интерес к учебному материалу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные: принимают участие в коллективной работе; высказывают свою точку зрения, рассуждают, делают выводы и обобщения.

Оборудование: счетный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.

II. Минутка смекалки.

-Отгадайте загадку.

Стучат, стучат.

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут да тут.

(Часы.)

- Так и у нас на уроке нельзя скучать, а надо быть внимательным.

- Посчитайте!

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря.

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведерка

Появился хитрый кот...

Сколько рыб домой

Егорка

На уху нам принесет?

(Нисколько.)

III. Повторение изученного материала.

- Так зачем же нам нужна математика? Выслушать мнения двух-трех учеников.

IV.  Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.

-  Сегодня мы с вами будем работать над понятием «много- мало».

- А что такое много? Когда мы так говорим?

Учащиеся приводят примеры

- А когда мы говорим мало?

Дети приводят примеры из жизненных ситуаций.

- На дереве слева много яблок?

На доске картинки: две яблони.

- Правильно, много, нам даже не сосчитать.

- А справа - много или... как еще можно сказать?

-  Правильно, мало, да вон (учитель называет ученика по имени) даже сосчитал - всего два.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Работа  по учебнику.

Задание  1 .

- Посмотрите на рисунки.

- Где больше вишен - справа или слева?

- Где мало?

- Где нарисована большая корзинка?

- А где маленькая?

- Как собрать урожай в эти корзинки? Дайте совет.

- Как вы думаете, если мы выполним задание по учебнику, войдут у нас собранные вишни слева с дерева в маленькую корзинку?

-Так какую корзинку надо нарисовать под левым деревом, а под правым? Докажите это.

- Что еще можно сравнить на этом рисунке по количеству, используя слова много, мало? (Ромашки, облака.)

Задание 2.

- Нарисуйте палочки в тетради.

Учитель следит за правильностью выполнения, положением тетради и ручки при письме.

Физкультминутка

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем!

 Задание 3.

- Сколько на рисунке птиц? Сколько коров? домов?

-  Какие животные на рисунке расположены вверху, а какие -внизу?

- Рассмотрите рисунки в рамке. Что из них можно разместить вверху, а что - внизу?

- Сколько птиц станет на рисунке? Сколько всего животных?

- Что на верхнем рисунке можно сравнить по количеству?

Задание 4.

- Сравните рисунки: чем они похожи и чем различаются?

V. Итог урока. Рефлексия.

- С чем познакомились на уроке?

Урок 3

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ФОРМЕ

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения сравнивать объекты по форме, по цвету; создать условия для подготовки руки к письму цифр посредством графических работ.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умеют сравнивать объекты по форме, цвету, выполнять графические работы.

Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики.

Метапредметные (критерии сформирован ноет и/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: проговаривают последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: выполняют разные виды сравнения предметов; проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов.

Коммуникативные: используют простейшие речевые средства для передачи своего мнения.

Ход  урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.

II. Устный счет.

Упражнение для логического мышления (развитие внимательности).

- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

- В вазе - 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (В вазе было 3 тюльпана.)

1. На наборном полотне картинка - ракета.

Учитель: Вы любите путешествовать? Зачем нам ракета? (Для полета!) Когда ракету готовят к старту, сначала ведут счет в порядке возрастания от 1 до 10, а затем обратный счет - в порядке убывания от 10 до 1и ракета взлетает. Нашей ракете тоже нужен отсчет. Посчитаем? Дети считают хором от 1 до 10 и от 10 до 1.

III. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.

Учитель: Наша ракета приземлилась. Как она называется, вы сейчас догадаетесь. Посмотрите, какие удивительные жильцы нас встречают.

На наборном полотне квадраты разного размера и цвета, среди них - круг.

Учитель: Один из них - обитатель другой планеты. Кто здесь «чужак»? Почему?

Дети: Круг, остальные - квадраты.

Учитель: Как вы быстро догадались! Значит, это планета...

Дети: Квадратов!

- Сколько жителей встречают нас, посчитаем!

Учитель: Чем похожи жители этой планеты?

Дети: У них тело одинаковой формы - квадрат; руки, ноги - палочки; глазки - точки.

Учитель: Кто дополнит, поправит? А ты как думаешь?

А чем отличаются?

Дети: Цветом: есть красные, желтые и один зеленый.

Учитель: Сколько красных? Желтых? Зеленых?

Кто еще увидел отличия?

Физминутка

IV. Закрепление изученного.

Работа по учебнику. Задание 5.

- Сколько песочниц на рисунке? Сравните верхние песочницы. Чем они похожи? Чем различаются? В какой верхней песочнице много песка? В какой мало?

Сравните нижние песочницы по форме и количеству песка в них.

- Сравните песочницы, расположенные справа.

- Теперь сравните песочницы, расположенные слева.

- Сколько круглых песочниц? Сколько квадратных?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

 Все умеем мы считать.

 Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Задание 6.

-  На каких предметах можно увидеть квадрат, круг, треугольник? Назовите эти предметы.

-  Нарисуйте в тетради столько кругов, сколько на странице круглых песочниц, и столько квадратов, сколько квадратных песочниц.

Задание 7.

- Сравните рисунки.

- Что значит сравнивать предметы? Объясните.

Физкультминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопаем.

Ручками похлопаем.

Мы немножко отдохнем,

Сядем и писать начнем.

Задание 8.

-  Посмотрите на классную комнату. Что расположено слева от тебя? Что справа?

- Есть ли в школьном кабинете предметы, которые различаются только по форме; только по цвету; по форме и по цвету?

Задание 9.

- Нарисуйте палочки в тетради.

Учитель следит за посадкой учащихся и письмом, а также расположением на парте тетради. Задание 10.

-  Что на самом деле было сначала? Что потом? Посмотрите на рисунки и расскажите.

Ш. Итог урока. Рефлексия.

- Вам интересно было на уроке? Что вам понравилось?

Урок 4

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ.

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения сравнивать предметы по размеру и формированию навыка порядкового счета предметов.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о порядковом счете; умеют сравнивать предметы по размеру.

Личностные: имеют первоначальное представление о знании и незнании.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов.

Коммуникативные: проявляют интерес к общению; воспринимают мнения одноклассников о математике.

                                                    Ход  урока

I. Организационный момент.( Сообщение темы и целей урока. Привитие навыков школьной культур).

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

II.Устный счёт.

Счёт.

На березе росло 10 яблок. Подул сильный ветер, и 5 яблок упало. Сколько осталось?

Ответ: На березе яблоки не растут.

III. Повторение изученного материала.

- Сколько в бочке воды? (Много.)

- А в ведерке? (Мало )

- Сколько овощей?

- А фруктов?

Выслушать ответы детей и сделать вывод.

 IV. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.

Задание 11.

-  Чем похожи мячи на верхней полке? Чем похожи мячи на нижней полке?

- Чем отличаются мячи на верхней полке от мячей на нижней?

- Теперь сравните полки по количеству мячей. На какой полке мячей больше, на какой - меньше? Сосчитайте мячи на любой из полок.

- Чем похожи между собой все мячи на свете?

- Назовите предметы, которые похожи на мяч по форме.

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Задание 12 (работа в паре).

- Какой лист «лишний»? Почему? Объясните свои ответы.

- Сколько сейчас листьев на рисунке? А если один лист улетит, сколько останется?

Задание 13.

-  Что на самом деле было сначала? Что потом? Посмотрите на рисунки и расскажите.

Задание 14.

- Расскажите, где находится каждый щенок. Первый слева щенок - под деревом, второй... Где находится кот?

- Сколько всего щенков на рисунке? Сколько всего животных?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять,

Остановились на лугу.

Я вперед быстрей бегу.

Лютики, ромашки,

Розовые кашки

Собирал наш первый класс.

Вот какой букет у нас!

Задание 15.

- Сравните предметы.

- Рассмотрите рисунки. А так бывает?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

Урок 5

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ПО ПОЛОЖЕНИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения сравнивать предметы в пространстве, использовать термины «между», «раньше», «позже»; создать условия для развития связной речи и подготовки руки к последующему письму цифр посредством (графических работ. Планируемые результаты образования: Предметные: имеют представление о понятиях «между», «раньше», «позже»; умеют сравнивать предметы в пространстве.

Личностные: проявляют положительное отношение к изучению математики, интерес к учебному материалу.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - У УД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение.

Коммуникативные: принимают участие в коллективной работе; высказывают свою точку зрения, рассуждают, делают выводы и обобщения.

Ход  урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт

1.Папа – слон слону – сынишке

Подарил четыре книжки.

Их слонёнок прочитал

И друзьям своим раздал.

Книгу дал он бегемоту,

Две – морскому кашалоту.

Сколько книг осталось у слоненка?

2. Назовите соседей числа 5, 2 и т.д.

III. Повторение изученного материала.

На  доске иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди» (на усмотрение учителя).

- Посмотрите внимательно на картину. Что нарисовано на картине справа?

- Что нарисовано слева?

-  А сколько яблок на яблоне? Если мы не умеем считать, не знаем чисел, то что мы можем сказать о количестве яблок? (Много яблок.)

- А гусей? (Мало.)

- Что нарисовано вверху? А внизу? Где сидит девочка с братцем?

- Сколько летит гусей? (Мало.)

Дети, которые владеют счетом, могут посчитать.

- Какой гусь посредине? (Серый.) И т. д.

- Вы на все вопросы ответили правильно, хорошо усвоили понятия «вверху-внизу», «много-мало».

IV. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.

Задание 16.

-  Где нарисован щенок? Где котенок? Кто нарисован между ними? Кто посередине?

- Кто рядом с белочкой? Кто слева от нее? Кто справа?

- Кто слева от мышки? Кто справа от нее?

- Кто крайний слева? Кто крайний справа?

- Сколько зверей на рисунке?

Задание 17.

- Чем различаются цветы? Чем они похожи?

-  Какой цветок из нижнего ряда больше остальных подходит к цветам верхнего ряда? Почему?

- Сколько цветов в каждом ряду? В двух рядах вместе?

- Найди среди всех цветов два одинаковых по форме. Чем они различаются?

- Чем похожи и чем различаются второй и третий цветы нижнего ряда?

Физкультминутка

Задание 18. – в тетради

- Сравните палочки, из которых составлен узор.

- Перерисуйте и продолжите узор до конца строки.

Задание 19.

- Чем похожи рисунки? Чем различаются?

- Что у домиков имеет разную форму?

- Нарисуйте в тетради столько квадратов, сколько цветов на рисунке слева, и столько кругов, сколько цветов на рисунке справа.

Задание 20.

-  Придумайте рассказ по рисункам. Что случилось раньше? Что произошло позже?

- Что на рисунках относится к математике?

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке? Да, ребята, конечно, на уроке математики много интересного.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Ю. Яковлев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые дни ребёнка в школе

Первое сентября! С этим днём у каждого из нас связано самое светлое...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Цикл адаптационных занятий с первоклассниками "Первые дни ребёнка в школе"

Матери ал разработан для учителей, которые проводят в первую неделю сентября цикл адаптационных занятий...

Родительское собрание первые дни ребёнка в школе

Презентация помогает педагогам в проведении первого родительского собрания. Добавив несколько слайдов по своему усмотрению, можно познакомить родителей с проблемами  обучения сына или дочери в шк...

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»

Задачи:     1.  познакомить родителей  с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлен...

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»

Задачи:     1.  познакомить родителей  с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу...